28 июля 2000
3831

Владимир May. Политика на весах фондового рынка

На наших глазах происходит формирование нового контракта с потенциальными инвесторами




Вряд ли у кого вызывает сомнение, что главной практической задачей экономической политики в настоящее время является привлечение инвестиций в реальный сектор. Без инвестиций экономический рост будет неустойчивым и краткосрочным, и мы так и будем постоянно обсуждать, сколько месяцев (а не лет) он еще продлится. В проблему инвестиций упирается и решение стратегической задачи сокращения разрыва с наиболее развитыми странами мира, и поддержание на должном уровне социального сектора (прежде всего образования, здравоохранения и науки).

Не менее ясно, что инвестиции зависят не только от сферы собственно экономической. Важны нормативные акты, важна практика их исполнения. Важны политический климат и предсказуемость действий властей. Но кроме измеряемого экономически и описываемого юридически, крайне важен психологический фон, формирующий некоторый уровень доверия к стране, который позволяет сделать простой вывод: с этими парнями можно иметь дело. Или нельзя.

В настоящий момент мы как раз являемся свидетелями и участниками формирования нового "контракта" российской политики с потенциальными инвесторами. Почти все правовые решения, необходимые для устойчивого ведения бизнеса, приняты. Макроэкономическая ситуация благоприятна. И все-таки должного уровня доверия нет. Поэтому все внимание бизнеса - как отечественного, так и зарубежного - сосредоточено ныне на практических шагах новой российской власти. Особенно на ведущейся уже на протяжении двух месяцев "борьбе с олигархами". Суть проблемы понятна: власть должна быть равноудалена от бизнес-кланов, стоять над ними и не допускать прямого влияния бизнеса на принятые решения. Все бизнес-кланы должны быть равны и никто не должен быть "равнее". Этого требовали многие зарубежные инвесторы. Причем, как мне уже приходилось писать в "Итогах" (см. No 29, 2000), существует объективная основа для ослабления политической роли бизнеса, поскольку с оздоровлением макроэкономической ситуации (прежде всего бюджета) власть более не находится в жесткой зависимости от действий ведущих финансово-промышленных структур.

Однако события "на олигархическом фронте" были восприняты неоднозначно. В прессе часто акцентируется внимание на гуманитарном аспекте проблемы, связанном с правами человека и свободой средств массовой информации. Последнее, безусловно, исключительно важно. Более того, по моему твердому убеждению, свобода слова является в посткоммунистической стране ключевым фактором эффективности проводимого экономического курса. Но помимо этого аспекта, на реакцию инвесторов оказывают влияние и многие другие. О том, как влияет кампания по "выравниванию олигархов" на предпринимательские настроения, можно судить по динамике российских корпоративных рынков - как сводных индексов, так и курса акций ведущих фирм. И здесь мы наблюдаем весьма любопытные тенденции.

Майские события вокруг "Медиа-Моста" совершенно однозначно сказались на рынке корпоративных бумаг - вниз пошли и индекс РТС, и котировки практически всех ведущих компаний страны. Такая динамика вполне объяснима, поскольку формы проведения мероприятия и его цели были малопонятны, а объяснения силовых структур противоречивы. К тому же оно, как представляется, имело отношение не столько к бизнесу, сколько к чистой политике и могло рассматриваться как фактор увеличения политической неопределенности.

Неприятный осадок оставили и события вокруг "Норильского никеля", начавшиеся 20 июня и державшие внимание публики примерно до 11 июля. Резкий спад котировок самой компании не требует комментариев, но вниз пошли и другие "голубые фишки", причем круги от спада расходились довольно долго. Здесь возникло два вопроса. Во-первых, почему выбрали именно этот концерн, результаты деятельности которого из самых удачных в потанинском холдинге "Роспром". Во-вторых, в материалах Моспрокуратуры были фактически поставлены под сомнение права добросовестных приобретателей, что является особенно болезненной темой для частных инвесторов из-за рубежа.

Несколько иначе реагировал рынок на действия налоговых и следственных органов вокруг ВАЗа и ЛУКОЙЛа (11-14 июля). После краткосрочного падения котировок акции стали набирать в цене. А ведь в эти дни силовые структуры демонстрировали исключительно высокую активность. Более того, ЛУКОЙЛ является инвестиционно привлекательной компанией, а ее руководитель пользуется симпатией в международных кругах. И все-таки рынок фактически поддержал требования силовиков.

По-видимому, здесь проявилось доминирование стратегических интересов над чисто спекулятивными. Инвесторы, судя по всему, сочли, что вследствие такого рода действий станет явной скрытая доселе информация. Причем для этого необязательно покупать секреты у следователей. Гораздо важнее, что результатом активности налоговиков может стать реорганизация всей системы корпоративного управления, а возможно, за ней последуют и другие. Возникла надежда на обретение более читаемой формы учета и отчетности, а также (вдруг?) на усиление открытости для акционеров и по другим позициям.

Словом, инвестор ждет и колеблется. Ему хотелось бы знать, чем закончи0тся очередное действие почти бесконечного сериала. И придут ли в его конце счастливые молодожены к венцу. Впрочем, в отличие от сериалов все сейчас зависит от этих самых молодоженов.




Итоги.ру
No. 31 (217) 28 июля 2000

http://www.iet.ru/personal/mau/itogi217.html
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован