27 октября 2006
2909

Владимир Супрун: `РЖД` активно инвестирует развитие транспортной инфраструктуры

1 октября 2003 года была образована компания "Российские железные дороги". Рассказать о наиболее актуальных проблемах и преобразованиях, произошедших в ОАО "Российские железные дороги" с момента создания (особенно в рамках реформирования непосредственно на региональной магистрали), корреспондент газеты "Континент-Сибирь" ЕЛЕНА ЯЦКЕВИЧ попросила начальника Красноярской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") ВЛАДИМИРА СУПРУНА.

Персональное досье:

Владимир Николаевич Супрун родился 15 октября 1955 года в селе Васютинцы Черкасской области (Украина). В 1978 году окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "эксплуатация железных дорог". С 1978-го по 1998 годы работал на Байкало-Амурской магистрали. За 20 лет прошел путь от составителя поездов станции Тында до первого заместителя начальника Тындинского отделения дороги. В 1998-2000 годах работал заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги - начальником Елецкого отделения. С 2000-го по 2003 годы - главный ревизор по безопасности движения, первый заместитель начальника Октябрьской железной дороги (Санкт-Петербург).

В июле 2003 года распоряжением председателя правительства РФ назначен начальником Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД". В июле 2006 года начальнику Владимиру Супруну присвоено звание "Почетный работник транспорта России". Звание является высшей наградой Министерства транспорта РФ. В августе 2006 года награжден знаком отличия "За заслуги перед городом Красноярском".

- Известно, что итоги первого и второго этапов структурной модернизации крупнейшей транспортной системы страны высоко оценил президент РФ Владимир Путин. Как восприняли это сами железнодорожники?

- Для всех нас положительный отзыв главы государства имеет огромнейшее значение, в первую очередь он свидетельствует о правильности курса преобразований, направленных на построение транспортной компании нового типа - компании, сохраняющей масштабность и государственную важность для России, но использующей при этом современные методы корпоративного управления. Красноярский филиал ОАО "РЖД" на своем уровне также эффективно участвует в процессах создания конкурентоспособного транспортного холдинга, не стоит в стороне от идущих в компании процессов. Сейчас в филиале создаются дирекции так называемого вертикального подчинения. После того как в вагонном комплексе произошло разделение ремонта и эксплуатации, появилась Вагонная дирекция. Те же самые процессы идут в путевом комплексе. На красноярской магистрали создана Дирекция по ремонту пути (она пока дорожного подчинения, но со временем также станет частью самостоятельного филиала). С 1 июля начала работать Енисейская пассажирская дирекция (перевозки дальнего следования). Более года стабильно работает на рынке пригородная пассажирская компания Красноярского края - ОАО "Краспригород". В итоге на завершающем этапе на базе "РЖД" будет создан вертикально интегрированный диверсифицированный холдинг.

- Недавно совет директоров ОАО "РЖД" одобрил концепцию создания Грузовой компании

- Вывод на рынок Грузовой компании должен стать важным результатом III этапа реформирования отрасли. Грузовая компания будет функционировать на тех же условиях, что и частные операторы, поскольку получит свободу самостоятельно устанавливать рыночные цены на услуги перевозки грузов. Не секрет, что сегодня этого не могут делать сами "РЖД": тарифы в этом секторе жестко регулируются государством. Негативным итогом такого положения дел уже стало вытеснение "РЖД" с направлений высокодоходных перевозок. Эту нишу все активнее занимают наши конкуренты. Поэтому холдингом был взят курс на создание узкоспециализированных перевозочных компаний: уже работают ДЗО на направлениях контейнерных, рефрижераторных перевозок и так далее. Большую часть бизнеса, не переданную "дочкам", планируется выделить в отдельную акционерную Грузовую перевозочную компанию. Ей будут переданы все грузовые вагоны ОАО "РЖД". Свобода ценообразования позволит новой структуре предоставлять скидки либо наценки в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка за счет вагонной составляющей тарифа и тем самым обеспечить хорошую рентабельность бизнеса. А последующее размещение акций на фондовом рынке позволит привлечь инвестиции для развития инфраструктуры и обновления вагонного парка.

На вопрос о том, как отразятся грядущие перемены на работе Красноярской магистрали, отвечу так. Дорога в условиях реформирования может нормально развиваться (что мы и подтвердили на деле в течение трех лет работы в новых условиях), если будет умело применять эффективные технологии и снижать собственные издержки. Причем не включая эти издержки в тарифы, а наоборот, привлекая бизнес разумными ценами. Сегодня именно это и происходит. Думаю, наши партнеры не менее нас самих заинтересованы в таком развитии событий.

- Как смотрится Красноярская железная дорога на фоне других филиалов ОАО "РЖД"?

- Три года в новых условиях, конечно, были для нас серьезным испытанием. Но сегодня наша дорога не только работает стабильно, но и достигла высоких показателей. Среднесуточная погрузка с 2003 года увеличилась на 22%, производительность локомотива - на 25%, общий оборот вагона снижен на 14,5%, а простой под одной грузовой операцией сократился на пять часов. В целом по результатам производственно-финансовой деятельности за 9 месяцев на общем фоне 17 железных дорог сети Красноярская магистраль выглядит очень достойно. С начала 2006 года дорога стабильно грузит на 10% больше продукции местных производителей по отношению к прошлому году. Мы удерживаем первое-второе места в рейтинговой оценке эксплуатационной деятельности сети дорог. Экономический эффект от повышения показателей использования подвижного состава за 9 месяцев нынешнего года на направлениях "среднесуточный пробег" и "производительность локомотива" составил 45 и 58 млн руб. соответственно. Средний вес грузового поезда за три последних года возрос на магистрали на 322 тонны. В первой половине нынешнего года нами был преодолен важнейший рубеж в 4 тысячи тонн! Из 17 железных дорог России пока лишь три дороги - Западно-Сибирская, Южно-Уральская и Красноярская - достигли таких результатов. Увеличение среднего веса поезда по итогам 9 месяцев года также позволило нам снизить эксплуатационные расходы более чем на 60 млн руб. Комплексно решая задачи по увеличению среднего веса поезда, мы прежде всего стремимся к достижению важнейшей для компании цели. На магистрали сегодня многое делается для увеличения пропускной и провозной способности грузонапряженных направлений Центрального хода Транссиба. Только по программе развития тяжеловесного движения на дороге за три года были удлинены пути на 12 станциях магистрали. А ведь удлинение станционных путей - очень дорогостоящее мероприятие. В прошлом году сумма капитальных вложений по трем станциям дороги составила около 250 млн руб. Но мы идем на эти расходы, с каждым годом увеличивая долю инвестиций в инфраструктуру.

Проведена большая работа по модернизации и оптимизации главной сортировочной станции - Красноярск-Восточный. Здесь внедрена система горочной централизации и автоматизации процесса роспуска вагонов. Сегодня это станция с высочайшей технологией переработки транзитного вагонопотока. По техническому оснащению, укомплектованности квалифицированными кадрами и даже по внешнему виду она не уступает станциям европейского уровня.

- В сентябре в Красноярске побывал президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. Красноярские и федеральные СМИ потом отмечали, что Владимир Иванович высоко оценил отношения с регионом, назвав их образцом конструктивного сотрудничества. Что, на ваш взгляд, стало главным результатом этого визита?

- Конечно, подписание протокола о сотрудничестве между "РЖД" и Красноярским краем. В этом документе четко прописана роль железнодорожного холдинга в главном инвестиционном проекте Сибири - освоении зоны Нижнего Приангарья.

Напомню, в июне 2005 года проект развития Нижнего Приангарья выиграл конкурс на право государственной поддержки. Из средств Федерального инвестфонда на его реализацию будет направлено 34,4 млрд руб. И часть этой суммы будет потрачена на строительство участка железной дороги Карабула-Ярки (более пяти миллиардов рублей). Ветка, общая протяженность которой 44 километра, - это своего рода подъездной путь к строящимся в Приангарье алюминиевому, целлюлозно-бумажному и энергетическому производствам. "РЖД" взяли на себя обязательство по строительству этой ветки. Кроме того, компания займется развитием железнодорожной инфраструктуры на прилегающем полотне участка Решоты-Карабула. Дело в том, что, согласно расчетам, в 2009 году объем железнодорожных перевозок на этом участке возрастет с 3 до 11 млн тонн. Потребуется усиление пропускной способности линии. При сегодняшнем состоянии ветки это просто нереально. На реконструкцию участка Решоты-Карабула, по предварительным расчетам, необходимо потратить более 4 млрд руб. Холдинг готов понести эти расходы. Решение по данному вопросу будет прописано в инвестиционной программе компании на ближайшие годы.

Еще один важный пункт Протокола о сотрудничестве между "РЖД" и объединенным Красноярским краем - поддержка и развитие пригородных пассажирских перевозок. Впервые в истории региона принято стратегически важное решение о переходе на стопроцентное погашение убытков, возникающих в результате госрегулирования тарифов на этом направлении. Администрация Красноярского края также заявила о своем намерении инвестировать средства в обновление подвижного состава, осуществляющего пригородные перевозки. Планируется, что уже в будущем году Красноярская железная дорога за счет средств ОАО "РЖД" приобретет три новых электропоезда и рельсовый автобус, а также представит в Совет администрации края инвестиционный проект по приобретению еще трех электропоездов. И третье принципиальное решение, отраженное в Протоколе о сотрудничестве, касается ведомственного здравоохранения Красноярского края. В Красноярском крае функционирует семь учреждений здравоохранения ОАО "РЖД", в том числе четыре больницы и три поликлиники. Врачи ведомственных больниц обслуживают более 100 тысяч жителей края и Хакасии. Из них около 40 тысяч - пациенты, не имеющие отношения к системе железнодорожного транспорта. Особая роль принадлежит больницам, которые являются основными лечебными учреждениями небольших городов и районов. Они функционируют не только как ведомственные, но и как учреждения системы обязательного медицинского страхования. Сегодня местные власти и "РЖД" хотят снять проблему дублирования функций государственной и железнодорожной медицины. Особое внимание краевых властей и высшего руководства компании будет уделено развитию трех железнодорожных больниц Красноярского края: на станциях Боготол, Ачинск, Иланская. Протокол о сотрудничестве также предусматривает участие больниц "РЖД" Красноярского края в национальном проекте "Здоровье".

- Сегодня в СМИ активно обсуждается возможность реализации другого громкого инфраструктурного проекта - строительство железнодорожной магистрали Курагино-Кызыл.

- Проект линии Курагино-Кызыл одобрен Министерством транспорта РФ и включен в Транспортную стратегию страны на период до 2020 года. По сложности возведение этой магистрали сопоставимо с прокладкой знаменитой "трассы мужества" Абакан-Тайшет (предполагается строительство двух тоннелей в Саянских хребтах протяженностью свыше 1 километра). Предварительно стоимость проекта оценивается в 74 млрд руб. Доля Инвестфонда РФ здесь составит 70%. Предполагается, что остальную часть инвестирует частный капитал. Прямой железнодорожный выход Республики Тува на Транссиб должен способствовать выводу из дотационной пропасти отдаленного региона, занимающего 88-е место по уровню жизни в России. Как известно, на территории Тувы находится мощное Улуг-Хемское месторождение коксующихся углей, запасы которого составляют около 20 млрд тонн. Экономически обосновано предложение вести будущую дорогу через территории залегания железной руды в Курагинском районе Красноярского края. Красноярская железная дорога готова принять участие в этой "стройке века".

- Вы пока не упомянули еще об одном крупном инфраструктурном проекте 2006 года - о реконструкции Уярской нефтеналивной станции.

- Действительно, это очень значимый для нас объект уже потому, что здесь дорога впервые в своей истории выступила в роли генерального подрядчика, и, кстати, вполне успешно. В июне 2005 года началось восстановление этой станции после 20-летней консервации, а уже через 9 месяцев реконструкция завершилась. Сегодня это самый современный, высокотехнологичный автоматизированный комплекс по наливу, хранению и транспортировке нефти в России. С начала работы нефтеналивного терминала Красноярская железная дорога перевезла более 2 миллионов тонн нефти. Отправка нефти ведется с нарастающими объемами. Так, в апреле перевезено 155 тысяч тонн, а в июле - уже 518 тысяч тонн нефти.

Нельзя не отметить, что и в целом "РЖД" запуск в эксплуатацию Уярской нефтеналивной станции принес большие выгоды. Не только увеличились объемы перевозок высокодоходных грузов, к каким относится нефть, но и возросла загрузка мало используемого на сегодня БАМа. Что касается скептических слухов о том, что новая станция в Красноярском крае просуществует недолго (до ввода в эксплуатацию нефтепровода в Восточной Сибири), то глава железнодорожного холдинга Владимир Якунин их полностью рассеял. Сегодня никто уже не сомневается: пункт налива в Уяре создан навсегда. Станция строилась потому, что "РЖД" не хватало мощностей для обеспечения экспортных поставок "Роснефти" в Китай. Но в ближайшее время никаких подвижек к сокращению перевозок нефти не предвидится, более того, объемы будут только расти. Пока что Уярская станция обеспечивает налив 6 миллионов тонн нефти в год. Но планируется, что к концу 2007 года, когда нефть из Уяра железнодорожным путем начнет поставляться на Хабаровский НПЗ, пункт налива заработает на максимуме своих возможностей. А это более 10 миллионов тонн нефти в год.

- Расскажите о строящемся на Красноярской магистрали таможенном терминале. Насколько он значим для дороги?

- Действительно, в Красноярске в 2006 году начато строительство таможенного терминала. Уникальность проекта в том, что это первый современный складской комплекс в регионе. Со вводом таможенного терминала вся работа с внешнеторговыми грузами будет сконцентрирована в одном месте, что позволит оптимизировать оказываемые потребителю услуги по хранению грузов, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов по принципу "одного окна". Для Красноярской железной дороги терминал должен принести значительную прибавку в грузообороте и количестве бизнес-клиентов. Мы рассчитываем, что объем переработки таможенных грузов увеличится до 80-100 тысяч тонн в год, а доходы от погрузочно-разгрузочных работ возрастут на 25 млн руб. и от хранения грузов - на 38 млн руб.

- Как обстоят дела на таком важном направлении, как пассажирские перевозки в дальнем следовании? Что делается на Красноярской магистрали для повышения уровня качества обслуживания пассажиров?

- Летом нынешнего года пассажирооборот в дальнем следовании в границах дороги увеличился по сравнению с прошлым годом на 4,8% и составил 1,1 млрд пассажирокилометров. План по отправлению пассажиров выполнен на 103%. В целом же за летний период 2006 года рентабельность курсирования пассажирских поездов на всем маршруте следования составила 106%, а для поездов нашего формирования - 119% (в то время как в 2005 году на всем маршруте - 98%, для Красноярской железной дороги - 112%). Нами дополнительно были сформированы три резервные схемы ОАО "РЖД", которые обеспечивали вывоз пассажиров с Черноморского побережья в пик массовых летних перевозок. Что касается улучшающегося сервиса, то в 2006 году дорогой было получено 19 новых пассажирских вагонов постройки Тверского вагоностроительного завода, в том числе 3 вагона "СВ", 15 купейных и 1 вагон, оборудованный радиокупе и специальным купе для инвалидов. Все вагоны снабжены установками кондиционирования воздуха и биотуалетами. Для повышения уровня качества обслуживания пассажиров на вокзалах дороги к началу летних пассажирских перевозок было дополнительно открыто 14 билетных касс, обучены и подготовлены 30 билетных кассиров. Для оформления проездных документов с использованием банковских карт организована работа по POST-терминалу и продажа билетов на другие виды транспорта. Открыто интернет-кафе в "Сервис-центре" на вокзале Красноярск. В 2006 году вышел в первый рейс новый фирменный поезд "Красный Яр" направлением Красноярск-Новосибирск. Это успешный проект: мы уже получили много благодарных отзывов от клиентов. Я могу сегодня с уверенностью сказать, что мы делаем все от нас зависящее для улучшения качества обслуживания пассажиров.

- Как строятся отношения дороги с партнерами?

- Проводимые в компании преобразования никак не отразились на взаимоотношениях с грузоотправителями. Железная дорога по-прежнему являет собой отлаженный и четко работающий механизм - на это я хотел бы обратить особое внимание.

Свыше восьмидесяти предприятий на территории края являются нашими деловыми партнерами. Сотрудничество с сибирскими товаропроизводителями носит взаимовыгодный характер.

На сегодняшний день магистраль ежесуточно отправляет в среднем вдове больше полувагонов с лесом и углем, чем в сентябре. Мы стараемся максимально эффективно выполнять заявки своих клиентов. Тем не менее ограничения есть и их диктуют технические возможности подъездных путей угольных компаний и погрузочных станций. Уверен, только совместная работа по преодолению "барьерных" мест позволит нам решить все существующие проблемы.

- Красноярскую железную дорогу называют одним из самых социально ориентированных предприятий края.

- Это действительно так. На дороге реализуется целый комплекс социальных программ: например, по корпоративной поддержке строительства жилья железнодорожникам. В 2006 году через ЗАО "Желдорипотека" на эти цели было выделено 267 млн руб. Кроме того, в этом году будет капитально отремонтировано семь общежитий.

Компания поощряет стремление своих специалистов к повышению образовательного уровня. По целевым направлениям дороги в вузах и техникумах обучаются 2578 человек; за прошедшее полугодие свою квалификацию в учебных центрах компании повысили 3950 человек.

Ежегодно порядка двух с половиной тысяч молодых специалистов приходят работать на дорогу. Я уверен, успех Красноярской железной дороги и компании в целом полностью зависит от наших собственных усилий, от профессионализма, готовности к упорному труду, преданности делу и здорового честолюбия работников. Подавляющее большинство железнодорожников этими качествами обладают.

На Красноярской железной дороге создан и успешно работает Центр реабилитации локомотивных бригад. Только за шесть месяцев 2006 года здесь прошли реабилитацию 348 работников локомотивных бригад и 70 работников других хозяйств, что в немалой степени способствует повышению безопасности движения поездов.



Елена ЯЦКЕВИЧ

http://com.sibpress.ru/27.10.2006/railway/81382/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован