23 января 2005
1800

Владимир Смирнов: Вколем, а потом поглядим

В июне прошлого года профессор Университета Рокфеллера Элейн Фьюкс докладывала свою работу: на спину совершенно безволосой мыши пересаживалось немного стволовых клеток, и на этом месте вырастал забавный хохолок. Когда изумление участников конгресса международного общества по исследованию стволовых клеток в Бостоне прошло, к микрофону подскочил известный биолог, лысый, как бильярдный шар, и сказал: "Дорогая Элейн, от имени всех мужчин мира, спасибо вам огромное!" Даже ученые, призвание которых сомневаться, порой торопят события и верят в чудодейственную силу еще не изученного метода. Что уж говорить о простых людях…

Сообщения о стволовых клетках и их чудодейственных эффектах в последнее время буквально заполонили мир. На запрос по словам "стволовые клетки" Google выдал 5830000 ссылок. Эта тема заняла видное место в недавней президентской гонке в США: Джон Керри обещал снять ограничения на их исследования, наложенные Джорджем Бушем. Однако и Буш, неприязненно относящийся к любым манипуляциям с человеческими тканями, уже три года регулярно выделяет из федерального бюджета гранты на исследования стволовых клеток. Впрочем, $3,5 миллиона федеральных расходов - капля в огромном финансовом потоке: один только штат Калифорния намерен в ближайшие 10 лет ежегодно тратить на исследования стволовых клеток $295 миллионов. При таких бюджетах научные исследования в этой области множатся год от года: если в 1999 году в журнале Nature и его приложениях было опубликовано 419 работ, посвященных стволовым клеткам, то в 2003-м—уже 1182, а в прошлом—1365. Однако еще быстрее растут общественные ожидания и надежды. От клеток, способных превращаться в любой вид наших тканей, ждут излечения абсолютно всех недугов - от рака до шизофрении.

"Стволовые клетки, еще не изученные как следует, уже превратили в панацею от всех болезней, - сетует Лео Бокерия, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, где уже ведутся активные работы со стволовыми клетками. - Когда на новый метод возлагаются неоправданно большие надежды, он может быть погублен целиком из-за того, что какие-то из этих надежд не оправдаются".

Сегодня в клиниках клеточная терапия существует как экспериментальный метод. Это означает: можно применять, если все остальное не помогает. Именно таков случай Валентины Елисеевой - 50-летней учительницы, давно страдающей ревматизмом сердца. Пораженный болезнью миокард постепенно теряет способность сокращаться, и сердце не справляется со своей работой. Елисеева быстро устает, не всегда может довести до конца урок, с трудом поднимается по лестницам. Самые сильные лекарства уже не действуют, и она согласилась испробовать новый метод лечения.

Вколем, а потом поглядимВ Бакулевском центре у больной из головки бедра взяли пункцию костного мозга. Из 40-миллилитровой порции магнитной сепарацией выделили стволовые клетки - примерно 1,5 миллиона (1–2 процента от общего числа клеток в порции). Через день хирург Николай Чигогидзе провел операцию. Орудием служил игольчатый катетер - с виду обычный тонкий зонд, который используют для ангиографии - исследования состояния сосудов, ведущих к сердцу. Им в миокард ввели взвесь стволовых клеток. Предполагается, что они должны образовать сеть новых сосудов, питающих сердце кровью. Но чтобы это произошло, нужно попасть точно в пораженные участки. Каждый раз накануне операции доктор Чигогидзе собственноручно делает очередной инструмент в мастерской, расположенной здесь же, в центре.

Хирург сделал восемь инъекций и остался доволен работой: суспензия клеток попала точно в очаги поражения. Но улучшения самочувствия пациентке придется ждать не меньше нескольких месяцев. И если оно наступит - откуда нам известно, что его вызвали именно стволовые клетки?

Лечащий врач Елисеевой Дарья Мурысова и старший научный сотрудник центра, биолог Марина Еремеева, которая занимается выделением и подготовкой клеточного материала, признают, что отследить действие клеток не всегда получается. "Мы обследуем больных на позитронно-эмиссионном томографе и других приборах, которые показывают, как изменяются уровень кровотока и химические реакции в данной области. Но все это косвенные показатели, мы не можем проследить путь "наших" стволовых клеток, доказать, что именно они превратились в новые сосуды", - говорит Еремеева.

В это и уперлось сегодня развитие клеточной терапии: как доказать, что помогает именно она? Сообщения о случаях чудесного исцеления от самых разных недугов появляются в научной и околонаучной печати в среднем раз в неделю. В Университете Осаки доктор Коджи Нишида лечит стволовыми клетками полное помутнение роговицы - прозрачного слоя ткани, находящегося перед зрачком. У практически слепого человека отбирают немного стволовых клеток из слизистой оболочки рта и помещают их на две недели в чашку Петри. Там они образуют тонкую пленку - прозрачную и, главное, состоящую из клеток самого пациента и поэтому не вызывающую реакции иммунной системы. У четырех человек, которым такую пленку пересадили на место помутневшей роговицы, год спустя в буквальном смысле слова пелена спала с глаз.

Вколем, а потом поглядимЕсть данные о том, что стволовые клетки из обонятельных луковиц при пересадке в спинной мозг парализованного человека улучшают его состояние. Месяц назад из клиники Университета Кванджу в Южной Корее поступило сообщение о чудесном исцелении 37-летней женщины, которая была парализована более 20 лет. В ее случае врачи использовали клетки замороженной пуповинной крови, взятые из банка. Новость облетела все мировые агентства, но в научной печати статьи по этому поводу не появилось. "Этот случай пока единичный, и мы должны получить больше данных, прежде чем освещать результаты публично", - осторожно говорит один из исследователей О Хун.

Настоящие ученые очень боятся оказаться в роли этакого Ги Патэна - знаменитого парижского шарлатана XVII века, "лечившего" все болезни кровопусканием. Секрет его популярности был прост: если пациент выздоравливал, мэтр Патэн считал это доказательством действенности своего метода, в противном же случае разводил руками: что ж поделать, даже мое средство не всесильно! Выздоровевших оказывалось не так уж мало, но кровопускание было тут абсолютно ни при чем - они сами справились со своими болезнями. Поэтому единичные истории "чудесного исцеления" давно не считаются в науке доказательством действенности лечения. Особенно когда никто не может внятно сказать, почему данное средство должно помогать от данной болезни - как это и происходит сегодня со стволовыми клетками.

Иногда, правда, свидетельства действенности клеточной терапии выглядят более убедительно. С сентября 2003 года в Бакулевском центре проходит научный эксперимент с участием 50 пациентов, страдающих ишемией нижних конечностей. Обычно такое состояние лечат специальной операцией на сосудах, но для этих больных она была признана бесполезной. До сих пор это означало неизбежную ампутацию ноги. Но в центре "неоперабельным" больным в пораженные участки ввели их собственные стволовые клетки. В результате они не только избежали ампутации, но и кровообращение у них восстановилось быстрее, чем у тех пациентов, кому были сделаны традиционные операции.

Этот эксперимент - часть проходящих в нескольких центрах испытаний клеточной терапии. Только такие испытания - длительные, методически выверенные, соответствующие профессиональным стандартам - в случае положительного результата дают право сказать: да, этот метод эффективен. Клинические испытания методов, основанных на использовании стволовых клеток в кардиологии, идут также в США, Бразилии и Италии - результаты будут опубликованы летом 2005 года. Пока, однако, для подавляющего большинства заболеваний в серьезной научной литературе нет надежных данных об эффективности клеточной терапии. Исключение составляет лечение некоторых форм лейкемии пересадкой костного мозга: у больного уничтожают его собственные больные стволовые клетки и пересаживают чужие, но совместимые. Шансы выжить и выздороветь - один из трех.

Однако пациенты ждать не хотят. В разных странах мира, в том числе и в России, журналы, газеты, телевидение и Интернет пестрят вполне конкретной рекламой "суперсовременных", "продвинутых" и "высокоэффективных" методов лечения с помощью стволовых клеток. Чаще всего целители предлагают восстановление волос и омоложение. Но в Китае, например, пересадками эмбриональных стволовых клеток за $15000 "лечат" тяжелейшее заболевание - амиотрофический латеральный склероз. И никто не может сказать, что собственно там происходит - реальная попытка помочь больным людям или циничное вымогательство денег по рецептам Ги Патэна. Скорее всего, именно второе.

Поэтому серьезные ученые призывают к осторожности, опасаясь, что завышенные ожидания в будущем неизбежно вызовут волну разочарований и скомпрометируют саму идею клеточной терапии. По мнению легендарного профессора Мартина Эванса из Великобритании, 25 лет назад впервые выделившего у взрослых животных эмбриональные стволовые клетки, особенно опасно именно "стирание грани между профессиональным научным экспериментом и самодеятельностью". При этом медики вовсе не отказываются от надежд, связанных со стволовыми клетками. "В кардиологии наступил кризис, - говорит директор Института экспериментальной кардиологии Российского кардиокомплекса Владимир Смирнов, имея в виду, что возможности фармакологии в лечении сердечной недостаточности исчерпали себя. - Но удивительно, что этот кризис как раз совпал с открытиями в области биологии клетки. Помощь приходит именно отсюда".

В кардиоцентре клеточную терапию начали использовать при лечении инфаркта миокарда, а также при аортокоронарном шунтировании. Известный хирург Ренат Акчурин считает, что инъекции стволовых клеток в миокард делают операцию более эффективной. Еще раньше подобные эксперименты начали в нескольких клиниках США. Однако многие ученые обращают внимание на недостаточную изученность самих стволовых клеток: "С эмбриональными клетками далеко не все ясно. Последние эксперименты показывают, что во время культивирования клетки начинают "жить своей жизнью", то есть в них могут возникать генетические изменения, которые способны вызвать отдаленные последствия в организме. Требуются дополнительные исследования", - говорит директор Института цитологии РАН, академик Николай Никольский.

В самом деле, по мере исследований у стволовых клеток открываются все новые неожиданные свойства. К примеру, долгое время считалось, что причина атеросклероза - избыточное потребление холестерина и вообще неправильное питание. Позже вину за это заболевание переложили с пищи на бактерии. Но за последние два года не без участия российских ученых сформировалась новая гипотеза: холестериновые бляшки - результат слишком усердной работы стволовых клеток. "Они используются организмом в качестве запчастей, которые до поры до времени хранятся в костном мозге. Ткани посылают в кровь сигнал "SOS", клетки добираются до гибнущего участка и чинят его, превращаясь в те виды ткани, которые пострадали", - объясняет Владимир Смирнов, один из авторов гипотезы. Спешат они на помощь и страдающим коронарным сосудам, но стенки сосудов очень тонкие в отличие от сердечной мышцы. Пытаясь залатать ее, стволовые клетки образуют грубый шов, на котором начинает оседать холестерин. Столь же неоднозначными могут быть и результаты лечения стволовыми клетками - тем более что управлять их поведением после пересадки невозможно. Пока.


http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=science&rid=7

17-23 января 2005 N 2 (32)

Федор Урнов, Елена Кокурина

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован