20 февраля 2006
3496

Владимир Рашевский: Угольная отрасль вернулась в кризис

В субботу председатель правительства Михаил Фрадков провел совещание с руководителями угольных предприятий в Кемерове. Угольщики убеждали премьера в том, что после падения мировых цен на уголь летом 2005 года более чем на 30% отрасль требует господдержки -- например, снижения железнодорожных тарифов. АО РЖД, находящееся с угольщиками и металлургами в затяжном конфликте, назвало предложения "неприличными" и пообещало в будущем еще один угольный кризис -- проигрыш российскими угольщиками конкуренции с дешевым китайским углем на внутреннем рынке. Премьер не встал ни на одну из сторон, пообещав учесть все интересы в планах развития отрасли до 2020 года; она появится через полгода.

Михаил Фрадков остановился в Кемерове на обратном пути из Вьетнама, где он занимался вопросами участия России в добыче вьетнамской нефти. В Кузбассе господину Фрадкову пришлось переключиться на другой энергетический продукт -- уголь. Утром премьер осмотрел угольный разрез "Черниговский" и строительство новой угольной шахты "Южная". После обеда господин Фрадков собрал в здании кемеровской обладминистрации руководителей угольных предприятий на совещание "О мерах по завершению реструктуризации угольной промышленности России и перспективах ее развития". На него были приглашены и смежники -- президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин и член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян.

Но вместо докладов об успешном завершении реструктуризации отрасли, начатой еще в начале 90-х годов тогдашним вице-премьером Анатолием Чубайсом, Михаил Фрадков услышал о начале нового кризиса в угольной отрасли. Первым о проблемах сообщил премьеру губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, заявив, что "на протяжении трех лет внутреннее потребление энергоуглей в России не растет, а главным препятствием расширения внутреннего рынка является межтопливная конкуренция с газом". Другая проблема локальнее; по словам губернатора, в 2005 году цена на уголь на мировых рынках упала на треть, а рост железнодорожных тарифов на его перевозку составил в среднем 18,6%. Она касается и металлургов--потребителей угля, которые давно жалуются на РЖД и на рост тарифов во все властные структуры.

Для решения проблемы Аман Тулеев потребовал от правительства разработать не менее чем "национальную программу развития угольной отрасли до 2020 года". В программе должны предусматриваться несколько мер по выходу из угольного кризиса. Прежде всего -- объявление целевой программы по проектированию и строительству в России новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля. По подсчетам господина Тулеева, в мире доля угля в энергетическом балансе составляет 39%, в России -- всего 19%. "Даже в Японии, которая не имеет ни тонны собственного угля, вырабатывается на нем 24,5% электроэнергии",-- подчеркнул господин Тулеев. Губернатор предложил оказывать помощь потенциальным инвесторам в угледобывающую отрасль не только в получении кредитов, но и "хотя бы в частичном погашении процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюджета". Другая мера -- из 56 газоугольных электростанций, которые есть сегодня в России, 27 необходимо перевести полностью на уголь. По подсчетам Амана Тулеева, возврат этих станций на твердое топливо потребует около $1 млрд инвестиций. Перевод же электростанций с газа на уголь позволит увеличить добычу угля почти на 30 млн тонн.

Амана Тулеева тут же поддержали и директора угольных предприятий, причем присутствующих, похоже, мало волновали проблемы 2020 года, а вот тарифы железнодорожников их категорически не устраивали. Гендиректор "Кузбассразрезугля" Михаил Абызов потребовал "долгосрочного и ясного" соглашения с ОАО РЖД по тарифам на перевозку экспортного угля. Предложил он и разрешить угольным предприятиям инвестировать в железнодорожную инфраструктуру. Для отрасли господин Абызов потребовал дифференцировать и ставку НДПИ для угледобывающих предприятий так же, как это обещано правительством для нефтяных компаний. Гендиректор компании СУЭК Владимир Рашевский дипломатично похвалил РЖД, заявив о том, что после прошлогоднего падения мировой цены на уголь на 30% экспорт удалось сохранить с нулевой рентабельностью только благодаря тому, что РАО РЖД в 2006 году подняло тариф только на 4,5%, а не на 12%, как это разрешено правительством. "Мы переходим к стагнации. Альтернатива -- развивать внутренний рынок",-- заявил господин Рашевский.

Член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян не стал возражать против перехода с газа на уголь на своих 27 электростанциях. Он оценил стоимость модернизацию в 25 млрд руб. Однако собственных денег у РАО на это нет, господин Абызов предложил "угольным компаниям использовать возможность инвестиций в электроэнергетику в силу идущего процесса реформирования отрасли". При этом господин Аветисян выдвинул условия и Михаилу Фрадкову, заявив, что "для более широкого использования угля как топлива нужны условия прежде всего экономического характера, в том числе соблюдение соотношения цен "уголь-газ"".

Глава ОАО РЖД Владимир Якунин, остающийся в меньшинстве, разговоры о тарифах понял однозначно как продолжение глобального спора по тарифам и сразу предупредил угольщиков, что "все предложения по снижению тарифов считает безграмотными и неприличными". Он потребовал от премьера прекратить обсуждение любых предложений о возможности снижения железнодорожных тарифов на грузовые перевозки, "поскольку их рост на протяжении пяти лет и так был ниже уровня инфляции". Если целью угольщиков в Кемерове была демонстрация несговорчивости РЖД, то она была достигнута. Так, Владимир Якунин сообщил собравшимся, что, по его данным, недалеко от дальневосточных портов в Китае обнаружено крупное месторождение угля -- объемом 30 млрд тонн. "Если проложить участок железной дороги до границы с Россией, то ее протяженность составит 500 км",-- заявил глава РЖД, пояснив, что этот уголь может попасть и в Россию. "Если в Китае начнется добыча значительных объемов угля, то никакие меры тарифной или иной поддержки угольщиков не смогут предотвратить появление у них проблем",-- заявил он. Из речи господина Якунина явно следовало, что, с точки зрения РЖД, угольные проблемы нерешаемы, а значит, тратить время и деньги на их решение -- едва ли не пустое дело.

Михаил Фрадков на месте бороться с кризисом угольной отрасли не стал, не поддержав ни одну из сторон. Премьер ограничился обещаниями о том, что к осени Минэкономразвития подготовит программу развития угольной отрасли до 2020 года, заметив, что "доля угля в энергетическом балансе страны будет увеличена". Кто будет за это платить, неизвестно.

ПЕТР Ъ-НЕТРЕБА

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=651300

Газета "Коммерсантъ" No 30(3361) от 20.02.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован