12 октября 2004
202

Владимир Яковлев:ПРЕДВЫБОРНЫЙ ПАСЬЯНС

В Петербурге определились основные претенденты на пост губернатора, выборы которого состоятся 14 мая
Как только Владимир Путин окончательно лишил своей благосклонности Владимира Яковлева, рейтинг петербургского губернатора сразу покатился под горку. Вообще-то, в Петербурге никто особенно и не верил в неплохие будто бы отношения бывших сослуживцев по питерской мэрии - Путина и Яковлева, хотя губернатор и старался убедить всех в том, что протокольные рукопожатия свидетельствуют о том, что и. о. президента его поддерживает.

Петербург выжидал, пытаясь понять, кого следует поддержать. Если Путину зачем-нибудь понадобится нынешний градоначальник северной столицы, значит, придется поддержать губернатора и выбрать его на второй срок, а если нет, то голосовать следует за предложенную Кремлем кандидатуру. Ею стала Валентина Матвиенко.

СИГНАЛ ИЗ КРЕМЛЯ

И. о. президента пока дипломатично дистанцировался от предвыборной кампании в Петербурге. Он не заявил публично, что поддерживает вице-премьера своего кабинета. В этом нет нужды. Общество прекрасно распознает сигналы: если верное правительству `Единство` кого-то выдвигает, можно не сомневаться, что с главным российским рулевым все согласовано. Кроме того, сама Матвиенко никогда не рискнула бы обнародовать версию о том, что Владимир Владимирович одобрил ее решение, если бы она не соответствовала действительности.

Это `одобрение` питерские политологи трактуют по-разному. Высказывается, в частности, и такое объяснение: Путин решил сместить не только Яковлева, но и убрать из правительства Матвиенко. С самого начала путинского премьерства Валентину Матвиенко называли кандидатом `на вылет` из правительства. Кадры Евгения Примакова, объясняют знатоки, Путин, безусловно, будет убирать - без шума и скандалов. Так что почетную губернаторскую должность, если задуманный предвыборный пасьянс сойдется, Валентина Ивановна должна принять с благодарностью и впоследствии верой и правдой служить президенту - никто в Петербурге не сомневается, что Путин им станет.

ЯКОВЛЕВ ПУТИНУ НЕ НУЖЕН

Нельзя сказать, что позиции Матвиенко в Петербурге прочны. Владимир Яковлев, несмотря на отказ Москвы поддержать его, сохраняет неплохие шансы на успех в предвыборной борьбе. И все же он занервничал. В его штаб-квартире всегда знали, что достигающий 70% рейтинг губернатора, о котором регулярно сообщает телеканал `Петербург` в программе `Политика. Петербургский стиль`, не соответствует истине. По оценкам независимых социологов, популярность губернатора составляет около 40%. Результат неплохой, но он не дает полной уверенности в победе.

Поэтому-то губернаторская команда осенью так старалась провести досрочные выборы. Блиц-кампания была однозначно выгодна исполнительной власти. Сильные конкуренты сосредоточились на думских выборах, а раскрутить новые, малоизвестные фигуры было бы проблематично и в любом случае очень дорого. Наиболее заметный соперник - лидер местного `Яблока` и бывший вице-губернатор Игорь Артемьев, покинувший год назад петербургское правительство из-за политических разногласий с губернатором, мог рассчитывать лишь на выход во второй тур. Прогноз на безальтернативное президентство Путина на тот момент был не очевиден, и, следовательно, Кремль вряд ли стал бы проводить жесткую линию против Яковлева.

Даже после скандального провала губернаторской команды с переносом местных выборов и отказа петербургского лидера выйти из состава опального ОВР, и. о. президента, видимо, не исключал возможность сохранить за нынешним хозяином Смольного его кресло. Во время одной из поездок в родной город Владимир Путин сказал, что в общем-то готов поддержать нынешнего губернатора. Тут же и лидер думской фракции `Единства` Борис Грызлов поделился потрясающим откровением: `Никто лучше Владимира Анатольевича не разбирается в начатых им проектах, ему их и завершать, а мы его поддержим`. Губернатор же в знак лояльности посетил не только местную учредительную конференцию `Единства`, но и общероссийский съезд движения. Короче, торг начался. Но серьезного предмета для торга у Путина и Яковлева, судя по всему, не оказалось. Сегодня все аналитики склоняются к тому, что фавориту президентской кампании в Петербурге обеспечен максимум голосов и дополнительных усилий со стороны городского головы не требуется.

Что же касается дальнейшего сотрудничества, то без пяти минут президент прекрасно осведомлен об истинных масштабах политического влияния петербургского губернатора. Оно достигнуто не за счет громких деяний или харизмы, а просто в силу положения Петербурга в табели о рангах российских регионов. Более того, за время правления Владимир Яковлев не обеспечил своей вотчине особого процветания. Бездефицитный бюджет, реструктуризация городских долгов и относительная финансовая стабильность - эти заслуги специалисты приписывают не губернатору, а Игорю Артемьеву, возглавлявшему в Смольном комитет по финансам. Губернатор не добился большого притока в Петербург федеральных денег, хотя обещал их в ходе предыдущей предвыборной кампании, не восстановил аварийный участок метро. Он смог лишь починить несколько дорожных магистралей в центре города, в том числе за счет целевого дорожного фонда, отсуженного у федерального правительства Анатолием Собчаком в момент смены местной власти. Но в то же время в окончательную негодность пришли дороги на окраинах Петербурга. Правда, стараниями Яковлева возведен шикарный Ледовый дворец к Чемпионату мира по хоккею, но первые кредиты, взятые на строительство под гарантии городского правительства, пришлось внепланово погасить из бюджета. Это насторожило петербуржцев. Они забеспокоились - не придется ли им оплачивать весь проект из собственного кармана.

В общем, роль рачительного хозяина, которую Яковлев попытался сыграть вслед за московским мэром, ему не удалась. Даже членство во `Всей России`, которое должно было принести петербургскому губернатору политические дивиденды, ничего не дало. Юрий Лужков, в 1996 году приложивший руку к избранию Яковлева, впоследствии почти демонстративно игнорировал его - во всяком случае, на приглашения питерского коллеги посетить крупные мероприятия он ни разу не откликнулся. А сегодня, не питая любви к Путину, тем не менее поддержал Валентину Матвиенко...

Губернатор Санкт-Петербурга начал свою карьеру с выступления против Анатолия Собчака на выборах 1996 года. Тогда он, несколько лет мирно и без разногласий служивший у Собчака вице-мэром, выдвинул против своего шефа жесткие обвинения и выставил свою кандидатуру на выборах главы города. Этот эпизод эксперты вспомнили в связи с приходом в Кремль Путина. Речь, очевидно, не идет о мести (у Путина были хорошие отношения с Собчаком), но прагматичный и. о. президента, конечно же, учитывает, что Владимир Яковлев ненадежен.

ЧТО В ПОРТФЕЛЯХ?

Нынешняя губернаторская кампания обещает быть спокойнее прошлой. Скорее всего, оголтелых предвыборных технологий использовать не будут, избирателей не станут сильно раздражать компроматами. Матвиенко по политической ориентации не антагонист нынешнему губернатору (так заявило `Единство`), к тому же она - дама, обличенная властью вице-премьера России. С таким оппонентом трудно вести кампанию `против`, следовательно, губернатору придется больше говорить о своих заслугах, а это не впечатляет.

С достаточно резкими и обоснованными аргументами против Яковлева, без сомнения, выступит Игорь Артемьев. За время работы в петербургском правительстве он собрал, если не чемоданы, то портфель материалов не в пользу бывшего шефа. Основной темой его выступлений может стать расходование бюджетных средств. Однако можно не сомневаться, что скорее всего компромат будет облечен в интеллигентную форму - это обусловлено как характером самого Артемьева, так и манерами здешних `яблочников`, не претендующих на злословие своего федерального лидера Григория Явлинского. Но это в первом туре. А во втором Артемьев с большой степенью вероятности призовет своих сторонников отдать голоса Валентине Матвиенко. Его помощник Ольга Покровская незадолго до того, как политсовет партии `отправил` своего лидера баллотироваться в губернаторы, заявила о возможности поддержать вице-премьера. А вице-премьер в ответ немедленно рассыпалась в комплиментах потенциальному союзнику Артемьеву, отметив его высочайшую профессиональную квалификацию, и заранее пригласила в свою команду - читай: в правительство Петербурга, если ей доведется его возглавить. Таким образом, питерское `Яблоко` может поставить на поток свой опыт выгодной политической сделки: коалиция с оппонентами действующей власти в обмен на высокий пост в новой администрации. В прошлый раз `захват` комитета финансов был осуществлен именно так.

Пламенным обличителем коррупции, по идее, вновь выступит ветеран петербургских выборов зампред Счетной палаты Юрий Болдырев. На этом поле он будет громить и Яковлева, и Артемьева. Не исключено, что традиционный возмутитель спокойствия Болдырев станет альтернативой `неантагонистичным` между собой Яковлеву и Матвиенко. На выборах 1996 года он занял третье место. Но скорее всего его лимит сенсаций исчерпан. Наскоро сколоченная фракция `Блок Юрия Болдырева` (`Б.Ю.Б.`) не только не стала влиятельной силой, но и сыграла деструктивную роль в работе местных депутатов, бойкотируя заседания и козыряя псевдонепримиримой позицией.

ПЕЧАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ

Десять дней назад в Петербурге был убит известный предприниматель - генеральный директор концерна `ОРИМИ` Дмитрий Варварин. Это случилось в тот день, когда Юрий Болдырев заявил о своем намерении баллотироваться в губернаторы Санкт-Петербурга. Убийство бизнесмена, по мнению Болдырева, `не может быть случайным`. Эти слова следует, видимо, понимать так: Дмитрий Варварин входил в политсовет движения `Б.Ю.Б.`, и его концерн, вероятно, должен был финансировать предвыборную кампанию Болдырева. Правоохранительные органы склонны придерживаться экономической версии преступления. `ОРИМИ` - один из крупнейших экспортеров леса в европейской части России, в сферу его интересов входят также судоходство, строительство и оптовые поставки чая и мясной продукции. Но мнение `сыскарей` в момент предвыборной борьбы политиков не интересует - убийство Варварина наверняка используют, чтобы напомнить губернатору, что при нем Петербург снискал печальную славу `криминальной столицы` России.

ВЗГЛЯД ИЗ СМОЛЬНОГО

Отвечая на вопросы `Эксперта`, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев был уверен, что в городе дела обстоят лучше, чем во многих российских регионах. Он готов поспорить за влияние с Москвой. На этой цели он хотел бы сосредоточиться, а не заниматься политикой ради политики. Хотя без политики все равно не получается.

- Не может губернатор быть абсолютно свободным от политики, нравится ему это или нет. Для меня никогда не было самоцелью `засветиться` в большой политике - на трибуне, перед массами. Но вся страна, все люди очень политизированы. Губернатора обязательно воспринимают как политическую фигуру, ищут в высказываниях второе дно, подоплеку, тайный смысл - и зря. Большинство из руководителей регионов говорит о делах насущных, и не надо это наизнанку выворачивать.

Но, наверное, это надо пережить. У людей ведь есть основания сомневаться и не доверять. Страна переходит, все еще переходит, на совершенно новый путь развития. К сожалению, не все было воспринято правильно. Что такое демократические убеждения - всем понятно. А что можно и чего нельзя при демократии - критерии, рамки какие-то - это ведь мало кто цивилизованно воспринял. У нас часто под свободой слова понимали вседозволенность высказываний, под рыночной реформой - беззаконие. Сколько, с позволения сказать, пионеров-первооткрывателей под демократическими лозунгами насоздавали новых псевдорыночных структур с единственной целью - обмануть людей, общество. А на самом деле думали о личной наживе. Мы видели и взлет, и падение этих структур, включая крупнейшие банки. Но сейчас, и я очень рад этому, приходит осознание того, что нужно жить нормальной жизнью, где есть место работе и семье, отдыху и заботам, хозяйству, даже скучным денежным расчетам. На мой взгляд, сегодня действительно начался совершенно другой период, когда стали делаться реальные дела.

Но не странно ли, что именно сейчас, когда, как вы говорите, наступил период реальных дел, вы и `засветились` в большой политике? Вы говорите: самоцели нет, - но неужели и цели нет?>

- Цель есть. Защищать интересы города. Возрождать и укреплять влияние Петербурга. Ведь смотрите: во времена Российской империи развивались две столицы - и ничего, никому это не мешало, больше того, способствовало укреплению государства. Я уже не первый раз говорю о том, что Москва могла бы поделиться своими `столичными` функциями. Мы их не хуже можем выполнять. У нас уже есть многолетний опыт работы Межпарламентской ассамблеи в Таврическом дворце. То есть крупного международного института, в котором принимают участие государственные деятели самого высокого ранга - руководители парламентов, председатели комитетов. И мы обеспечиваем стабильную деятельность МПА - и текущую работу, и большие форумы. Я считаю, что в Петербург вполне мог бы переехать Совет федерации. И, как вы знаете, эта идея поддержана уже многими политиками. Конечно, эти вопросы требуют долговременного обсуждения и подготовки. Вот мы сейчас договорились, что будем создавать парламентский центр - покажем его представителям политической элиты, государственных структур. Я уверен, что такая переориентация на Петербург принесет ему пользу, привлечет к нему внимание, даст толчок его новому развитию.

Владимир Анатольевич, помилуйте, кто же заинтересован переводить в Питер ключевые госструктуры только ради того, чтобы привлечь к нему внимание? А как осуществлять взаимодействие с теми, что останутся в Москве? Представляете - `четыреста тысяч курьеров`...

- А если предположить, что тогда будет быстрее развиваться инфраструктура: транспорт, связь? А если с этого начать решать проблему более равномерного развития территорий? Тем более что эти территории есть за что уважать и там есть чему учиться. И в частности, у Петербурга. Например, когда в Москве после семнадцатого августа пошел спад, у нас, как ни странно, все резко пошло в гору. При этом никогда не надо забывать, что Санкт-Петербург живет за счет своих источников. Поэтому дефолты и прочие катаклизмы на Питер особо не влияют. Мы в девяносто седьмом году разместили на триста миллионов долларов еврооблигаций. Могли бы направить деньги на инвестиционные проекты - и получилась бы пренеприятнейшая вещь: пришлось бы отдавать треть. При этом на городе висел постоянный долг - каждые полтора-два месяца мы должны были выплачивать крупные суммы. Мы приняли правильное решение, согласовали его, кстати, с ЕБРР: реструктурировать долги Питера. В результате мы получили возможность нормальной человеческой жизни. Долги мы выплачиваем раз в год - нормально? Нормально. Москва по-другому подошла - деньги были направлены на проекты, и чуть не произошел дефолт на шестьсот миллионов, и неизвестно, чем Москва расплатится через два месяца. Как видите, мы умеем разумно расходовать деньги, у нас хороший инвестиционный климат, налоговая среда. Но нужны, очень нужны дополнительные финансовые потоки. И если бы сюда переехал ряд государственных структур, отдельные министерства, то вслед потянулся бы и бизнес. А уж мы бы обеспечили нормальные условия.

А как приглашать чиновников, сенаторов, бизнесменов переехать в город, который, увы, называют `криминальной столицей`?

- По всем этим громким криминальным историям Петербург, между прочим, находится на тридцать первом месте в России. А не на первом, заметьте. Я сужу, как полагается в статистике, по числу тяжких преступлений на тысячу человек. А по раскрываемости Санкт-Петербург занимает одно из первых мест. На одно убийство в Петербурге - сразу, в этот же год - десяток по другим местам включая Москву. Я точно знаю, что вопрос о `криминальной столице` - политический. Кому-то выгодно представлять город таким образом. Почему после девятнадцатого декабря о Питере как о `криминальной столице` ничего не пишут? Сейчас будут выборы - опять начнут писать. Не нравится, что город развивается, не нравится, что город не просит, что он самостоятельно идет по жизни. Это очень не нравится. А сами убийства - это же связано с общей ситуацией в России. С экономической ситуацией, когда нищий человек за грош убить готов.

Но вряд ли Галину Старовойтову или Михаила Маневича и многих других убил нищий, чтобы отнять грош. Или получить. К тому же вы только что настаивали на том, что в Питере как раз - относительная экономическая стабильность.

- Я вообще говорю - экономическая ситуация такая, что жизнь человеческая обесценилась. А что касается громких убийств политиков и бизнесменов, то во всей стране идет политическая борьба, борьба за контроль над финансами и целыми промышленными отраслями, передел собственности идет. Ведь город является составляющей государства. И не может такого быть, чтобы где-то что-то было чересчур здорово. Мы, к сожалению, находимся в прямой зависимости от общих российских дел.

Материал подготовила Наталия Жукова


Эксперт 20.03.2000http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован