15 мая 2007 г. были объявлены 3 победителя конкурсного отбора юридических лиц для передачи им в доверительное управление денежных средств ОАО "Российская венчурная компания" (РВК).
Победителями стали ЗАО "ВТБ Управление активами" (ВТБ УА), ЗАО "ФинансТраст" и управляющая компания "Биопроцесс Кэпитал Партнерс" (Bioprocess Capital Partners, BCP). Им будет передано в управление 3,949 млрд рублей средств РВК. (Дан Медовников, Ирик Имамутдинов, Юрий Святицкий Венчур получил прописку. Эксперт, No19(560), 21 мая 2007 г.)
ВТБ УА реализует несколько проектов с компаниями в оптоэлектронике, программном продукте, наносмазке. Есть интерес к инжиниринговым компаниям в сфере нефтедобычи.
Компания "ФинансГрупп" реализовала проект, связанный с биодобавками. Второй проект - установка по прямогонной дистилляции бензина. Планируется инвестировать в технологию (разрабатываемую совместно с Институтом нефтехимического синтеза РАН) отделения полимерных материалов от медной жилы. В разработку нанокатализатора для органической химии.
В "Биопроцесс Кэпитал Партнерс" кроме РВК инвестируют Биопроцесс-холдинг, ряд крупных отечественных банков и частные инвесторы, включая ряд ведущих венчурных капиталистов мира.
Примерно 60-70% активности фонда будет направлено в сектор "Живые системы/Биотехнология", 20-30% - на сектор "Тонкая химия".
Можно заметить, что в основном проекты связаны с химическими и биотехнологиями. И не удивительно.
В 2006 г. венчурные фонды в мире инвестировали $25,5 млрд в 3416 биотехнологических проектов - существенно больше, чем в другие высокотехнологичные отрасли.
$500 млрд. превысила суммарная капитализация компаний мирового биотехнологического сектора по итогам 2006 г.
Ежемесячно в мире создается до сотни небольших компаний. Новичков привлекает то, что, если их инновационный препарат окажется успешным, вложения в его создание окупятся за два-три года. (Анастасия Алексеева. Без маленьких никак. Эксперт. No12(553) / 26 марта 2007).
Швейцария - одна из стран, где биотехнологии развиваются очень успешно. Здесь самая большая плотность биотехнологических компаний на число жителей. Здесь созданы благоприятные условия, которые привлекают самых квалифицированных специалистов и позволяют развиваться множеству стартапов. В стране функционирует система вспомогательных структур, объединяющих в одно целое университеты и бизнес, которые способствуют развитию небольших инновационных компаний.
Финансирование осуществляет Комиссия по технологиям и инновациям (Commission for Technology and Innovation, CTI), которая продвигает прикладные научные исследования, интересные с экономической точки зрения, и помогает университетам и коммерческим структурам организовать совместную работу над проектом.
Комиссия оказывает финансовую поддержку проектам через систему грантов, распределяя в год до 100 млн швейцарских франков (на примерно 700 грантов, это не слишком большие деньги. Но для исследователей они очень важны).
В 2000-2005 гг. поддержку получили около 1 500 проектов, которые привели к выпуску различных промежуточных биотехнологических продуктов на сумму 930 млн франков.
Наиболее успешные академические разработки продолжают развиваться в бизнес-инкубаторах. Так называют сервисные компании, которые на основе аутсорсинга предоставляют стартапам необходимую материальную инфраструктуру (лаборатории, офисные помещения), возможность проводить внешнюю экспертизу и клинические испытания, взаимодействовать с университетскими учеными. Инкубаторы осуществляют финансирование в расчете на процент от будущей прибыли.
Объединение академической университетской среды с рыночной - залог успеха биоиндустрии.
Финансирование инкубаторов складывается из госинвестиций, направленных на поддержание работы технопарков, и частных инвестиций, которые идут на создание новых компаний.
Технопарки формируют четыре биокластера, которые аккумулируют фармацевтические компании по географическому принципу (Bioalps-Lake Geneva BioCluster под Женевой, Biovalley-The Life Science Network под Базелем, Greater Zurich Area под Цюрихом и Biopol Ticino в Тичино). Работающие в кластерах стартапы в течение первых десяти лет платят налоги по сниженной ставке, а наиболее перспективные предприятия могут получить и полное освобождение от налогов.
Bioalps - самый крупный из этих кластеров, он объединяет около десяти исследовательских институтов, десятки стартапов и несколько технологических парков.
Когда небольшое инновационное предприятие кластера достигает определенных успехов, его покупает какой-нибудь крупный фармацевтический концерн, который обладает достаточными организационными и финансовыми возможностями для вывода препарата на рынок, могут себе позволить траты на маркетинг и популяризацию своего бренда.
Крупнейшая швейцарская фармацевтическая компания Novartis, осуществляя собственные исследования (общий бюджет корпорации на исследования и разработки в 2006 г. составил $5,36 млрд, из которых более 4 млрд приходится на подразделение Pharma, занимающееся инновационными препаратами), активно покупает специализированные биофармацевтические компании. В 2006 г. приобретена американская Chiron, за которую Novartis заплатила $5,4 млрд.
Многие препараты Novartis выпускает совместно с другими биотехнологическими компаниями.
Словом, без заинтересованности крупнейших корпораций инновационные разработки попросту бессмысленны. А где у нас в России такие корпорации?
Это сырьевые отрасли. Энергетика. Транспорт.
Но, как видим, перспективными разработками пока признаются биотехнологические. Поскольку на них есть спрос у крупных мировых игроков.
А куда же пойдут разработки в нанотехнологиях, вернее, кому? Если будут.
28.05.2007
www.nasledie.ru
viperson.ru