29 марта 2005
1514

Владимир Лукин: `Я хочу домой!`

У каждого ребенка есть право на эту фразу, но не у каждого есть отчий дом
Вчера в Москве состоялся "круглый стол" "Право ребенка на семью: проблемы семейного устройства российских детей-сирот", который проводил Экспертный совет при уполномоченном по правам человека в Российской Федерации во главе с самим уполномоченным Владимиром Лукиным.


Как прозвучало на "круглом столе", россиян, желающих усыновить сирот, совсем немного: в 2003 году россияне усыновили 7331 ребенка из 750 тысяч детей в сиротских учреждениях. Ребятишек с тяжелыми диагнозами, "плохой" наследственностью российские граждане усыновлять не отваживаются: усыновить ребенка - взять на себя пожизненную ответственность, усыновить серьезно больного ребенка - ответственность удесятеренная, нести которую можно, лишь имея соответствующие возможности, и не в последнюю очередь материальные. Детей с ВИЧ, с тяжелейшими болезнями, с врожденными уродствами усыновляют иностранцы. Из 7852 российских сирот, усыновленных зарубежными семьями в том же 2003 году, 196 детей - инвалиды.

Спор отдавать или запретить отдавать наших сирот иностранцам начался не вчера, а много лет назад, когда в начале 90-х первые российские дети стали передаваться на усыновление в США. Сторонники международного усыновления ссылались на Конвенцию ООН "О правах ребенка", подписанную Россией, и не уставали убеждать оппонентов и общество в том, что право любого ребенка иметь семью свято, и если ему не нашлось приемных родителей на родине, пусть он найдет домашнее счастье хоть в Италии, хоть в Америке. Противники твердили о "разграбляемом генофонде российской нации" и пугали то же общество страшилками про "разбор детей на органы".

Сегодня сторонники продолжают стоять на прежних принципах приоритетности интересов ребенка и, защищая права детей-сирот на родительскую любовь, какой бы она ни была национальности, стремятся развивать и совершенствовать российскую систему международного усыновления. Их оппоненты поменяли тактику. И заявляя, что они "не против международного усыновления", выступают с инициативами, которые тормозят процесс сотрудничества России с другими странами в этой области.

Пример такой законодательной инициативы привел в своем выступлении один из инициаторов "круглого стола", член Экспертного совета, руководитель общественной организации "Право ребенка" Борис Альтшулер: "Спасибо председателю Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи Екатерине Лаховой и председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике Валентине Петренко за внесенную в закон поправку, продлившую на четыре месяца ожидание полуторагодовалой девочки Ренаты. Ей требуется срочная операция. Американские усыновители ждут малышку и уже договорились с врачами, но вынуждены ждать с ноября прошлого года, пока по новому положению не истек срок нахождения данных девочки в региональном банке данных сирот. А теперь должны истечь полгода пребывания этих сведений в банке данных федеральном!" До внесения поправки в Семейный кодекс РФ информация о детях в течение двух месяцев хранилась в региональных банках и предлагалась только российским усыновителям. Затем, если желающих усыновить ребенка в регионе не находилось, данные шли в федеральный банк, где также "выдерживались" в течение трех месяцев. И лишь после этого ребенок предлагался иностранным усыновителям. По принятому в прошлом декабре закону этот "карантин" для иностранцев на информацию о детях был продлен до трех и шести месяцев соответственно. Поэтому оформление усыновления Ренаты ее новыми американскими родителями так затянулся, хотя из-за тяжелого диагноза девочки счет времени, когда хирурги еще могут помочь, идет на дни.

Острая дискуссия на "круглом столе" шла вокруг вопроса: должна ли Россия поторопиться ратифицировать Гаагскую конвенцию о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления, подписанную ею еще в 2000 году? Ратификация этого документа, убеждали выступившие в дискуссии Владимир Лукин, Элла Памфилова, представитель ЮНИСЕФ в РФ и Белоруссии Карл де Рой и посол США в России Александр Вершбоу, поможет получить гарантии того, что международное усыновление будет совершаться исключительно в интересах ребенка и с соблюдением его прав. Это также поможет предотвращать такие негативные явления в этой сфере, как похищение, торговля детьми, их незаконный вывоз из страны.

Однако первый заместитель председателя Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи Тамара Фральцова, озвучившая позицию Комитета, считает, что спешить с ратификацией Конвенции не стоит. Хотя бы потому, что, сделав это, Россия уже не сможет осуществлять эффективный контроль за условиями жизни усыновленных российских детей за границей.

http://www.rg.ru/2005/03/29/siroty.html

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N3731 от 29 марта 2005 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован