О том, как остановить аварийный беспредел на российских дорогах, корреспондент `Московского комсомольца` беседует с заместителем председателя Правительства РФ Владимиром ЯКОВЛЕВЫМ, возглавляющим правительственную Комиссию по безопасности дорожного движения, призванную координировать работу всех ведомств, так или иначе связанных с нашей с вами безопасностью на дорогах. Считается, что только при нем этот орган заработал в полную силу.
- В прошлом году в дорожно-транспортных происшествиях погибли 33 000 россиян. Каковы ваши прогнозы на этот год?
- Если за оставшиеся два месяца нам не удастся остановить рост аварийности, то в конце года мы окажемся перед фактом, что в автокатастрофах погибли 35 000-36 000 наших сограждан. Ежедневно я просматриваю сводки и прихожу в ужас: каждые сутки в дорожно-транспортных происшествиях погибают от 70 до 186 человек! Ситуация просто критическая. Поэтому перво-наперво хочу административным регулированием заставить работать все службы, занимающиеся безопасностью дорожного движения.
- А в чем, на ваш взгляд, причины роста аварий с тяжкими последствиями?
- Их очень много. Прежде всего - взрывной рост автотранспорта (в 1992 году в России было зарегистрировано около 10 миллионов легковых автомобилей, в этом году автопарк страны составляет 22 миллиона)
- Но, скажем, в Америке количество автомобилей на 100 000 человек в несколько раз больше, нежели у нас. А вот аварий - напротив.
- Я как раз к этому разговор и веду. Проблема в том, что число автомобилей выросло более чем в два раза, а дороги, транспортные развязки, методы работы с автопотоками и многие другие факторы остались на уровне десятилетней давности.
- Да, из-за низкой зарплаты отдельные подразделения ГАИ не укомплектованы личным составом на 50%, про современные технические средства вообще лучше промолчать. Может, пора Госавтоинспекцию перевести на самоокупаемость?
- Сделать из ГАИ коммерческую структуру невозможно. Что касается низкой заработной платы, то в таком же бедственном положении и учителя, и врачи: К сожалению, их сегодняшняя зарплата не соответствует затрачиваемому труду. Но нужно понять, что механизм увеличения заработной платы очень сложный и долгий. Если бы можно было в одночасье всем резко увеличить зарплату, то это уже давно было бы сделано. Требуется время.
- Значит, до тех пор пока в нашей стране не закончатся реформы, сотрудники ГАИ должны брать штрафы себе в карман, дабы прокормить семью?..
- Ни в коем случае! И водителей я призываю не предлагать и тем более не давать инспекторам ГИБДД взятки. Инспектор ведь берет в основном потому, что ему дает водитель.
- Но ведь это невозможно. Чтобы оформить протокол, требуется около получаса. А если человек спешит, то ему проще дать инспектору `на лапу`.
- Процедура составления протокола - очень большая проблема. С одной стороны, это должно служить хорошим стимулом для водителей, чтобы не нарушать, но с другой - бумажной работы у Госавтоинспекции должно быть как можно меньше. Сотрудники ГАИ становятся больше похожими на писарей. Полчаса составляется протокол, а это значит, что эти 30 минут другие участники движения безнаказанно нарушают Правила. Нужно идти по пути цивилизованных стран, где такое понятие, как составление протокола, отсутствует. Единственное, что делает дорожный полицейский, - вписывает в квитанцию номер автомобиля и фамилию нарушителя. Вопрос в другом: насколько мы готовы к такой форме работы.
- Многие специалисты связывают высокую аварийность на российских дорогах в том числе и с мягкостью наказания за нарушения ПДД. Что вы думаете по этому поводу?
- Согласен. Сами штрафы, а вернее, их размер заставляют водителей нарушать. Сегодняшние штрафы больше похожи на издевательство, нежели на реальное наказание. Я считаю, что их нужно увеличивать. К примеру, у нас штраф за управление авто подшофе - до 2000 рублей, это при средней зарплате 9000-10 000 рублей. Чувствуете разницу? Вот если бы штраф за управление автомобилем в нетрезвом состоянии составлял 15 000-20 000 рублей, то, уверяю, уже на следующий день подвыпивших водителей почти не осталось бы. Человек, перед тем как сесть за руль в пьяном виде, должен четко осознавать, что у него эти деньги есть. Если нет, то уголовная ответственность - вплоть до лишения свободы. Штраф за неправильную парковку - всего 50 рублей. В ряде стран за это нарушение штраф исчисляется тысячами долларов! На узких улочках под знаком `Остановка запрещена` наши сограждане паркуют своих `коней` в два-три ряда. Это полное неуважение к букве закона, к инспектору ГАИ и друг к другу. Отсюда и `пробки`: Короче говоря, штрафы надо увеличить в десятки раз и не привязывать к зарплате, потому что, если не будешь нарушать, не будешь и платить...
`Московский комсомолец` 11.11.2003
http://nvolgatrade.ru/