Ведущий: В информационных сообщениях звучит информация о том, что Россия проводит операцию по принуждению к миру. В связи с этим мы обращаемся к Владимиру Петровичу Ворожцову, генерал-майору разъяснить этот термин.
Ворожцов: Трудно назвать меня специалистом в операциях по принуждению к миру. Но в силу своих прежних служебных обязанностей мне действительно пришлось в 1992 году после участия в операциях на территории еще бывшего СССР, в зонах национальных конфликтов и самому преподавать и учиться в Школе НАТО в Обераммергау (Германия). Непосредственно проблему принуждения к миру удалось внимательно рассмотреть в процессе обучения в Офицерской школе на базе специальных операций ВВС США во Флориде в феврале 1997 года.
Ведущий: Поговорим об оборотной стороне: взгляд военнослужащего российской армии на эти процессы.
Исход любой войны - мир или перемирие. Но для того, чтобы мир наступил, существуют какие-то методики, тактика - вступают в силу операции по принуждению к миру.
Ворожцов: выскажу необычную мысль. То, что Россия осуществила на территории Южной Осетии, фактически на 100 процентов соответствует той методике, технологии, политическому планированию, (за исключением, информационного), и той организации, которую была разработана США и странами НАТО именно для такого вида операций.
Ведущий: у этих стран имеется значительный опыт, который можно поставить в кавычки, в этом направлении.
Ворожцов: Февраль 1997 года. Офицерские курсы на базе специальных операций ВВС США. Участвуют представители военного командования стран Восточной Европы: Польши, Словакии, Чехии Румынии, Хорватии, Словении, Македонии, России, Казахстана, Киргизии... Уровень обучающихся очень высокий - высшие офицеры, вплоть до министра обороны Киргизии..
Ключевым этапом обучения была суточная военная игра, в ходе которой гипотетическое государство, во главе которого оказывается недемократический руководитель, президент, начинает предпринимать действия, направленные на подавление этнических меньшинств на территории этого государства.
Действия этого недемократического президента приводят к массовым беспорядкам, волнениям. Эти волнения начинают жестоко подавляться с использованием вооруженных сил этого государства. Наступает ситуация, когда под угрозой оказывается жизнь людей, и ситуация гуманитарной катастрофы. И в этот момент все обучаемые, совместными усилиями, под руководством американских инструкторов начинают отрабатывать механизм ввода иностранных войск и принуждения этой страны к миру.
В страшном сне американским инструкторам не могло присниться, что этим недемократическим президентом окажется Михаил Саакашвили.
В свое время я задал руководителям этого семинара вопрос: как это внешнее вмешательство соотносится с принципом суверенитета государства. И получил ответ: Принципы международного гуманитарного права, соблюдения базисных прав и свобод имеют приоритет над принципом суверенитета.
Я уточнил, является ли это личной концепцией преподавателя, или это позиция Соединенных Штатов. И получил утвердительный ответ: это позиция США, отраженная в нормативных документах.
Если Вы обратили внимание на материалы последнего времени, в частности, материалы Совета Безопасности ООН, то можно отметить следующее. Впервые за много лет от представителя США я не услышал священные слова "права человека"! О правах человека США молчат, и во все горло кричат о суверенитете. Позиция поменялась на 180 градусов!
Теперь, что же означает понятие "операция по принуждению к миру". В отличие от войны она ставит своей целью не уничтожение государства, не его оккупацию, а обеспечение соблюдения этим государством определенных правил и норм в соответствии с нормами международного гуманитарного права.
Общеполагающий принцип, заключается при этом в следующем: право на жизнь является приоритетным над целым рядом других прав и норм.
Российская Федерация в данном случае, к неудовольствию представителей США и стран НАТО, действует в строгом соответствии с концепцией, разработанной ими. И что-то реально и, главное, содержательно возразить против этого очень трудно.
Давайте напомним обстоятельства вмешательства: угроза жизни людей, геноцид и гуманитарная катастрофа.
Я вчера посмотрел обстоятельства обвинения Гаагского трибунала против Милошевича.
Что ему ставилось в вину? Ввод военно-полицейских сил, гибель людей, создание гуманитарной катастрофы, геноцид...
Но напомню, что Милошевич не расстреливал столицу Косово из орудий залпового огня типа системы "Град".
Количество погибших мирных жителей там и здесь несопоставимо! В косовских захоронениях, как известно, все больше боевики попадались.
Фактически степень нанесения ущерба гражданскому населению сторонниками Милошевича несопоставима с тем, что сделано Саакашвили в Цхинвали и, особенно, в окрестных осетинских селах.
Несколько слов о содержании и структуре операции по принуждению к миру: она состоит из трех частей.
О первой очень хорошо сказал наш Президент Дмитрий Анатольевич Медведев: считаем только такую тактику абсолютно эффективной и единственно возможной.
Первая часть операции по принуждению к миру является собственно военной. И ее задача: прекратить огонь, разоружить формирования, либо вытеснить их за территорию конфликта и принести мир на территорию конфликта/региона.
Вторая часть - военно-полицейская. Обычно во время такого рода конфликта нарушается общественный порядок, появляются мародеры, бандиты, неуправляемые формирования. И одновременно с военной частью осуществляется военно-полицейская часть по наведению порядка.
И, тоже одновременно - третья часть, которая также осуществляется. О ней в западных СМИ вообще не говорят.
Российские танки показывают, а колонны МЧС - не показывают. Они не так хорошо смотрелись бы на CNN, SkiNews и BBC...
Третья часть - гуманитарная. Ее задача - ликвидация гуманитарной катастрофы: оказание помощи раненым, ликвидация эпидемий, опознание погибших и их захоронение, перемещение людей в безопасные места и т.д.
Вот что такое операция по принуждению к миру. Она триедина. Она осуществляется одновременно.
И если не осуществлять операцию по принуждению к миру, гуманитарная катастрофа становится неотвратимой. Это, по-моему, очевидно.
Ведущий: в данной ситуации практически осуществлялся сценарий операции по поддержанию мира. Действия наших силовых служб, военных были закономерны и своевременны. Опоздай мы, процесс приобрел бы необратимый характер.
Ворожцов: События в Южной Осетии подтверждают правильность действий российского руководства. Реально и объективно Южная Осетия не была готова к этому нападению. Если, как ее объявляют, "бандитская", "сепаратистская" республика действительно готовилась бы к войне, она бы понастроила блиндажей, ДОТов, ДЗОТов, сформировала бы своеобразную линию Маннергейма...
Где они, эти сооружения? Республика к войне, такого рода агрессии не готовилась, была направлена на мир, в отличие от Грузии, которая к войне готовилась. Это первое.
Второе, и это очевидно: меры, предпринятые грузинской стороной при штурме Южной Осетии были явно неадекватны оказанному сопротивлению. Фактически незащищенный, мирный город подвергать такого рода воздействию: артиллерийскому, авиационному, с использованием систем массового огня, той зачистке, которая началась. Мера явно неадекватная.
В-третьих, реально не было предпринято мер по обеспечению безопасности жизни мирного населения. С грузинской стороны не прозвучало ни одного слова про безопасность жителей Цхинвала и соседних населенных пунктов. О том, как он заботится о безопасности своих сограждан из города Цхинвала из уст г-на Саакашвили я не слышал. Эта часть в военных планах очевидно отсутствовала.
В сложившейся ситуации я вернулся к истории, открыл архив и пересмотрел комментарии пресс-секретаря НАТО Шеа во время бомбардировок Сербии.
Во время брифинга в Брюсселе его спрашивают, скажите, авиация НАТО разбомбила поезд с сербскими беженцами. В результате погибло несколько десятков женщин и детей. Он говорит: во время проведения такой масштабной операции неизбежны ошибки. Мы, конечно, сожалеем, что люди погибли. Но ошибки неизбежны и потери среди мирных жителей также.
Задают другой вопрос: при бомбежке Белграда также люди погибли. Логика ответа примерно та же. А кто несет ответственность за все, за погибших мирных жителей? Кто это все развязал - Милошевич! Значит и за разбомбленных жителей отвечает именно он.
Если мы логику тогдашнего пресс-секретаря НАТО экстраполируем на сегодняшние события, то, что должен отвечать представитель Министерства обороны России?
В качестве ответов западным журналистам я бы посоветовал ему раздать распечатки ответов пресс-секретаря НАТО времен натовских бомбардировок Югославии. Ответ был бы исчерпывающий. В том числе, и для представителя США в Совете безопасности.
Ведущий: еще один аспект события - информационная война. В эти дни мы стали свидетелями интенсивной информационной войны, явной дезинформации со стороны Саакашвили. Он сделал несколько заявлений, которые не соответствовали действительности. Например, что Грузия объявила о выводе войск, а стрельба все продолжается.
Ворожцов: По российским каналам был показан перехваченный план действий 4-ой пехотной бригады грузинской армии. Для военного человека все понятно: первый, второй, третий, четвертый этапы операции. В военном отношении у них многое не получилось. В информационном плане у них очень многое удалось. Об этом можно, конечно, провести отдельную передачу.
За счет чего они сейчас выигрывают? За счет массового тиражирования штампов и стереотипов. На чем сегодня построена вся информационная атака на Россию? На механическом воспроизведении штампов "холодной" войны. Обыватель на Западе живет на основе штампов. Их надо просто возродить: 1968 год, Афганистан, Россия-агрессор...
Примитивно сработано на массовое сознание. Этот момент очевиден, его преодолеть очень трудно. Стереотипы въелись глубоко, а управляют им профессионалы. Нам объективно будет тяжелее. Информационная война с Россией ведется очень профессионально, очень грамотно и скоординировано.
Ведущий: Что же делать нам? Постоянно напоминать о нарушении международных норм и правил.
Ворожцов: На сегодня наша задача перейти в наступление по тем пунктам, где наши позиции абсолютны и очевидны - гуманитарная катастрофа, защита прав человека, югославский опыт. На этом направлении самая слабая оборона у западных европейских информационных структур.
Г-н Кушнер, великий защитник и большой специалист прав человека, скоро приедет в Москву, вот посмотрим его реакцию на страдания югоосетинских беженцев.
Ведущий: каков Ваш прогноз о развитии ситуации. Операция по принуждению к миру завершилась в основной своей стадии, каково ее дальнейшее развитие?
Ворожцов: Обычно операции по принуждению к миру длятся годами, иногда десятилетиями.
На это надо и рассчитывать. Силовая часть обычно заканчивается в течение нескольких дней, недель, редко - месяцев. Последующая стадия выхода из этой части длится годами, иногда - десятилетиями... Нужно быть либо лжецом, либо политиком, который прикрывает свои цели словами, утверждая о том, что завтра выведем войска и все установится. Годами народы, территории и страны выходят из таких конфликтов... Вывод войск в один день может привести к новой гуманитарной катастрофе. Ради безопасности людей надо последовательно и спокойно обеспечивать мир.
Надо на дипломатическом фронте не потерять достигнутое, ибо это неизбежно вызовет новые жертвы.
http://www.roscommira.ru/08-NEWS.htm
http://www.roscommira.ru/03-OBZORY_VOROZH_OSETIA.html
12 августа 2008 г.