`Мы в меру сил пытаемся что-то сделать, хотя нас за это критикуют`, - говорит губернатор Владимир Яковлев
ИЗ ДОСЬЕ `НГ`
Владимир Анатольевич Яковлев родился 25 ноября 1944 г. в городе Олекминске (Якутия), куда была эвакуирована из блокадного Ленинграда его мать. Окончил Ленинградский монтажный техникум и Северо-Западный заочный политехнический институт по специальности `электрические машины`. С 1965 г. работал в системе городского хозяйства Ленинграда, пройдя путь от мастера ремонтно-строительного управления до главного инженера ТПО жилищного хозяйства. В январе 1993 г. был назначен заместителем председателя правительства Санкт-Петербурга, в 1994 г. - первым заместителем - председателем Комитета по управлению городским хозяйством.
В 1996 г. выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Санкт-Петербурга, возглавив так называемую Коалицию реальных дел, в которую вошли ряд известных в городе политиков и хозяйственников, и петербургское отделение `ЯБЛОКА`. 2 июня 1996 г. был избран губернатором Санкт-Петербурга, победив Анатолия Собчака. В 1999 г. был избран депутатом Госдумы РФ от избирательного блока `Отечество - Вся Россия` (входил в первую тройку), но от мандата отказался. В 2000 г. избран на второй срок.
Председатель правительства Санкт-Петербурга. Председатель Комитета по экономической политике Совета Федерации. Президент ассоциации `Северо-Запад`.
Кандидат экономических наук, профессор кафедры городского хозяйства Санкт-Петербургского государственного технического университета. Академик Международной инженерной академии. Почетный доктор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Награжден орденом Почета `за большой вклад в социально-экономическое развитие города` (1999), орденом Славы Таджикистана, орденами Русской Православной Церкви Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени и Святого Равноапостольного князя Владимира III степени.
Заслуженный строитель России. Награжден знаком `Почетный строитель России` (1999). Удостоен Золотого знака и специальной премии `За поддержку театрального искусства в Санкт-Петербурге и Ленинградской области` (1999). Лауреат национальной театральной премии `Золотая маска-2000` в номинации `За поддержку театрального искусства России`. Президент попечительского совета Международного общества друзей Русского музея.
Капитан I ранга запаса (1999). Женат, имеет сына.
Владимир Анатольевич, вы, как член Совета Федерации, наверняка имеете свое мнение о создании единого российско-белорусского государства.
- Я хотел бы напомнить об уже существующем союзе, который называется СНГ и который в последнее время достаточно успешно развивается. Работа в рамках этого союза заметно активизировалась, это уже не абстрактные заявления, а вполне реальные дела. Президент Путин поступает абсолютно правильно, уделяя внимание этому вопросу. При этом предметно рассматриваются как проблемы, общие для всего СНГ, так и вопросы двусторонних взаимоотношений России с каждым государством-участником.
Планомерное сближение России и Белоруссии полностью укладывается в контекст этой политики, хотя, безусловно, отношения именно с этой республикой имеют особое значение и особую историю. Разделение, произошедшее почти 10 лет назад, не сказалось на взаимоотношениях граждан России и Белоруссии. Люди сохранили братские чувства друг к другу, я видел это и когда сам бывал в Белоруссии, и когда белорусские делегации приезжали в Петербург. Говорят, границы проходят не только через конкретные географические пункты, но и через человеческие души. Так вот, этой второй границы между Россией и Белоруссией нет. Другое дело, что мы имеем две суверенные страны, чьи отношения являются значимой частью государственной политики.
Сегодня и в России, и в Белоруссии превалируют силы, настроенные на интеграцию, на сотрудничество. Но я бы не стал преуменьшать и влияние тех, кто полагает, что объединять наши государства пока рано, а то и вовсе ненужно.
А каково ваше личное мнение?
- На мой взгляд, в экономическом плане будущее российско-белорусского союза выглядит весьма многообещающим. Какие-то вопросы могут быть разрешены уже в самое ближайшее время. При этом амбиции обеих сторон ни в коем случае не должны ставиться выше желаний народов. Сомнений же в том, что подавляющее большинство русских и белорусов полностью одобряют идею строительства совместного государства, лично у меня нет.
Разумеется, никто не ведет разговор о возвращении в те времена, когда существовал некий центр, навязывавший остальным свою волю. Речь может идти лишь о добровольном союзе, основанном на соблюдении интересов друг друга. Eсли объединение объективно улучшит жизнь наших граждан и упрочит наше положение в международном сообществе, то оно необходимо и является задачей первостепенной важности.
Но это теория, а как эту интеграцию осуществлять практически?
- Прежде чем в торжественной обстановке объявлять о создании союзного государства, нужно решить множество вопросов, требующих активной работы экономических ведомств. На сегодняшний день у наших республик разный уровень развития, разная валюта, разный подход к иностранной валюте, разная банковская система... Перечислять можно долго, и все это требует урегулирования еще до того, как новый союз начнет активно действовать. Впрочем, база уже заложена. Между Россией и Белоруссией существуют достаточно хорошие взаимоотношения. Есть и рабочий орган, который в рамках совместных договоренностей занимается их развитием. Следующий шаг - создание парламента России и Белоруссии. Процесс этот уже идет, хотя, может быть, и не так активно, как хотелось бы. Но я уверен, что он будет набирать обороты. Более того, если принципы построения российско-белорусского союза докажут свою жизнеспособность, то к нему могут примкнуть и другие страны СНГ.
Насколько мне известно, вы выступили с инициативой размещения руководящих органов российско-белорусского союза именно в Петербурге.
- Да, и мне хотелось бы, чтобы эта идея нашла поддержку. В принципе и президент России, и президент Белоруссии не возражают, чтобы фундамент для прочного здания Cоюза России и Белоруссии был заложен в Санкт-Петербурге. И это вполне логично. В нашем городе уже несколько лет успешно действует Межпарламентская ассамблея стран СНГ. Я разговаривал с руководителями парламентов всех стран - участников СНГ, и они в один голос говорят о том, что в Петербурге практически идеальные условия для работы по созданию модельных законов для стран СНГ. Политический климат Петербурга несколько отличается от московского, он более спокойный, корректный, доверительный. Я считаю, что если парламентский центр России и Белоруссии будет размещен именно здесь, интеграционный процесс пойдет без сбоев. А место мы подготовим.
Вы активно участвуете в работе Совета Федерации. Расскажите, как идет его реформирование. Сенаторы, видимо, уже оправились от первого шока...
- Я не назвал бы грядущие перемены шоком, потому что к принятию закона о формировании Совета Федерации по новой форме и с новой структурой готовились не один месяц. Да и нынешний СФ может еще немало успеть, ведь до 1 января 2002 года он будет работать по старому регламенту. Пока же набирает силу новая, очень важная структура. Я говорю о Государственном совете, на сегодняшний день он является общественно-консультативным органом, но перспективы у него самые серьезные.
Я уже несколько месяцев работаю в президиуме Госсовета и могу со всей ответственностью сказать, что такой орган нужен государству, нужен президенту и очень нужен нам, губернаторам. Теперь мы не только можем напрямую обсуждать с президентом политическую и экономическую жизнь страны, но и, минуя не всегда добросовестных посредников, докладывать, что в реальности делается на территориях. Такое общение полезно для всех.
А каковы перспективы Госсовета?
- И губернаторы и, что особенно ценно, президент согласны с тем, что этот орган в ближайшее время должен стать легитимным (под ближайшим временем я подразумеваю срок до 1 января 2002 года, когда прекратит работать в нынешнем виде Совет Федерации).
Сегодня имеется реальная возможность внести изменение в Конституцию в той ее части, которая является `президентской` и где можно оговорить статус Государственного cовета. Кстати, мне поручили одновременно с разработкой закона о государственной символике подготовить предложения по статусу члена Госсовета. Уже сейчас можно сказать, что статус члена ГС (а это соответственно первые лица территорий) не может быть ниже статуса члена Федерального собрания. По Конституции губернаторы избираются всем населением территории, и, по сути, являются теми же депутатами, но избранными гораздо большим числом граждан и по более жесткому положению, чем депутаты Думы или, в будущем, члены Совета Федерации.
Вы полагаете, что соответствующие изменения в Конституцию будут внесены?
- Да, потому что президент прямо заявил о своей поддержке этой идеи, а пока он все свои обещания исполняет. К тому же идея, как говорится, носится в воздухе. Мы все прекрасно понимаем, что дело не только и не столько в статусе члена Госсовета, но в вертикали укрепления власти. Об этом можно говорить много и по-разному. Ясно одно: властная вертикаль не может воссоздавать отношения, бытующие, скажем, в армейской роте между старшиной и солдатом. Это должна быть разумная система с четко прописанными полномочиями и функциями центра и территорий.
Умный человек Наполеон Бонапарт в свое время заметил, что `закон должен быть ясным, точным и единообразным, толковать его - значит допускать искажения`. Ясность и точность особенно необходима, когда речь идет о таком огромном и сложном образовании, как Российская Федерация. Так что главная наша задача (и президента, и глав территорий) - выстроить такую модель, чтобы она гарантировала государству поступательное экономическое развитие и страховала от возможных политических кризисов. Это позволит всем нам - и на территориях, и в центре - решать одну и ту же общую задачу, но на тех участках, которые отведены каждому из нас.
Понятно, что новый орган будет работать на `сшивание` Центра и территорий, но все же каковы его конкретные функции?
- Госсовет будет заниматься основными разделами экономической жизни страны - формированием бюджета, тарифной политикой, проблемами финансирования конкретных программ. Все это, прежде чем пойдет в качестве проекта законов в Государственную Думу, будет рассматриваться на Госсовете. Не случайно на первом же его заседании, назначенном на 22 ноября, центральным будет вопрос стратегического развития нашего государства. Речь пойдет о российской экономике в перспективе до 2010 года.
Кроме того, в ведении Госсовета будут вопросы взаимоотношения территорий и решение споров территорий с правительством. Государственный совет сможет работать намного оперативнее других властных структур, так как возглавляется он непосредственно президентом. Президент же в случае необходимости имеет право выпускать указы, действующие до появления соответствующего закона. Принятие закона - процедура весьма долгая, а соответствующий законодательный акт может понадобиться срочно. В этом смысле Госсовет сможет существенно облегчить решение насущных экономических вопросов, а в некоторых ситуациях будет активно способствовать и политической стабилизации.
Видимо, объявленная военная реформа тоже не останется без внимания?
- Планируемые изменения затронут практически все регионы и 600 тысяч человек. С учетом же семей, число россиян, непосредственно в нее вовлеченных, приближается к двум миллионам. Разумеется, ни Государственный cовет, ни его президиум не обойдут этот вопрос. К сожалению, проведение военной реформы и так непростительно затянулось. Теперь нам придется пожертвовать количеством ради качества. Ради того, чтобы оставшиеся в силовых структурах люди начали наконец получать достойную зарплату, а изношенная боевая техника была заменена новой.
В последние годы любимой темой многих наших политиков и СМИ стала критика армии и милиции. Да не могут они в таких условиях быть безупречными! Военными и милиционерами в форме не рождаются, их набирают из наших же граждан, так что каково общество, таковы и силовые структуры. И делают они опасную, неблагодарную, тяжелую работу, которую, кроме них, не сделает никто. Легко быть борцом за справедливость, получая медали на грудь, благодарности перед строем и крупные суммы денег. А ты попробуй ежедневно рисковать головой, когда тебя, твое дело регулярно обливают грязью, а деньги платят такие (если вообще платят), что дома перед женой стыдно!
Общество должно снова научиться уважать людей в погонах, должно обеспечить им нормальное существование, чтобы ни они, ни их семьи не чувствовали себя обделенными. И, конечно же, в первую очередь у военных, у милиции должна быть нормальная зарплата. Стыдно, когда офицеры, пройдя огромный жизненный путь, обучаясь в знаменитых на весь мир высших учебных заведениях вплоть до академии Генерального штаба, получают меньше тех, кто торгует с рук пивом или моет чужие машины. С другой стороны, свободных денег в государстве нет. Урезать пенсии, социальные выплаты? Раздувать военный бюджет за счет образования, науки, медицины культуры? Исключено! Единственный выход - перераспределение средств внутри самих силовых структур.
Конечно, сначала нужно семь раз отмерить, а потом уже реально сокращать. Необходимо установить четкую пропорцию между хозяйственным и управленческим аппаратом и оперативной службой. Если такое понимание уже есть, (а я полагаю, что оно должно быть, так как вопрос готовили не день и не два), должно быть и оптимальное решение.
Возникает законный вопрос: куда девать людей, пусть и оптимально сокращенных?
- Пять лет кажутся значительным сроком, но государству все равно предстоит очень большая нагрузка. 600 тысяч человек, по сути, начнут все сначала. Им будет нужно где-то жить, что-то есть, как-то искать работу.
Государство бросать их на произвол судьбы не имеет права. Это не только непорядочно, но и опасно.
Да, на первый взгляд кажется, что все очень просто. Подписали указ - армия сократилась, армия сократилась - сэкономили средства, сэкономили средства - повысили зарплату и принялись за техническое переоснащение. Но сначала-то придется выплачивать огромные пособия, строить жилье, создавать рабочие места.
На сегодняшний день на петербургской бирже труда имеется более 70 тысяч вакансий. Кажется, что много, но если подумать... Вряд ли капитан первого ранга или полковник-артиллерист согласятся занять вакансию рабочего, хотя сегодня в том же судостроении требуется очень много специалистов высокой квалификации. С другой стороны, грех упускать высококлассных профессионалов, к тому же умеющих действовать в любых ситуациях. Нужно устроить их так, чтобы и они были довольны, и государство извлекло максимум пользы из их опыта. Иначе множество умных, грамотных, решительных людей уйдут в теневую сферу, куда их с удовольствием возьмут.
Уже сейчас немало бывших работников милиции, ветеранов спецподразделений, тех же афганцев работают не на государство, а на новых хозяев. Причем многие из этих новых хозяев, мягко говоря, не в ладах с законом. Нельзя допустить, чтобы те, кто покинет армию и милицию в результате намеченной реформы, пополнили ряды криминальных структур.
До революции бытовала поговорка `Положение хуже губернаторского`. Как вы полагаете, она устарела?
- В России всегда любили меткое словцо. Что до упомянутого вами выражения, то сегодня оно, на мой взгляд, неадекватно. Слишком много мест, должностей и прочих положений, которые совершенно очевидно `хуже губернаторского`. К тому же в царской России губернаторы полностью зависели от царской воли, или, вернее, от благорасположения тех, кто был `вхож` к государю и государыне. Их назначали и смещали одним росчерком пера, не считаясь ни с мнением территорий, которыми они управляли, ни с их собственным.
В современной России губернатора избирает население.
Его нельзя так просто уволить, заменить, высечь, обязать делать что-то неправильное, нелепое, как купринского героя, которого в 1912 году обязали найти во вверенной ему губернии ветерана войны 1812 года. Так что выражение `хуже губернаторского` на сегодняшний день явно устарело.
Другое дело, что от работы губернаторов на своих территориях зависит очень многое. На них лежит огромная ответственность, им приходится ежедневно окунаться в море самых разных вопросов, предложений, проектов, жалоб, проблем. Одни справляются, другие - нет. Люди все видят, делают выводы и на очередных выборах выставляют соответствующую оценку.
Ловлю на слове. Первый раз вы завоевали свое кресло с минимальным отрывом, а четыре года спустя, несмотря на целенаправленную критику центральных телеканалов, петербуржцы решительно подтвердили ваши полномочия уже в первом туре. Налицо явное одобрение проводимой вами политики и вашей команды. Вы же начинаете второй срок с серьезнейших кадровых перестановок. Почему?
- Во власти не должно быть застоя. Римляне не зря говорили, что не идти вперед - значит идти назад. Не знаю, обратили ли вы внимание, но я с первого дня не устаю повторять, что кресло ни в коем случае не может быть закреплено за тем или иным человеком на всю оставшуюся жизнь. Нужна постоянная ротация, в работу должно привноситься что-то новое, только тогда мы избежим топтания на месте. Прошло не так уж много времени, но уже очевидно, что кадровые перестановки пошли городу на пользу.
Я заменил председателей комитетов по народному образованию и по здравоохранению. Мы сегодня видим, что то, что было сделано их предшественниками, не разрушается, а дополняется. То же самое можно сказать и о моих непосредственных заместителях - членах правительства. Я очень рад, что пригласил Владимира Ильича Шитарева, снявшего с меня весьма значительную часть нагрузок. Высвободившееся время я теперь использую для решения других проблем. И это не говоря о том, что Владимир Ильич неоценимый человек, если речь заходит об изыскании средств и возможностей реставрации театров, музеев, прочих объектов культуры. До него всем этим ведал человек, уважаемый в городе, исключительно компетентный, досконально знающий историю чуть ли ни каждого камня. Но время потребовало определенного смещения акцентов в деловую, организационную плоскость. И я считаю, что это абсолютно правильно и естественно.
Если не ошибаюсь, вы стали больше доверять женщинам?
- Вы имеете в виду продвижение женщин на первые роли? Это тоже влияние времени и наших женских организаций, которые настоятельно советовали привлекать женщин для работы на самых высоких постах. И я считаю, что это правильно. Очень симптоматично, что именно женщины возглавили комитет `Санкт-Петербург 300`, комитет по местному самоуправлению, комитет по народному образованию, фонд имуществ, несколько районных администраций - и это далеко не полный список постов, которые сегодня успешно занимают женщины.
Теперь позвольте задать весьма неприятный вопрос. Как вышло, что Петербург получил неофициальный титул `криминальной столицы`, и есть ли какой-то шанс, что громкие заказные убийства, `прославившие` город на весь мир, будут раскрыты?
- Вы затронули как минимум три темы. Во-первых, тему криминала как таковую. Во-вторых, причину, по которой на город старательно клеили криминальный ярлык, и, наконец, ситуацию с раскрытием конкретных преступлений.
Хорошо, давайте разобьем вопрос на три. Является ли Петербург криминальной столицей?
- Криминальная волна поднялась не сейчас и не в Петербурге. Уже в 1992-1993 гг. отчетливо просматривались тревожные симптомы. Да, то, что заказные убийства становятся нормой, страшно и отвратительно, но их корни надо искать не у нас. Противоречия вызревают в столице, а решать их предпочитают на стороне. Считать же Петербург более криминальным и опасным городом, чем другие, оснований нет. Ситуация у нас, может, и не лучше, но и не хуже, чем в Ростове, Тольятти или же Владивостоке. Да и в Москве чего только не творится... Просто кому-то понадобилось перевести стрелку на Петербург. Задумайтесь, кому было выгодно объявить Санкт-Петербург криминальной столицей? Ведь простые люди об этом никогда не говорили.
Возможно, это реакция столичной элиты на большое количество петербуржцев, занимающих ведущие посты в федеральной власти?
- И эта версия имеет право на существование, и другие. Решать же, кто является криминальным элементом, кто нет, - дело милиции, а не политических конкурентов.
Вы имеете в виду некоторые заявления, которыми сопровождались выборы в городское Законодательное собрание в 1998 году и выборы губернатора в 2000-м?
- Отчасти. Будь я ангажированным кандидатом `ЯБЛОКА`, СПС, `Единства` или еще какой-то структуры, имеющей достаточный вес в центральных СМИ, в отношении меня и соответственно возглавляемого мной города проводилась бы одна политика. Но я четко сказал, что как губернатор буду относиться ко всем политическим партиям и движениям, действующим в рамках закона, одинаково. Возможно, я повел себя излишне резко, неполитично, но мое твердое убеждение, что должностное лицо не может позволить себе личностных и должностных пристрастий. В результате я попал под удар сразу с нескольких сторон.
Самым же печальным и неприятным было, что целили в губернатора, а били по Петербургу. Даже Эрмитаж, и тот не пощадили. Впрочем, петербуржцы в очередной раз доказали, что предпочитают верить собственным глазам, а не слухам и сплетням.
Но ведь дыма без огня не бывает? Ведь и убийства, и уголовные дела, и всякие предвыборные безобразия имели место.
- А вы на минутку отвлекитесь от Петербурга и посмотрите, что вообще в любезном отечестве творится!
Вспомним последние события в Курской области, в Свердловском крае, в Нижегородской области, где вообще непонятно, как проходили выборы. Если мы начнем перечислять, то дойдем до Америки, в которой мы привыкли видеть оплот демократических принципов. Ан нет, и там не все в порядке, причем на самом высоком уровне. У них тоже существуют проблемы, тоже есть вопросы.
С выборами понятно. Догнать и перегнать Америку даже в этом нам не удалось. А как обстоят дела с расследованием убийств Михаила Маневича, Галины Старовойтовой, Виктора Новоселова?
- Вопрос несколько не по адресу. Раскрытием убийств занимаются специальные структуры - Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, прокуратура, которые на губернатора никоим образом не замыкаются. Я в этом отношении - абсолютно частное лицо. Разумеется, как человек и гражданин, я хочу, чтобы преступники понесли заслуженное наказание; тем более я лично знал погибших, это были достойные люди, которые могли бы еще немало сделать для города.
Тем не менее никоим образом не вмешиваясь в следственный процесс, мы принимаем немало мер, чтобы предотвратить взрывы, поджоги, разбойные нападения, убийства. Делаем мы это единственным доступным нам способом. А именно - финансируя Главное управление внутренних дел. Свои обязательства по отношению к ГУВД мы выполнили полностью.
Кстати, к недавно прошедшему Дню милиции были подведены некоторые итоги. Так вот, я могу констатировать, что в Санкт-Петербурге количество правонарушений снизилось, причем на достаточно заметную цифру. Почти на 8 процентов!
Владимир Анатольевич, сейчас в прессе активно обсуждается арест одного из заметных сотрудников городской администрации Дмитрия Солоникова и известного в городе социолога Евгения Красницкого. Вы можете как-то прокомментировать это событие?
- На мой взгляд, это надуманная история. Эти люди не представляют угрозы обществу, требующей немедленного препровождения их в `Кресты`. Наверное, можно было бы рассмотреть возможность расследования с применением другой меры пресечения, тем более за них ручаются известные и уважаемые в городе люди.
Ситуацию обостряет и то, что оба недавно пережили личные трагедии: и тот и другой потеряли жен, а их здоровье и до ареста вызывало серьезные опасения. Я не могу отделаться от ощущения, что столь жесткие меры, применяемые именно к этим людям, продиктованы какой-то политикой.
Я далек от того, чтобы указывать правоохранительным органам, но надо все же отличать бандита от человека, может быть, в чем-то и виновного, но по сути своей не являющегося закоренелым преступником. У нас же, к сожалению, в последнее время сложилась практика громких арестов с максимальным шумом, пресс-конференциями, намеками на будущее `дело века`. Затем все стихает, людей какое-то время держат под стражей, а потом тихо и незаметно выпускают `из-за отсутствия состава`, `недоказанности` и так далее. Лично у меня складывается впечатление, что и дело Красницкого относится к этой категории.
Странное у вас отношение к правоохранительным органам: с одной стороны, вы их критикуете, с другой - помогаете...
- Одно другого не исключает. Недобросовестность или ангажированность отдельных работников не должна переноситься на тысячи людей, честно выполняющих свой профессиональный долг. К тому же без милиции нам не обойтись. Все почему-то полагают, что имеют право спрашивать за все происходящие безобразия именно с нее, хотя это просто нелепо. Дворник может скалывать лед и посыпать дорожки песком, но отменить зиму не в состоянии. Милиционер может честно выполнять свое дело, но превратить всех в законопослушных граждан не в его власти.
А в чьей? И что вообще делать?
- Путь один: улучшение морального состояния общества. Только вот как этого добиться? Сегодня люди просто теряют представление о добре и зле, во многом потому, что жизнь тяжелая. Настолько тяжелая, что многие начинают полагать, что имеют право на все: красть, брать и давать взятки, нарушать закон. А общество прощает то, чего бы никогда в других условиях не простило. И эту проблему не решишь на уровне одного города или даже страны. Это проблемы всей современной цивилизации.
Вспомните профессора Преображенского и его гениальное определение разрухи. Мы с восторгом смотрим `Собачье сердце`, а нет бы соотнести его с нынешней действительностью. Простейший пример. Грязно на улицах? Темно? Ну и пусть будет грязно и темно! Годами терпели. Мосты не ремонтировались, набережные не строились, транспортные развязки не делались, комплекс защитных сооружений на потом оставили. Зато критиковать тех, кто пытается что-то делать, это пожалуйста. Инициатива-то наказуема. И вот уже начинают активно писать, что никому не удалось и не удастся и так все и останется...
А разве удастся? Это я про защитные сооружения и кольцевую дорогу.
- Мы в меру сил пытаемся что-то сделать. Не знаю, что было бы, если б мы опустили руки. Но лучше уж точно не было бы. В любом случае свою работу приходится делать в той обстановке, которая есть.
А что до реальных дел, то они уже идут. И кольцевая строится, и Невский проспект отремонтировали (а к этому примеривались три десятка лет и все боялись, как же с транспортом, как же с людьми). И комплекс защитных сооружений достроим, тем более в последнее время вопросы науки и техники перестают быть разменной картой в политической игре. Сейчас уже мало у кого из людей, владеющих вопросом, вызывает сомнение, что защитные сооружения городу нужны. Даже в том виде, в котором они сегодня есть (недостроенные), они срезают пик сильных наводнений от 40 до 60 сантиметров. Не будь их, уже в последние наводнения вода бы вышла на улицы.
Раз мы перешли к насущным проблемам Петербурга, расскажите, как город готовится к своему 300-летию. Конечно, впереди еще почти 3 года, но ведь что-то уже делается.
- Подготовка ведется давно, разработана большая программа. Я поставил задачу, чтоб цифру 300 знал в нашем городе каждый. Если мы все - в детском саду, в школе, вузе, на производстве, в администрации - поймем, что являемся частью процесса подготовки, то всем миром сделаем воистину великое дело. Есть указ президента и постановление правительства. Президент согласился стать председателем государственной комиссии по подготовке к 300-летию, дал соответствующие поручения министерствам (в том числе включить в план ряд программ и объектов, необходимых для нашего города, таких как кольцевая автомобильная дорога, комплекс защитных сооружений, строительство и ремонт метро, программа `Центр`). Все в комплексе образует систему мероприятий, дополняющих одно другое и складывающихся в целостную систему.
Тот же комплекс защитных сооружений и идущая по нему кольцевая дорога разгружают движение, уменьшают нагрузку транспорта на центральную историческую часть города, нормализуют экологическую ситуацию и так далее. Полным ходом идет подготовка в городских районах. На последнем заседании правительства я дал поручение главам администраций подготовить свои предложения, выделить главное направление на предстоящий период, включая 2003 год.
А можно на конкретном примере?
- Возьмем известный всему миру Петродворец. Разумеется, текущие дела вроде реконструкции системы водоснабжения, капитального ремонта зданий и дорог будут идти своим чередом. Но должна быть выделена некая новая точка, на которую следует обратить внимание. В данном случае это воссоздание Царской Нижней дороги, а это почти девять километров от Стрельны до Петродворца. Формируется новая градостроительная среда на значительной территории, создается масса рабочих мест, улучшаются условия для отдыха, привлекаются туристы...
Если речь идет о Стрельне, нельзя не вспомнить и о Константиновском дворце. Если его не восстановят к 300-летию города, то уже никогда не восстановят!
- По Константиновскому дворцу проведены предварительные переговоры, создается наблюдательный совет из уважаемых людей, создается компания по восстановлению этого дворца, которое будет вестись под патронажем управления делами президента.
В Стрельне будет восстановлен огромнейший комплекс, и большая его часть будет использована для проведения экскурсий, как это делается в Кремле. Но часть дворцовых помещений будет использоваться под представительские функции, когда президент будет находиться в Санкт-Петербурге.
Владимир Анатольевич, в городе происходит множество культурных событий. Именно в Петербурге прошел форум интеллигенции `Культура и общество: взаимные обязательства на пороге нового тысячелетия`. Список можно продолжать до бесконечности. Так будет и дальше?
- Без сомнений. Я всегда старался если не участвовать лично, так помогать организационно в проведении конференций, съездов, форумов самых разных направлений. Поскольку Санкт-Петербург город изначально интернациональный и многоконфессиальный, то здесь необходимо развивать дух дружбы, и нам это удается. В то же время это центр российской и русской культуры, духовности, науки. Где же и проводить форум нашей интеллигенции, как не здесь?! Я считаю, что эта тема должна быть всегда, будет всегда и будет всемерно поддержана.
Вы посещаете не только стройки и форумы, но и футбольные матчи. А сами вы случайно не футболист?
- Да, я стараюсь ходить на все матчи `Зенита`, хотя, к сожалению, иногда приходится пропускать их из-за дел, которые за меня никто не сделает. Но вообще-то я в футбол не играю. Я всю жизнь занимался баскетболом, а став губернатором, был вынужден перейти на теннис...
Губернаторы обязаны разделять спортивные вкусы президента?
- Все намного проще. Баскетбол - игра командная, в нее в одиночку не поиграешь, а я освобождаюсь, как правило, очень поздно, причем точного времени сам не знаю. Не заставлять же людей ждать! Вот и вожу в багажнике теннисную ракетку, одного партнера найти легче, а на худой конец можно и просто потренироваться. Но как бы то ни было, 31 декабря в 7 часов утра мы с друзьями...
Неужели ходите в баню?
- Играем в баскетбол! Это святое, и уж эту-то традицию я ни в коем случае не нарушу. Хотя времени действительно мало. Спорт - это еще полбеды. В конце концов я за день хорошую дистанцию прохожу, а такое изобретение, как лифт, для меня просто не существует. Хуже, что я почти не бываю дома, так что собственная внучка всякий раз ко мне заново привыкает, я же ее все больше спящей вижу. Хорошо хоть собака узнает...
У вас есть собака? Породистая?
- Ужасно. Ризеншнауцер. Зовут Дюк Дуглас, но вторую часть мы обычно опускаем. Он большой, черный, бородатый и очень умный. Дюк, так сказать, мой талисман. Друзья нам его подарили в 1996 году по случаю моего избрания.
А в выставках вы с ним участвуете?
- Он - да, я - нет. Неудобно как-то, так что сопровождает его жена, а я за них переживаю. Но не в медалях счастье. Дюк - настоящий друг, и этим все сказано. Губернаторам настоящие друзья нужны больше, чем кому бы то ни было...
Вера Камаша
Независимая газета, 16.11.2000
http://nvolgatrade.ru/