В России необходимо в короткие сроки увеличить производство стройматериалов, на что потребуется инвестировать несколько десятков миллиардов рублей, полагает руко-водитель Экспертного управления президента РФ, член президиума Совета при Президен-те РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике А. Дворкович.
Председатель комиссии по развитию рынка доступного жилья, действующей при Совете, А.Браверман поддерживает его. По его мнению для реализации планов жилищно-го строительства, а также сооружения других объектов производство цемента по сравне-нию с нынешними показателями нужно увеличить на 30 млн тонн в год.
А.Дворкович обратил внимание на необходимость равномерного распределения предприятий по производству строительных материалов по стране - цемент на российском Дальнем Востоке закупают в Китае.
Хотя эксперты утверждают, что объемы производства строительных материалов растут. Но при этом наблюдается диспропорция в номенклатуре. Быстрее всего рынок на-сыщается отделочными материалами. Это происходит за счет увеличения количества предприятий среднего и малого бизнеса, которые занимаются их выпуском.
Так, рынок сухих строительных смесей растет на 25% в год. Объем производства теплоизоляционных материалов и гипсокартона ежегодно увеличивается в среднем на 20%. (И. Ступин. Золотая пыль никому не нужна. Эксперт, No16 (557), 23 апреля 2007 г.)
В 2006 г. производство цемента возросло на 12,8%, стеновых материалов - на 5%, сборного железобетона - на 5,7%, нерудных стройматериалов - на 9,6%, щебня и гравия - на 7,4%.
Одновременно растут цены на строительные материалы. Но объясняется это преж-де всего стремительным ростом цен на жилье (а отнюдь не наоборот, как пытаются иногда это представить).
Благоприятная конъюнктура рынка стройматериалов привлекает внимание инве-сторов.
Компании "Интеко", "БазэлЦемент", "Стройтрансгаз", Lafarge, холдинг "Евроце-мент груп" объявили о планах строительства и модернизации мощностей порядка 80 млн. цемента в год при существующих 60 млн.т. И это должно произойти до 2011 г.
Та же ситуация в производстве керамического кирпича.
Во Владимирской и Томской областях строит заводы австрийский концерн Wienerberger.
Компания "Бриккер-керамика" запускает кирпичный завод в Омске. В Курганской области планируется построить самый крупный в Европе и России кирпичный завод про-изводительностью 230 млн условных единиц кирпича в год.
На Дальнем Востоке и в Сибири кирпичные заводы строят китайские инвесторы.
Крупные проекты реализуют компания "Стройэнергоинвест", группа ЛСР.
Китайская госкомпания Norinco и российская "Востек-Тверь" начали строительст-во стекольного завода в Тверской области мощностью 160 тыс. тонн листового полиро-ванного флоат-стекла.
Американская корпорация Guardian Industries и бельгийская компания "Главер-бель" планируют строительство стекольных заводов в Свердловской области.
Та же ситуация с газобетоном. Реализуется свыше 10 проектов современных заво-дов иностранного и российского производства.
Дефицит строительных материалов имеет место, но носит региональный характер.
Некоторые эксперты полагают, что частично возрастающие потребности строи-тельной отрасли в строительных материалах можно будет покрыть за счет импортной продукции. В том числе цемента, стекла, металла. При неплохом соотношении це-на/качество. Чтобы российским поставщикам неповадно было задирать цены на подчас низкокачественный цемент или металл.
В ближайшее время может появится много импортного цемента, потому что он дешевле российского. В Москве цемент стоит на уровне $110 за тонну, в Китае - $30, в Латинской Америке - около $50.
Себестоимость производства цемента на российском заводе мощностью более 1 миллиона тонн составляет порядка $30 за тонну, а цена уже выше $110. Поэтому транс-портные издержки не препятствуют поставкам. Причем в мире все более распространен экспорт клинкера с помолом в регионе потребления.
Сейчас выгодно производить цемент там, где низкая цена на топливо - это один из основных компонентов себестоимости. Если есть возможность осуществления крупных морских перевозок, то производить клинкер можно за тысячи километров от точки по-требления. Объем торговли цементом и клинкером в мире растет на 7-8% ежегодно.
Интересно посмотреть, как организует свой бизнес компания "БазэлЦемент" (И.Ступин. Обойти конкурентов на повороте/ Эксперт, No16 (557), 23 апреля 2007 г.)
"Базовый элемент" в 2006 году объявил о решении создать отдельную структуру для производства цемента. В "БазэлЦемент" выделено три основных направления дея-тельности: производство цемента, нерудных материалов и гипса.
Руководство "БазэлЦемента" намерено до 2009 года вложить в строительство и по-купку цемзаводов $600 млн и создать производственные мощности до 10 млн тонн цемен-та в год. Компания намерена построить не менее четырех заводов в России и СНГ, а также приобретать уже существующие заводы, чтобы впоследствии переводить их на более со-временную технологию производства продукции.
Решено полностью отказаться от мокрой технологии производства цемента. Сред-ний расход газа на производство тонны клинкера по "мокрому способу" составляет 200-240 куб. метров на тонну, если это сухой способ - 120-150 куб. метров газа на ту же тонну клинкера.
По оценке гендиректора Д.Савенкова затраты на перевод завода с "мокрого" на "сухой" способ производства составляют от $50 до 70 за тонну установленной мощности. Затраты на строительство новых мощностей - порядка $100 без НДС, при условии обеспе-чения площадки инфраструктурой. Стоимость технологического оборудования составляет около 50% от общего объема инвестиций. Речь о поставке оборудования китайской кор-порацией Sinoma Engineering International. Китай наладил конвейерное производство це-ментных заводов. Это позволяет снизить издержки. При этом технологически сложные элементы оборудования закупаются в Европе.
Руководство "БазэлЦемента" полагает, что в ближайшие годы предложение цемен-та может превысить спрос, что приведет к снижению цен и обострению качественной конкуренции.
Словом, проблемы дефицита нет. Есть проблема некоторой неточности.
viperson.ru