На вопросы редакции журнала "Стратегия России" отвечает Заместитель Председателя Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по бюджету и налогам, первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Владимир ПЕХТИН
- Владимир Алексеевич, как деятельность думской фракции "Единой России" влияла на жизнь страны в ушедшем году, и какие задачи вы видите перед фракцией в году наступившем?
- Деятельность фракции "Единая Россия" в Государственной Думе IV созыва была направлена на реализацию одобренных 7 ноября 2003 года Всероссийской конференцией депутатов "Единой России" приоритетных направлений законодательной деятельности и решение стратегических задач, поставленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным:
- укрепление конституционной системы органов государственной власти и местного самоуправления, повышение роли и значения политических партий;
- увеличение к 2010 году валового внутреннего продукта в два раза;
- преодоление бедности, повышение в течение трех лет доходов работников бюджетной сферы в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, в том числе путем реализации в 2006-2007 годах четырех первоочередных национальных проектов: "Здоровье", "Образование", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и "Развитие аграрно-промышленного комплекса";
- модернизация Вооруженных Сил и укрепление правопорядка.
За прошедшие два года своей деятельности в Государственной Думе IV созыва фракция "Единая Россия" смогла законодательно обеспечить переход от политики стабилизации государственных и общественных институтов, которая проводилась на протяжении последних 5-6 лет, к политике созидания и экономического развития России.
В результате конструктивного диалога фракции с Правительством Российской Федерации серьезно изменены подходы к финансовой политике государства. Так, начиная с 2006 года, в рамках расходов на государственные нужды впервые выделено 69,7 млрд. рублей на формирование Инвестиционного фонда, средства которого, при участии регионов и частного капитала, обеспечат реализацию крупномасштабных проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры отечественной экономики и создание новых технологий. В целом, инвестиционная составляющая федерального бюджета на 2006 год увеличена до 600 млрд. рублей.
В целом, по отношению к 2005 году, в следующем году предусматривается увеличение доходов федерального бюджета на 66,3 млрд. рублей, расходов - на 730,7 млрд. рублей.
В течение 2004-2005 годов приняты ряд политически значимых актов, направленных на укрепление Федерации путем объединения ряда регионов, усиление вертикали органов государственного управления при одновременном развитии парламентаризма, повышении роли и значения крупных политических партий и общественных организаций.
В соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год фракция "Единая Россия" продолжает работу по законодательному оформлению мер, призванных упростить гражданский оборот в сфере собственности граждан, создать дополнительные гарантии для долгосрочного развития бизнеса, обеспечить более благоприятные условия для притока в экономику частных, в том числе иностранных, инвестиций для наращивания темпов роста экономики и решения поставленной задачи по удвоению валового внутреннего продукта к 2010 году, содействовать поддержке российских соотечественников за рубежом и их добровольному переселению в Российскую Федерацию.
По инициативе фракции впервые создана и успешно работает на постоянной основе Комиссия Государственной Думы по Северному Кавказу, уделяющая большое внимание вопросам социально-экономического развития и стабилизации обстановки в этом регионе.
Нарастающими темпами реализуется поставленная Президентом Российской Федерации задача по борьбе с бедностью.
За два года почти на 40 процентов вырос средний размер трудовой пенсии, а к 2008 году планируется ее увеличить еще в полтора раза.
По сравнению с 2003 годом, доля граждан с доходом ниже прожиточного минимума сократилась на 6,4 процента. Однако общее количество малоимущих граждан все еще составляет значительную часть населения страны - около 18 процентов. При этом до 30 процентов из них составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу в таких отраслях как сельское хозяйство, торговля, бюджетный сектор.
Что касается задач, то они остаются прежними: рост экономики, борьба с бедностью, модернизацию армии и совершенствование правоохранительной системы, а также реформирование государства и общества. Эти задачи поэтапно решаются и станут приоритетом нашей фракции в предстоящую весеннюю сессию палаты, которая будет не менее напряженной. В частности, большое внимание планируется уделить и законопроектам экономического блока - это работа над новыми редакциями Лесного и Водного кодексов, а также и новый законопроект "О недрах", который является важным шагом в направлении совершенствования отраслевого законодательства. Кроме этого Дума рассмотрит законопроекты о развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в РФ, О защите конкуренции. Напряженная ситуация на Северном Кавказе также свидетельствует, что проблему терроризма нельзя снимать с повестки дня. Многое в этом плане уже сделано, но базовый закон "О противодействии терроризму" пока принят только в первом чтении и в текущей сессии работу над антитеррористическим пакетом нужно полностью завершить. Также планируется рассмотреть законопроект О транспортной безопасности. Нам необходимо продолжить и совершенствование антикоррупционного законодательства.
Хотелось бы напомнить и о предстоящем важном событии в деятельности российского парламента - 27 апреля 2006 года исполнится сто лет со дня начала работы первой Государственной Думы России. Это важная страница нашего общего исторического наследия и основные мероприятия пройдут в апреле с Санкт-Петербурге.
Безусловным приоритетом остается и реализация президентских национальных проектов. Депутаты будут контролировать финансирование национальных проектов, предусмотренных из бюджета в размере 134,5 млрд. рублей. Мы не допустим повторения ситуации, сложившейся год назад при введении закона о льготных выплатах.
- Любая партия должна связывать государство и общество, участвовать в выборах и формировать власть, предлагать программу развития обществ. Выполняют ли, на ваш взгляд, современные российские партии эти канонические функции?
- Сегодня успех преобразований в стране во многом зависит от доверия общества к власти, и вернуть его может только власть, ответственная перед обществом. Это очень серьезный и важный вопрос, который должен быть приоритетом в работе любой партии. Однако, к сожалению, не все политические партии понимают это. "Единая Россия" - партия реальных дел, мы поддерживаем программу президента и наша главная задача - повышение благосостояния общества. Я уверен, что будущему эффективному решению задач в интересах России и ее народа поспособствует ряд преобразований, которые были реализованы в последнее время. В частности, 19 мая президент России Владимир Путин подписал новую редакцию закона о выборах депутатов Государственной Думы, а несколько позже палата приняла поправки в закон об избирательных правах граждан и в закон о выборах президента. Это является принципиальным завершением реформы системы избирательного и партийного законодательства на федеральном уровне, ряд изменений коснуться и регионов. Именно так можно будет формировать ответственную власть, повысить ее роль перед обществом. И, кстати, самая главная и принципиально новая норма избирательного законодательства, направлена на увеличение роли партий в политической жизни России. Россия будет сильной державой, если будут сильны демократические институты, в первую очередь - политические партии. Потому что именно они обеспечивают представительство народных интересов во власти и, в конечном счете, власть гражданского общества в стране. Безусловно, на этом наша работа не заканчивается - одна из задач партии "Единая Россия" - сделать все возможное, чтобы в стране сформировалась цивилизованная многопартийная система.
- На съезде "Единой России" в Красноярске немало говорилось о расширении работы партии в регионах. Расскажите подробнее, что делают "единороссы" в этом направлении?
- Хочу отметить, что впервые партийный форум проходил не в столице России, а в Красноярске. Владимир Путин в одном из своих выступлений заявил, что необходимо сделать все для обеспечения энергичного, поступательного и эффективного развития Дальнего Востока и Сибири. В наступившем году региональная составляющая будет одним из основных приоритетов в работе нашей партии и ее парламентского представительства. Сегодня депутатские фракции "Единая Россия" созданы и зарегистрированы в законодательных органах государственной власти 84 субъектов Российской Федерации -везде, где это предусмотрено регламентами. Пятым Съездом Партии в качестве целевой ставилась задача, чтобы по крайней мере в половине региональных законодательных собраний, численность наших фракций и депутатских групп превысила 50 процентов от общего числа депутатских мандатов. Сегодня можно констатировать, что эта цель достигнута.
В рядах Партии "Единая Россия" состоят сегодня главы 64 субъектов Российской Федерации. Многие представители Партии успешно работают на высоких постах в органах исполнительной власти регионов. Следовательно, именно нам предстоит вести целенаправленную партийную работу для развития регионов, их экономической и социальной сферы. Работа в этом направлении, уверяю, уже ведется. Например один из последних социальных проектов "Единой России" - возведение в субъектах Физкультурных оздоровительных комплексов /ФОКов/. Эти сооружения оптимальны по цене и качеству и могут послужить площадкой для проведения любых соревнований: баскетбол, футбол, хоккей, гимнастике. Первый, экспериментальный ФОК был открыт в конце 2005 года в подмосковном Новогорске на базе Академии гражданской защиты МЧС России. Партия проконтролирует, чтобы эти сооружения были доступны для каждого жителя региона, а не превратились в источник обогащения отдельной группы людей. Кроме этого, в "Единой России" стартовал партийный проект по созданию сети доступных юридических консультаций для граждан в российских регионах. Он называется "Право. Уверенность. Защита".
В юридических консультациях будут работать высококвалифицированные юристы и адвокаты, а цены за их услуги будут на порядок меньше.
- Не могли бы вы сформулировать, какой видите региональную партийную структуру, вне зависимости от ее идеологии.
- Самое главное, чтобы эта структура была эффективной и приносила реальную пользу своим избирателям. Именно на это направлен инициированный президентом РФ и уже принятый и апробированный новый закон о наделении полномочиями главы российского субъекта .Как показывает практика этот новый избирательный инструмент более эффективен. Он позволяет задействовать мощных профессионалов, уже зарекомендовавших себя управленцев, хозяйственников в решении проблем регионов. Например, Калининградскую область возглавил наш коллега, экс- вице-спикер нижней палаты Георгий Боос, Нижегородской областью поручено руководить Валерию Шанцеву. И, уверен, время покажет, что эти решения правильные. Вспомните ситуацию в Корякском автономном округе. Губернатор сорвал отопительный сезон и тут же был снят президентом с должности. То есть ответственность руководителя региона повышается. А следующий шаг - это партийный губернатор, который будет развивать регион уже при поддержке региональной ячейки партии, победившей на местных выборах. Уверен, что это очередное свидетельство развития демократии и партийной системы в целом.
- Владимир Алексеевич, как фракция участвует в международной деятельности Государственной Думы, какие здесь существуют приоритеты?
- На этом направлении фракция работает достаточно активно. Только в прошлом году Делегации Государственной Думы во главе с Председателем Государственной Думы Борисом Грызловым, который является руководителем думской фракции "Единая Россия" приняла участие в зимней сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, в работе 9-го Петербургского экономического форума. Представители фракции участвовали в официальных визитах в Словацкую Республику, Китайскую Народную Республику США, Иран, Францию, ФРГ, Панаму, Польшу, Молдову, Великобританию, Италию, ЮАР, Грецию, Латвию, Финляндию, Бельгию, Саудовскую Аравию, Болгарию, Швейцарию, Киргизию, Таджикистан, Белоруссию, Армению, Кубу, Италию, Норвегию, Турцию, Индонезию, КНДР, Венгрию, Чехию, Кипр, Исландию, Узбекистан, Латвию, Азербайджан, Анголу, Мозамбик, Швецию, КНР, Бразилию, Португалию, Украину.
В Российской Федерации с официальным визитом находилась делегация Палаты Представителей Конгресса Республики Колумбия, делегация Палаты Представителей Парламента Ирландии, делегация Национального Собрания Республики Армения, делегация Королевства Норвегия в Северном Совете делегация Милли Меджлиса Азербайджанской Республики, делегация Палаты Депутатов Парламента Итальянской Республики.
Депутаты приняли участие в сессиях Парламентской Ассамблеи Совета Европы в заседании Генеральной ассамблеи Азиатско-Тихоокеанского парламентского Форума, во встрече представителей внешнеполитических парламентских комитетов стран Северной Европы и Балтийского моря, международной конференции "Парламентарии за глобальные действия", заседании Постоянного комитета и Парламентской Конференции Балтийского моря, в 49-й сессии Комиссии ООН по положению женщин, в 4-й Межпарламентской конференции по безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье и в 26-м, 27-м и 28-м заседаниях рабочей группы по присоединению России к Всемирной торговой организации, 112-й Ассамблее Межпарламентского союза, Общественном симпозиуме ВТО, в рабочей встрече российской и итальянской делегации в Парламентской ассамблее НАТО, в весенней сессии ПА НАТО, третьем заседании подготовительного комитета второй Всемирной конференции председателей парламентов. И одно из последних - в декабре я руководил группой международных наблюдателей от МПА СНГ на выборах президента Казахстана.
- Владимир Алексеевич, можно ли, по вашему мнению, ожидать в новом году положительных подвижек в социальной сфере страны?
- Нужно ожидать. Во первых - с нового года начинается реализация президентских национальных проектов в области образования, здравоохранения, агропромышленном комплексе и жилищной сфере. В бюджете 2006 года на эти нужды направлено 134, 5 млрд. рублей. Роддома с 1 января 2006 года будут получать по пять тысяч рублей за каждую родившую женщину. Это предусмотрено программой родовых сертификатов. Программой также предусмотрено выделение по две тысячи рублей женским консультациям за каждую беременную женщину, которую консультация "доведет" до 30 недель беременности.
Предполагается, что благодаря программе, в 2006 году количество рождений составит не менее 1,5 миллиона. Впервые в бюджете 2006 года выделено полмиллиарда рублей на поддержку предприятий, где трудятся инвалиды. Почти в 2 раза больше средств пойдет на программу по предоставлению инвалидам автомобилей "Ока". Увеличено финансирование программы "Дети инвалиды" и центр имени Лиходея, который занимается реабилитацией военных инвалидов. Что касается бюджетников, то с 1 мая их зарплата повысится на 15 процентов, а с 1 октября - на 11 процентов. Таким образом, повышение зарплат работников бюджетной сферы в 2006 году составит почти 28 процентов. Добиться более значительного повышения зарплат работников бюджетной сферы удалось в ходе переговоров фракции "Единая Россия" с правительством.
Интервью вел Вячеслав СУХНЕВ
http://www.fondedin.ru/