25 сентября 2008
3702

Владимир Рубанов: `Отказ от конфронтации маловероятен`

Первая после войны в Грузии встреча главы МИД РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Кондолизой Райс, прошедшая в Нью-Йорке в рамках министерской недели Генеральной ассамблеи ООН, не внесла разрядку в двусторонние отношения. Госпожа Райс вновь заявила, что ввод российских войск в Грузию и признание ею независимости Абхазии и Южной Осетии были "ошибкой, причем очень серьезной".

Как сообщил Reuters со ссылкой на помощника госсекретаря по европейским делам Дэниэла Фрида, обмен мнениями между главами внешнеполитических ведомств США и России был "жестким, но корректным". Райс отметила, что действия России не получили широкой международной поддержки и подорвали ее авторитет, а Лавров заверил, что Россия не чувствует себя в изоляции.

Лавров и Райс также договорились о том, что шестерка международных посредников по Ирану должна провести встречу на уровне министров иностранных дел, но место и время не были назначены. Ранее Госдепартамент США заявил, что Россия сорвала такую встречу в рамках Генассамблеи.

"Росбалт" попросил ведущих российских экспертов прокомментировать срыв Россией заседания "шестерки" по Ирану и возможные ответные меры со стороны США, а также возможность снижения напряженности в двусторонних отношениях до выборов президента Соединенных Штатов.

- Как вы полагаете, какие еще планы администрации Буша Россия способна сорвать в международных организациях и по линии двустороннего сотрудничества?

Анатолий Уткин, директор Центра по международной политике Института США и Канады РАН:

- Государства добиваются своих национальных интересов самыми разными путями. Например, американцы ввели 30-процентные квоты на импорт в США стали, тем самым они в 2002 году полностью перекрыли кислород череповецкой "Северстали".

В 2001 году мы ушли из Камрани, превосходной военно-морской базы во Вьетнаме, мы помогли американцам разбить "Талибан" и сделали много другое в их интересах. На это США ответили расширением НАТО, привлечением туда бывших советских республик и прочими крайне недружественными мерами. Право наибольшего благоприятствования в торговле, которым активно пользуются все страны, торгующие с США, нам не предоставляется.

Мы отбиваемся, чем можем. Россия находится рядом с Ираном, мы многое обещали этой стране. Сейчас ведется строительство в Бушере атомной электростанции. Мы послали свои самолеты в Венесуэлу, теперь вот срываем совещание по Ирану. Тем самым мы показываем, что тоже можем уколоть того, кто негативно к нам относится. Самый богатый в мире американский рынок закрыт для нас, и это несправедливо.

Леонид Ивашов, генерал-полковник, вице-президент Академии геополитических проблем:

- Россия сорвала эти переговоры, потому что кардинальным образом изменилась ситуация в мире. Наши союзники по Европе и НАТО организовали против России эту грузинскую войну. Россия сегодня делает все, чтобы не состоялись ни эмбарго, ни, тем более, военная операция против Ирана.

Владимир Рубанов, член Совета по внешней и оборонной политике, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН:

- То, что переговоры по Ирану не состоялись, лишний раз подчеркивает характер отношений России и США, а также то, что они не улучшаются. А кто прав, кто виноват - сказать сложно: смотря с чьей точки зрения рассуждать, у каждой стороны своя правда. Интересы в Иране есть и у нас, и у американцев. Мы реализуем там крупный бизнес-проект и ничего тем самым не нарушаем. У западных стран там есть определенные проблемы. Как говорится, свято место пусто не бывает.

- Что может предпринять уходящая администрация Буша в отношении РФ и какие из этих мер способны иметь долгосрочное влияние и нанести значительный ущерб российским интересам?

Анатолий Уткин:

- Таких мер не так много. Например, администрация Буша может ускорить вступление в НАТО Украины или расколоть СНГ, может запретить экспорт высокотехнологичных товаров в Россию.

Леонид Ивашов:

- Они постоянно против России предпринимают какие-то акции, чтобы дискредитировать нашу страну на международной арене, подорвать ее статус и нанести ущерб ее интересам. Даже последнее выступление Буша (на Генеральной ассамблее ООН 23 сентября - "Росбалт") носит явный антироссийский характер. Это же демонстрирует государственный департамент США и конгрессмены Соединенных Штатов. Это наносит урон России.

Кроме того, мы наблюдаем, что сегодня спецслужбы США, Великобритании и некоторых других западных стран работают на нашем Северном Кавказе, пытаясь и там дестабилизировать ситуацию. Вооружение и восстановление военного потенциала Грузии - это тоже ущерб России. Мы видим, какое давление на Азербайджан оказывают сегодня Соединенные Штаты с тем, чтобы это государство изменило свою политику на антироссийскую, пронатовскую.

Мы постоянно ощущаем действия американцев, которые наносят России ущерб и в политической, и в экономической сфере, а также в области безопасности. Запад, по сути дела, объявил нам "холодную войну" не только на словах, но и конкретными действиями.

Владимир Рубанов:

- Соединенные Штаты ориентируются на разные страны. Поэтому все негативные высказывания Буша отрицательно влияют на Россию. Другое дело, достигает ли американская администрация подобными заявлениями своих реальных целей. Но выводы делаются разные. К примеру, Австралия ставит под вопрос поставки урана в Россию. При этом Соединенные Штаты также идут на определенные жертвы, в частности страдает их рынок, растут цены на сырье, что негативно сказывается на их экономике.

- Насколько высоки или малы шансы на то, что Москва и Вашингтон еще при президенте Буше откажутся от конфронтационного сценария в двусторонних отношениях?

Анатолий Уткин:

- Я думаю, что шансов практически нет в силу того, что американцы ведут себя крайне конфронтационно. Обещав в 1989 году не расширять НАТО, они довели Североатлантический союз до одного часа езды на велосипеде от Петербурга. Нас это крайне волнует.

Они также роют ракетные шахты в Польше, это 6-7 минут времени полета до Москвы. Если через Северный полюс прежним путем было 27 минут, мы что-то еще могли бы сделать. А за 7 минут мы ничего не успеем предпринять. В Чехословакии они ставят гигантскую башню, которая следит за всеми полетами нашей авиации. Что сейчас, "холодная война"? Зачем они переводят ситуацию в эту плоскость? Зачем американцы вышли из договора по запрету ПРО? Мы тоже заявили о том, что выйдем из договора о создании ракет средней дальности, выйдем из договора о безопасности и сотрудничестве в Европе.

И еще мне непонятно, почему все рассматривают Чечню или ситуацию в Южной Осетии, но не уделяют внимание Каталонии, Басконии, Корсике, Нормандии, Бельгии? Ведь в этих государствах хватает проблем.

Леонид Ивашов:

- Американцы и англосаксы имеют выгоду. И главным объектом их воздействия является именно Россия. Потому что наша страна может вновь вырасти в мощное государство и возглавить процесс объединения других стран во второй полюс, который будет противостоять англо-саксонской экспансии и агрессии. Их мечтой как было в начале 20 столетия, так и остается мировое господство. Поэтому с пути конфронтации мы вряд ли в ближайшее время сойдем.

Владимир Рубанов:

- Я думаю, что шансов нет. Во-первых, что бы там ни делала и ни говорила администрация Буша, у нее руки связаны предвыборной кампанией, это "хромая утка". Пока выборы не прошли, слова и действия нынешней администрации не имеют особой ценности.

Поговаривают, что они хотят запустить военный проект против Ирана, но я не знаю, насколько это серьезно. Но что касается отношений с нами, то, на мой взгляд, они как есть, так и будут дальше развиваться. Правительство Буша довело их до предела, а новая администрация еще не пришла. И что-то может кардинально поменяться только в январе, после выборов.

Беседовала Анна Еремина

www.rosbalt.ru

Росбалт, 25/09/2008
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован