13 января 2009
2776

Владимир Пантелеев: Лифт - штука дорогая

Слова "Поехали!" никто не говорил. Просто генеральный директор ООО "Востоклифтремонт" Николай Глухов нажал кнопку, и мы плавно двинулись вверх. Затем вышли из лифта, прошли несколько ступенек пешком и очутились в машинном отделении. В этом не тесном, но и не просторном помещении, как я обратил внимание, есть всего две крупные вещи. Импортная итальянская лебёдка и станция управления лифтом. Никакого дребезга, машинного визга. Техника работает не бесшумно, но мягко, не раздражает.

- Трудностей при монтаже никаких не было, - говорит инженер ООО "Востоклифтремонт" Евгений Световец. - Вдвоём монтировали. Времени ушло чуть больше месяца.

- Качество монтажа, конечно, оставляет желать лучшего, - говорит генеральный директор экспертной организации ООО "Инженерно-производственная фирма "Сиблифтсервис" Анатолий Заболоцкий. - Но все высказанные нами замечания фирма устраняет беспрекословно, и в конечном итоге мы будем рекомендовать Ростехнадзору принять лифт в эксплуатацию.

В общем, ещё до Нового года жители одного из подъездов девятиэтажного дома по улице Набережной города Зеленогорска, где мы побывали, стали ездить на новом лифте, изготовленном Уральским лифтостроительным заводом. Впрочем, не только они. В прошлом году МУП "Городское жилищно-коммунальное управление" Зеленогорска закупило на названном заводе три лифта. Как положено, был объявлен тендер, и именно этот завод, как отметил директор ГЖКУ Анатолий Герасимов, предложил наиболее приемлемые цены на свою продукцию.

Жилищно-коммунальное хозяйство Зеленогорска считается одним из наиболее передовых в Красноярском крае. Именно в этом городе, к примеру, в рамках специальной муниципальной программы впервые были широко внедрены индивидуальные счётчики тепловой энергии и воды в жилых домах, что дало существенную экономию средств жителей и муниципалитета. Однако с точки зрения реформы ЖКХ, идущей по России, этот город, являющийся закрытым административно-территориальным образованием, всё-таки отстаёт. Есть здесь всего одно очень небольшое ТСЖ. Основную же часть жилого фонда в многоквартирных домах обслуживают не частные управляющие компании и ТСЖ, как предусмотрено Жилищным кодексом, а муниципальное предприятие. Поэтому город пока не может претендовать на средства, выделяемые в рамках федерального закона "О фонде содействия реформированию ЖКХ" на капитальный ремонт домов, в том числе и на замену такого дорогостоящего оборудования, как лифты. Муниципалитету приходится тратить на ремонт свои кровные деньги, соответственно и выбор был сделан в пользу наиболее недорогих уральских лифтов.

Денег на всех не хватит

По словам Анатолия Заболоцкого, фирма которого занимается экспертизой промышленной безопасности лифтов и других подъёмных механизмов в большинстве городов Красноярского края, сегодня лифтовой парк региона очень разнообразен. В жилом секторе эксплуатируются лифты, произведённые в Щербинке, Карачарове, Омске, Самарканде, Могилёве и других городах бывшего СССР. На новом жилье нередко монтируются и импортные лифты, особенно китайские. Оборудование лифтов в основном типовое, поэтому проблем с запчастями, как правило, не бывает, детали, произведённые на одном заводе, могут использоваться для ремонта подъёмных механизмов других производителей.

Срок службы лифта - 25 лет. По истечении этого периода его необходимо либо менять, либо модернизировать. По информации председателя ассоциации "Лифтовики Сибири" Иосифа Горанского, всего по Красноярскому краю в жилье установлено 7399 лифтов, причём 1996 из них в январе 2009 года будут считаться отработавшими свой срок службы. К 2014 году устареет ещё 1221 лифт. Высокая степень износа лифтов в значительной мере объясняется рыночными преобразованиями и хроническим недофинансированием отрасли ЖКХ с начала 90-х годов прошлого века и до середины 2000-х годов.

С принятием федерального закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" ситуация существенно изменилась. Средства из этого Фонда будут выделяться до 2012 года. В 2008 году Фондом было выделено 217,5 млн рублей на замену и модернизацию лифтов в Красноярском крае. На эти средства к началу этого года было запланировано заменить и модернизировать в семи городах 230 лифтов, в том числе 100 - в Красноярске. Модернизации подлежат 57 лифтов в городе Шарыпово, оставшиеся 173 - заменены или меняются на новые.

Нетрудно подсчитать, что при существующих объёмах финансирования капитально отремонтировать и заменить все лифты, проработавшие 25 лет, не удастся.

Выделение средств из Фонда сопряжено с рядом существенных условий. Одно из главных - предпочтение отдаётся тем территориям, где имеется в наличии определённый и год от года возрастающий процент ТСЖ. Собственники жилья должны внести пять процентов своих средств от суммы капитального ремонта, остальная доля на условиях софинансирования выделяется из федерального, регионального и местных бюджетов. В соответствии с действующим законодательством, собственники жилья в лице управляющих компаний и ТСЖ сами определяют, с какой подрядной организацией заключать договор на проведение капитального ремонта и чью продукцию они будут использовать. Сегодня не существует правового механизма, который мог бы вынудить их, в отличие от муниципалитетов, в обязательном порядке организовывать торги на размещение заказа при ремонте жилищного фонда и покупать эти услуги как можно дешевле. У них другой интерес - обосновать и защитить такую смету, чтобы она была максимально достойной, а затем освоить средства Фонда.

Цены и эксперты

Я попытался установить, по каким ценам сегодня продаются лифты разными заводами-изготовителями, для чего проанализировал их официальные сайты. В ниже приведённой таблице указаны цены на стандартный лифт (для 9-этажного дома, грузоподъёмностью 400 кг). Цены даны за штуку с учётом НДС (18 процентов).

ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (Московская область) - 669 060 руб.

ООО "Сибирский лифт" (г. Омск) - 632 600 руб.

ОАО "Карачаровский механический завод" (Московская область) - 621 860 руб.

ООО "Уральский лифтостроительный завод"

(г. Екатеринбург) - 580 784 руб.

РУП завод "Могилёвлифтмонтаж" (г. Могилёв, Беларусь) - 556 960 руб.

Как видно из таблицы, самыми недорогими являются белорусские лифты. Если же учесть расходы на транспортировку, то вполне возможно, что для красноярского потребителя самые экономически выгодные не они, а уральские лифты.

Однако мало лифт доставить до места, важно его ещё и смонтировать, протестировать, заплатив за это экспертным организациям и так далее. Согласно расчётам, опубликованным на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ, в общей стоимости проектов по установке лифтов сам лифт стоит лишь чуть более 40 процентов. Этими же методическими рекомендациями определяется и порядок составления сметы. За основу берётся заводская стоимость лифта. Например, сам монтаж оценивается в 95 процентов его заводской стоимости, услуги экспертных организаций в 15 процентов и так далее. Что это означает? Если вы покупаете лифт подороже, то больше денег сможете потратить и на монтаж лифта. Фонд, если ему доказали обоснованность расходов и если региональный и местный бюджеты берут на себя обусловленную установленными нормативами часть затрат, соответствующую смету пропустит и выделит финансирование! Словом, сама система выделения денег из средств Фонда не совершенна, по существу она не стимулирует управляющие компании и ТСЖ покупать наименее дорогую, хотя, возможно, и менее качественную продукцию. Условно говоря, когда можно на те же деньги приобрести 11-12 лифтов, покупается всего десять.

Более того, и сам Фонд фактически провоцирует их делать именно так. На сайте Фонда размещён очень любопытный документ - сравнительная характеристика лифтов, подписанная исполнительным директором некоммерческого партнёрства "Российское лифтовое объединение" А.З.Асатряном. Самые недорогие отечественные лифты - уральские - оценены в нём с точки зрения качества очень нелестно, зато подъёмные механизмы, производимые в Московском регионе, выглядят, как говорится, лучше всех. Объективность этой экспертизы у меня вызвала сомнения. Так, стоимость стандартных лифтов карачаровского и щербинского заводов определена в одинаковую сумму - 621 700 рублей, московского завода "МЭЛ" - в 626 226 рублей, а могилёвского (который, по моим данным, предлагал самые низкие цены) - в 621 860 рублей. Связавшись с могилёвским заводом, я выяснил, что в этой справке сфальсифицированы не в его пользу не только цены, но и некоторые качественные характеристики белорусских лифтов. Могу предположить, что и в отношении других немосковских заводов, не являющихся участниками Российского лифтового объединения, также дана, скажем так, не совсем достоверная информация.

Владимир ПАНТЕЛЕЕВ. Зеленогорск - Красноярск.

www.krasrab.com

13.01.2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован