16 мая 2002
3184

Владимир Мау: `Высокий рост - не самое главное достоинство`

Владимир Мау считает, что структурные преобразования важнее



Проблема недостаточно высоких темпов экономического роста с подачи президента Путина стала едва ли не основной для правительства. Существуют ли у отечественной экономики объективные возможности развиваться быстрее, чем сейчас, - об этом наш разговор с руководителем Рабочего центра экономических реформ (РЦЭР) при правительстве РФ Владимир Мау.

- Владимир Александрович, как вы оцениваете макроэкономические результаты, достигнутые с начала года?

- Все основные параметры в целом повторяют результаты предыдущего года: спад в январе - феврале, весной восстановление темпов... Пока все идет нормально.

- Но президент, суд по его посланию Федеральному собранию, настроен критически в отношении недостаточных темпов экономического роста...

- Меня смущает избыточное внимание прессы к проблеме количественных показателей экономического роста. В том же послании президента поднимаетс много важнейших проблем, и прежде всего институциональных факторов, которые и должны обеспечивать рост. Конечно, экономический рост важен. Но важен он в долгосрочной перспективе, а не на один год. Технически и статистически не так трудно устроить экономический рост в течение года, как, например, делал Лукашенко в Белоруссии. Вопрос в том, насколько устойчив он будет в десятилетней перспективе. И здесь есть больша проблема, поскольку краткосрочные (конъюнктурные) и долгосрочные интересы часто не совпадают. Не следует забывать о структурных реформах, которые и являются источником устойчивого, длительного роста.

- Какова цель подобной структурной трансформации?

- Обеспечить постиндустриальный прорыв. Не просто рост традиционных отраслей - металлургии, пищевой и прочих, - но развитие сектора высокотехнологичных услуг.Признавая, что рост и особенно - на душу населения - очень важен, надо четко понимать, что характеризующие его цифры не могут быть единственным критерием политической оценки эффективности деятельности правительства.

- Как же понять тогда критику президента?

- Я, разумеется, у него не спрашивал, но если вы внимательно посмотрите послание в целом, то увидите, что в нем предлагается перечень глубоких системных реформ, которые сложно делать в предвыборный период, но которые важны с точки зрени обеспечения устойчивого роста. И президент на них настаивает!

- Какие реформы вы имеете в виду?

- Принятие пакета по дебюрократизации, связанного как с пересмотром права проверяющих организаций, так и с проблемами стандартизации и сертификации. Дальнейшее развитие налоговой реформы, прежде всего специального налогового режима для малого бизнеса, а также законодательства о свободных экономических зонах. Проведение реструктуризации государственных расходов, система которых у нас сложилась крайне неэффективная. Реформа коммунального хозяйства - не столько на федеральном, сколько на муниципальном уровне. Естественно, трансформация законодательства, касающегос банков и финансовых рынков. Наконец, дальнейшее продвижение в направлении ВТО.

- Складываетс впечатление: если в мире цены на нефть повышаются, то и у нас в экономике все хорошо, и наоборот. А реформы тут вовсе ни при чем. Насколько такое представление верно?

- Отчасти верно. Экономический рост последних двух лет действительно не связан напрямую с реформами, хотя и с ценами на нефть его связь более сложная. Рост является результатом действий правительства, которое впервые за долгие годы проводило ответственную и очень жесткую макроэкономическую политику. В частности, у нас заработало законодательство о банкротстве. Если раньше неплатежи были нормой, даже, можно сказать, делом чести бизнесменов и менеджеров, то теперь за долги вполне реально лишитьс предприятия. Можно по-разному относиться к ситуации вокруг ТВ 6, но с точки зрения чисто экономической - это наглядная демонстраци бизнесу того, что просроченные долги иметь не стоит. Реформы же 2001 - 2002 годов сыграют свою позитивную роль в экономике чуть позднее.

- Время от времени возникают разговоры о том, что у нас переоценен рубль и неплохо бы понизить его курс по отношению к доллару. Вы согласны с таким подходом?

- Рубль не переоценен. Наоборот, недооценен. Но с точки зрения стимулирования внутреннего производства и, соответственно, экономического роста более дешевый рубль предпочтительнее. Мне представляется, что ответ на ваш вопрос в полной мере зависит от динамики нефтяных цен, то есть от притока долларов в страну. В случае высоких нефтяных цен неизбежен рост реального курса рубля. В случае умеренных или низких нефтяных цен можно ожидать стабильности реального курса, то есть снижения номинального курса в темпе, примерно равном инфляции. При низких нефтяных ценах возможна мягкая и аккуратная девальвация. В любом случае золотовалютные резервы Банка России таковы, что ситуация полностью контролируется денежными властями.

- Ваш прогноз: какой экономический рост мы получим к концу года?

- Порядка четырех процентов. Экономика у нас, слава богу, инерционная и никаких скачков она себе позволить не может.

- Вы достаточно спокойны в своих оценках. А какая, по-вашему, самая большая опасность грозит нашей экономике?

- Отказ от нынешней консервативной макроэкономической политики. Скажем, чрезвычайно опасна попытка стимулировать экономический рост за счет необеспеченных денег. Так же как и проведение промышленной политики в традиционном понимании: давать кому-то льготы, устанавливать искусственно чьи-то приоритеты... Вообще опасно применять любые экзотические меры в области экономической политики. Есть очень простой критерий: не надо принимать ничего, что непонятно рядовому инвестору, читающему "Файненшл Тайме".


Дмитрий Докучаев
Общая газета
16.05.2002
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/friends.cgi?news=00000000935
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован