"Российский план" урегулирования, по словам председателя Совета Федерации России состоял в следующем: "Без признания руководства Карабаха стороной конфликта нельзя этот конфликт ликвидировать".
12 мая 1994 года вступил в действие Бишкекский протокол о режиме прекращения огня в зоне карабахского конфликта. К этому времени Армия обороны НКР освободила Шуши, Лачинский коридор и создала зону безопасности из семи районов, прилегающих к Нагорному Карабаху. Продвижение армянской армии создало серьезную угрозу для Азербайджана - на очереди было освобождение Шаумяна и Геташена. Именно поэтому президент Азербайджана Гейдар Алиев, чтобы не допустить еще больших потерь, а вернее, возвращения исконных армянских земель, обратился к президенту РФ Борису Ельцину с просьбой остановить войну.
4-5 мая 1994 года в Бишкеке по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Кыргызской Республики, Федерального Собрания и МИД РФ состоялось заседание, на котором было заявлено, что конфликт в Нагорном Карабахе "не только наносит непоправимый урон азербайджанскому и армянскому народам, но и существенно затрагивает интересы других стран региона, серьезно осложняет международную обстановку".
Участники совещания призвали все противоборствующие стороны "внять голосу разума: прекратить огонь в полночь с 8 на 9 мая с.г., опираясь на Протокол от 18 февраля 1994 года, в том числе и в части размещения наблюдателей, и в кратчайшие дни закрепить это путем подписания надежного, юридически обязывающего соглашения, предусматривающего механизм обеспечения невозобновления военных действий, вывод войск с занятых территорий и возобновление функционирования коммуникаций, возвращение беженцев".
Именно тогда и был обнародован "российский план" урегулирования, который, по словам председателя Совета Федерации России Владимира Шумейко состоял в следующем: "Без признания руководства Нагорного Карабаха стороной конфликта нельзя этот конфликт ликвидировать", что естественно, не понравилось азербайджанской делегации, и ее глава Аффиятдин Джалилов сначала не поставил свою подпись под Бишкекским Протоколом от 5 мая. Но 9 мая на заседании Верховного Совета Армении его председатель Бабкен Араркцян сообщил, что у него был телефонный разговор с председателем азербайджанского парламента Расулом Гулиевым, и тот информировал его, что Азербайджан тоже подписал Бишкекский Протокол.
Бишкекский Протокол определил дату прекращения огня - в полночь с 8 на 9 мая. На фронтах установилось относительное затишье. Правда, перемирие стало эффективным не с 9-го, а с 12 мая. Оформлено оно было письмом министров обороны Азербайджана и Армении и командующего армией Нагорного Карабаха, адресованным 11 мая министрам обороны и иностранных дел России и представителю Президента России. 17 мая в Москве была подписана детализированная "Договоренность" о порядке реализации Протокола от 18 февраля. Под ней те же подписи, что и под самим Протоколом.
Но США ясно дали понять, что они против посреднических усилий России. Джордж Мареска, бывший сопредседателем в 1993 году высказался за поддержку Соединенными Штатами такой концепции самоопределения Нагорного Карабаха, осуществление которой оставляло бы его в пределах Азербайджана "на основе свободного союза". По словам первого посла РФ в Армении Владимира Ступишина, мирного завершения конфликта без вмешательства посторонних для региона держав в ближайшее время не предвидится. "Одним из способов создания помех урегулированию стали "планы", выходившие из недр СБСЕ и почему-то почти всегда нацеленные на удовлетворение азеров, но неприемлемые для карабахцев, которые не могли согласиться на отвод своих войск без замены их разъединительными силами и создания зон безопасности. Армения их в этом полностью поддерживала", - пишет Ступишин.
Аналитический отдел "PanARMENIAN.Net"
13.05.2007