03 ноября 2006
3974

Владимир Милов: Российским властям очень полезно обратить внимание на опыт Израиля

Владимир Станиславович, у нас многие эксперты и аналитики в свое время говорили о том, что Грузия полностью энергозависима от России. Сейчас мы видим, что происходит конфликт с использованием политических и экономических мер воздействия, но почему-то ничего не слышно про энергетику. Какова Ваша оценка происходящего?

Несмотря на некоторые негативные и довольно серьезные моменты, Россия пока действует в целом достаточно достойно по той простой причине, что она не начала военных действий, как сделал это Израиль в Ливане после захвата нескольких солдат. Там ситуация была немного другой, но я располагаю достоверной информацией о том, что российское руководство просто бомбардируют всякого рода предложениями и записками о том, то надо начинать военную операцию, конечной целью которой является смещение Саакашвили прямо сейчас, потому что скоро Грузия вступит в НАТО и делать это будет уже поздно. Я точно знаю, что это имеет место и поэтому тот факт, что пока все это не переросло в стадию вооруженного конфликта, я бы оценил осторожно оптимистично. Хотя вся эта ситуация подобна той, когда два барана на речке бодаются рогами.

Мне кажется, что действия руководства обеих стран были в достаточной степени неадекватными. Если говорить о России, то она вряд ли заслуживает особой похвалы за то, что дала приют людям, угрожающим из Москвы сместить Саакашвили. Понятно, что защитная реакция со стороны грузинского руководства в этой ситуации будет. Понятно, что в стратегическом плане они будут стремиться под чей-то зонтик, например, в НАТО, где их, кстати, не очень-то ждут. С другой стороны, будут достаточно резко реагировать на какие-то действия связанные с деятельностью наших военных в Грузии. Я не могу сказать о том, что она безупречна, у меня нет такой информации.

Еще одна принципиальная вещь, которая касается непосредственно энергетики. Для меня, например, очень важны были события связанные с взрывами на газопроводах и на линиях электропередач, поставляющие газ и электроэнергию из России в Грузию, которые произошли в 20-х числах января и практически привели к полному отключению Грузии от электроснабжения в холодный период. Эти взрывы произошли на российской территории, но они не расследованы, виновные не установлены, и то, как к этому делу подошли, вызывает как минимум недоумение. Потому что в интересах России для нормализации отношений с Грузией расследовать, кто это сделал, и наказать виновных, поймать их, а то возникают самые разные мысли на этот счет. Январская история показала, что Грузия в стратегическом плане достаточно уязвима с точки зрения зависимости от России при поставках энергоносителей. Но как и в случае с Украиной, если речь зайдет о каких-то серьезных энергетических, экономических и транспортных эмбарго, как мы наблюдаем сегодня, российские власти должны помнить о том, что могут получить реакцию в виде своего рода бумеранга.

Есть страна, которая является дружественной по отношению к России. Это Армения, которая полностью зависит от транзита не только энергоносителей, но и вообще грузов из России, от перевозок по территории Грузии. Российские власти должны четко понимать, что любая блокада Грузии это одновременно и блокада Армении со всеми вытекающими из этого политическими последствиями. Я не уверен, что у нас адекватно оценивают весь комплекс этих политических последствий, несмотря на мою общую пока позитивную оценку ситуации. То есть, хорошо, что она не переросла в конфликт и будем надеяться, что не перерастет. Но такие меры как транспортная блокада, блокирование денежных переводов и т.д. у меня вызывают крайне тяжелую реакцию. Это совершенно неадекватно случившемуся, это никак не приближает нас к решению проблем. Напротив, это напоминает месть и только разогревает конфликт.

Я думаю, что обеим сторонам в этом конфликте недостает мудрости. Мне кажется, что пора начинать ее проявлять, в том числе, в отношении более глубоких вопросов российско-грузинских отношений, связанных, например, с нашей позицией по ситуации в Абхазии и Южной Осетии. Хотя бы давайте начнем с того, что начнем проявлять мудрость в текущих тактических вопросах. Я сегодня услышал высказывания некоторых американских чиновников о том, что нужно снизить накал риторики. Мне кажется, что нужно прекратить всякие истеричные действия, связанные с блокадами и прочими разными элементами политической мести. Я думаю, что российские власти должны отказаться от любых планов силового смещения грузинского руководства, если такие планы у них есть. Они, безусловно, должны приложить усилия для того, чтобы расследовать те энергетические инциденты, которые случились в январе этого года и предъявить достаточно очевидные результаты публике и отдавать себе отчет, что энергетическое эмбарго Грузии приведет не только к серьезным политическим последствиям для президентства Саакашвили и его правительства, но и к ряду серьезных осложнений в блокаде Армении, что не будет удачным развитием ситуации для России. Это приведет и к другим мерам, например, к ответным мерам Грузии связанным с блокированием воздушного, территориального и водного пространства для российских самолетов, судов и других транспортных средств. Мы видели в истории с Литвой, что попытка растянуть ремонт нефтепровода Дружба, которая привела к перебою в поставках нефти, сразу может вызвать несимметричный ответ в виде ремонта железнодорожных путей, по которым везут россиян и грузы в Калининград.

Мне кажется, что блокады на постсоветском пространстве - неэффективный путь решения проблем. Лучше российским властям подумать, а что неправильного они делали в отношениях с этими бывшими советскими республиками в последнее время, что неправильного делали наши партнеры, понять, что на самом деле это самостоятельные суверенные территории, где живут самостоятельные народы, у которых есть свои интересы, свои взгляды на жизнь и надо с ними договариваться на взаимовыгодной добрососедской партнерской основе. Если это произойдет, то накал этой риторики будет резко снижен, и в итоге острота конфликта, из-за которой все это сегодня происходит, будет снята.

Если Россия сделает первый шаг к примирению, это будет политическим поражением?

У нас перед глазами пример израильско-ливанского конфликта, где Израиль пошел по тому пути, по которому Россия сегодня не идет. Израиль решил в отместку за некоторые не очень масштабные проблемы, возникшие с Хезболлах, разбомбить полстраны. Аргументы, которые при этом использовались, состоят в том, что мы не можем себе позволить уступок террористам или каким-то плохим людям, неважно как они называются, иначе нас будут считать слабыми. Чего Израиль добился? Гибели огромного количества мирных граждан за очень короткое время, разрушения практически половины Ливана. Теперь всю эту инфраструктуру придется восстанавливать всему мировому сообществу. Чего он добился? Политической победы? Нет! Сегодня, насколько я слежу за внутриполитической ситуацией в Израиле, всю эту историю расценивают как тяжелое поражение. Десять дней назад я видел в западных новостях репортаж, где шейх Насралла выступал на митинге в Бейруте и провозгласил себя победителем. История повторяется... Не факт, что большая сильная страна, если будет оказывать силовое воздействие на маленькую и слабую, выиграет. Об этом помнить гораздо важнее, чем о бараньем принципе, если я сейчас уступлю, то меня раздавят. На самом деле в цивилизованных международных отношениях этот принцип не работает. Можно нанести себе силовыми мачистскими акциями больше вреда. Мне кажется, что российским властям очень полезно смотреть на опыт Израиля, крайне неудачный опыт Ливанского конфликта, когда попытка ответить на нехорошее, но не очень масштабное действие Хезболлах привела к тому, что Израиль нездорово себя повел.

У нас есть замечательный опыт с двумя чеченскими войнами, который показал, что наши силовые структуры и вооруженные силы, в первую очередь, абсолютно не приспособлены сегодня для участия в такого рода силовых акциях. Не дай Бог, если российские власти примут безответственное решение за втягивание России в вооруженный конфликт с Грузией! Я подозреваю, что ничем хорошим это не кончится. Хотя есть у нас горячие головы. Они говорят, что у этой Грузии ничего нет, мы их за пару часов двумя парашютно-десантными полками, голыми руками возьмем. Не возьмем! Последствия будут только хуже!

Я не разделяю оценок большинства экспертов, которые звучат сегодня в Москве, о том, что Саакашвили и его режим - психически ненормальные истеричные люди, с которыми невозможно разговаривать. Я был в Грузии в июне, общался с Саакашвили, общался с высшим грузинским руководством и с премьером, с министром иностранных дел. Они произвели на меня нормальное впечатление адекватных людей, с которыми можно вести диалог. Если они не очень здорово вели диалог, это не повод к его прекращению и началу выстраивания силовых акций, блокад и пр. Диалог надо вести. Эффективность политики, в том числе, российских руководителей, определяется, в конечном счете, умением находить компромисс, а не ввязываться в конфликты и войны по каждому поводу.

Последние годы у нас превратились в череду таких войн: то газовые войны, то винные войны, то транспортные войны. Сейчас порочным кругом все это замкнется в энергетических войнах. Я категорически против такого подхода. Я считаю, что примеров того, как это неудачно работает, приносит отрицательные результаты, полно не только в мире, но и на постсоветском пространстве за последние несколько лет.

3 октября 2006

Милов Владимир Станиславович
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?tmpl=comment_doc_print&d_no=61648
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован