Егор САВКИН: - Еще до начала официальной регистрации вы сказали, что через это сито пройдут 10-12 партий. И действительно прошло десять. Как вы так точно все угадали?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Тут дело не в гадании, а в анализе, в том числе и прошлого опыта. Поэтому я говорил, что в выборах примут участие порядка 13-15 объединений, а регистрацию пройдут 10-12. В основе этого прогноза лежала оценка деятельности реальных объединений в области.
Егор САВКИН: - Сколько "стоят" выборы 8 октября в Свердловской области?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - 136 миллионов рублей. Эти деньги были запланированы год назад, когда верстался областной бюджет на 2006 год. Были предъявлены подробные расчеты по каждой статье расходов, они были проверены вдоль, поперек и по диагонали.
Егор САВКИН: - Если представить гипотетическую ситуацию, что на выборы не придет 25% избирателей, ваши действия?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Придется проводить выборы в марте 2007 г. И закладывать в бюджет, работа над которым уже идет, дополнительные затраты, но уже превышающие 136 млн руб. Поскольку в дело вмешается инфляция и решение поднять в следующем году зарплату работникам бюджетной сферы. А в составах участковых комиссий у нас в основном работники бюджетной сферы.
Но я уверен, что этого не будет, как не было еще никогда.
Егор САВКИН: - Какой процент явки будет считаться хорошим для Свердловской избирательной комиссии?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Вы знаете, оценка работы избирательных комиссий никак не связана с тем, сколько людей приходит на выборы. Вообще в наших полномочиях, прописанных в законе, нет обязанностей заниматься обеспечением участия граждан в выборах. Это сделано в соответствии с Конституцией, согласно которой гражданин самостоятельно принимает решение - принимать ему участие в выборах или нет.
А наша задача - дать достоверную информацию о выборной кампании, кто в ней участвует, как она идет. Этим мы и занимаемся, и достаточно плотно. Причем если на поверхности видна работа областной комиссии по информированию, то работа, которую проводят районные и городские комиссии, видна на местном уровне.
С 1993 года мы провели уже 19 кампаний областного и федерального уровня. И ни разу из уст Рябова или Вешнякова мы не слышали ни в адрес нашей комиссии или какой-нибудь другой критику за низкую явку. Потому что участие граждан в выборах - это совокупность многих обстоятельств.
Приведу пример: сейчас в Верхней Туре остановлена одна котельная, тепла нет. Исполняющий обязанности главы города объявил чрезвычайное положение, надо принимать какие-то меры. А люди говорят:
"Не будет тепла - не пойдем на выборы!" Избирательная комиссия тут при чем? Или случай в Талицком районе. В прошлое воскресенье было досрочное голосование на одном избирательном участке. Эти люди живут в деревне, которая находится в 27 км от центра участка. Дороги практически нет, да еще на этом направлении полуразрушенный мост. Жители деревни требовали от главы муниципального образования сделать мост, иначе голосовать не будут. Наступило воскресенье, приехали с избирательного участка к ним (там 58 избирателей), а они не стали голосовать: мост-то не сделан. Я звоню председателю комиссии и говорю: найди ты в деревне мужика, заплати ему 500 рублей, пусть он сделает мост.
Егор САВКИН: - Расскажите схематически, как будут подводиться итоги.
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - В 20.00 заканчивается работа участков и сразу начинается подсчет голосов и избирательных бюллетеней. Порядок этого подсчета, конечно, определен, разработана целая инструкция, проводятся тренинги и деловые игры с членами участковых комиссий, разрабатываются разного рода ситуации...
Егор САВКИН: - Какие могут быть ситуации при подсчете голосов? Вот этот бюллетень - "за", вот этот - "против"...
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Не скажите. Появился, например, бюллетень, в котором отметка не в квадрате, а рядом? Что с ним делать? Или, например, во всех квадратах стоят минусы, а против одной партии - плюс. Считать такой бюллетень действительным?
Егор САВКИН: - Нет, он не действителен, должна быть только одна отметка.
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - По закону, решение о действительном-недействительном бюллетене должна принимать только участковая комиссия и никто больше. Ни район, ни область не могут за них этот вопрос решить. Комиссия должна коллективно обсудить и сделать вывод: волеизъявление избирателя было однозначно или нет?
Так вот, разложили, подсчитали все бюллетени. Каждый разворачивается. Всем показывается, оглашается, потом оформляется премиксы, подписывается в двух экземплярах, и со второго экземпляра всем присутствующим делаются копии. Затем едут в районную или городскую комиссии, предъявляют документы. Там тоже смотрят, чтобы не было исправлений, подчисток, все подписи были на месте. Идут к системному администратору. За системным администратором тоже наблюдает группа контроля. Администратор набирает цифры из этого протокола. Все присутствующие сличают эти цифры. Звучит команда "вводи", и данные по системе ГАС "Выборы" уходят к нам в областную комиссию и в Центризбирком одновременно. И у нас на электронном табло сразу высвечиваются данные по участку такому-то. Когда районная или городская комиссия приняла все протоколы с участков, формируется сводная таблица, которая висит на стене, ее тоже всем видно. Затем они со своей таблицей и всеми протоколами едут к нам. К нам уже все данные в электронном виде поступили, мы их сличаем с данными из сводной таблицы, и если хоть на единицу есть различия, процесс останавливается, комиссия принимает решение, что там нужно провести повторный подсчет, переоформить повторно протокол, если есть техническая ошибка. Они едут назад, собирают эту участковую комиссию со всеми наблюдателями, все заново делают, как требует закон.
Когда у нас готова сводная таблица по всей области, садится вся комиссия и проводится контрольная читка. Это самый напряженный момент.
Егор САВКИН: - Появятся ли у нас прозрачные урны или электронные считыватели бюллетеней?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - А зачем нужны прозрачные урны?
Егор САВКИН: - Чтобы не было вбросов бюллетеней до начала выборов и во время...
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Ну перед открытием участка ящик для голосования всем показывается, что он пустой, закрывается и опечатывается. Далее ящик на виду у всех членов комиссии и наблюдателей, видно, кто и что вбрасывает. А в прозрачные урны бюллетени опускаются, только запечатанные в конверт (это плюс еще дополнительные затраты на конверты), да еще непонятно, что могут в конверт положить в кабине для тайного голосования, может, порошок сибирской язвы? Затем дополнительное время надо на то, чтобы при подсчете вскрыть эти конверты. Поэтому мы обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что прозрачные урны ничего не дают. Что касается комплексной автоматической обработки избирательных бюллетеней (так называемых "Коибов"), их изготовлено 1000 штук, и применяются они в центральных регионах. Нам предлагали в этих выборах использовать 500 из них. Но предложение было сделано тогда, когда кампания уже вовсю шла. Для того чтобы обеспечить доставку, обучение и использование "Коибов", нужно было найти 8 млн рублей. У нас таких средств в смете не было. Если бы нам предложили год назад, мы бы вышли в правительство с проектом другого бюджета (т. е. 144 млн руб.) и может быть, согласились на то, чтобы это использовать. Я предложил в следующем году на выборах в Госдуму в качест-ве эксперимента установить эти аппараты на некоторых участках Свердловской области.
Егор САВКИН: - У вас не возникает желания сделать собственный прогноз итогов?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Я всегда этот прогноз делаю. И практически всегда этот прогноз совпадает с точностью до погрешностей, которые приняты при соцопросах, и даже меньше. У меня есть листок бумаги, который я веду с января. Там у меня было 15 партий, кого я видел участниками выборов и проценты распределения голосов. Из них осталось 12, регистрацию прошли в августе 10. Естественно, я изменил результаты в соответствии с этими данными. И вот буквально два дня назад я для себя сделал раскладку окончательную.
Егор САВКИН: - Озвучите ваш прогноз?
Владимир Моставщиков, председатель Облизбиркома СО: - Хоть я и очень редко ошибаюсь, но все-таки прогноз я делаю для себя.
Автор сообщения: САВКИН Е.
UPMONITOR.RU