В числе множества заимствованных слов в последние годы в нашей лексике прочно укоренилось слово "продюсер". Тем не менее, как было замечено однажды руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры РФ Михаилом Швыдким, стоящих продюсеров-профессионалов в культуре можно сосчитать по пальцам. Не говоря уже о такой сфере, как классическое искусство. Дело, видимо, в том, что понятие это много шире того, что обычно принято в него вкладывать. Одиннадцать лет назад в Сыктывкаре начал свою деятельность "Продюсерский центр Владимира Юрковского". Проект не мог не вызвать определенного скептицизма в творческой среде республики. Тем более что основная деятельность центра была и остается связанной с творчеством одного, хотя
и чрезвычайно талантливого, яркого человека - заслуженной артистки России Ольги Сосновской. Между тем скептицизм
со временем поубавился. Причина проста: результат работы центра. Яркие, многогранные проекты, в числе которых вызвавшая большой общественный резонанс транс-опера "Фаустина", а также многочисленные гастроли, концерты, благотворительные акции, направленные
на помощь обездоленным детям, рекламные кампании и т.д., сказали сами за себя.
Как и то обстоятельство, что в водоворот работы центра постоянно втягивается все больше и больше творчески одаренных
людей. Сегодня Владимир Юрковский работает над глобальным проектом
по организации и проведению праздника, посвященного 40-летию ООО "Севергазпром". По размаху и масштабности мероприятие можно сравнить разве что с празднованием Дня республики. Достаточно сказать,
что только приглашенных артистов
на празднике будет более трех сотен человек. Как удается рулить всей этой юбилейной машиной, не упуская из виду и мелочи?
В чем секрет такой громкой и в то же время практически закадровой профессии - продюсер?
- Владимир, а многие ли, получив соответствующую специальность, в действительности становятся продюсерами? Что лично вас, вокалиста, актера, вывело на эту пусть и чрезвычайно интересную, но все-таки довольно тернистую дорогу?
- Честно говоря, я не знаю, надо ли родиться продюсером, чтобы им на самом деле стать... Хотя, безусловно, какие-то природные задатки необходимы. Не мною замечено, что многие актеры, владеющие организаторскими способностями, впоследствии становились хорошими режиссерами или теми же антрепренерами. А мои продюсерские данные впервые проявились в 1989 году, когда я в качестве директора музыкального театра "Экспромт", существующего на базе ГИТИСа, поехал в Крым, в лагерь "Артек", организовывать гастроли. Это и был первый шаг, когда я понял: могу. Окончательно же поменять профессию решился уже в 1996 году, когда в моей жизни появилась Ольга Сосновская. Красивая, талантливая, обаятельная... Ни для кого ведь не секрет, насколько сложно талантливым людям продвигаться самим. Первый проект - наш совместный концерт с оркестром народных инструментов под руководством Александра Ситкарева, когда все - билеты, аренду зала, рекламу нужно было организовать самому, - можно считать вполне успешным прологом всей последующей деятельности.
- Без малого три года назад, уволившись из театра, вы попрощались с актерской профессией. Честно: не жалеете?
- Не хочу лукавить, жалею, и очень. Возможно, у кого-то и иное мнение, но боюсь, что новая профессия наложила свой отпечаток. Мне порой кажется, что я стал более замкнутым, менее интересным, скучным. Как бы там ни было, актерская работа - это внутренняя свобода, полет мысли, это душа нараспашку, если хотите... Театр со всей своей многогранностью, проблемами, взлетами, закулисной жизнью так просто не отпускает... А тут я порой думаю (пусть простит меня Господь): как же я и люблю, и ненавижу свою сегодняшнюю профессию. Эту работу в режиме вечной экономии времени и общения. Работу, которая приводит к некоторой замкнутости и, даже можно сказать, определенному цинизму...
- То есть?
- Ну вот пример. Мне часто звонят: прослушайте, посмотрите, помогите с гастролями... И каждый раз приходится объяснять, что мы не прокатная организация, не агентство по организации концертов... Продюсер рождает идеи, создает проекты, которые при помощи спонсоров и пытается реализовать. Он собирает команду, воодушевляет ее некой идеей, находит средства...
- Слаженная команда - залог успеха?
- Именно. Однажды Генри Форд на очередной пресс-конференции, которые, кстати сказать, он устраивал довольно-таки редко, на вопрос журналистов, в чем секрет его успеха, сказал: дайте мне пять минут, и я отвечу. За это короткое время в зале появилась вся команда - верхушка администрации компании: бухгалтеры, администраторы, юристы. Вот и ответ...
Один из моих преподавателей - Давид Яковлевич Смелянский - человек, работающий со многими российскими музыкальными театрами, создавший не один интереснейший проект с известными актерами, очень любит несуществующее слово "коопродукция". Продукт, созданный совместно... В идеале это универсальная формула современного театра. Кстати, по сути ведь моя нынешняя специальность - это профессиональный директор театра. Увы, в большинстве российских театров не существует ни такой структуры, как отдел менеджмента, ни таких специалистов, и все движется по старинке...
А что такое менеджер театра? Это специалист, создающий некий продукт и знающий, как найти средства, чтобы его продать, запустить в прокат. Мало того, это профессионал, умеющий по-новому строить отношения с другими профессионалами, будь то монтер сцены, балетмейстер или звукорежиссер... Командный дух - вот что должно быть главным в жизни такого сложного организма, как театр. Ловлю себя на мысли, что постоянно провожу связь с театром, так просто он все же из жизни не уходит. Но в действительности я стараюсь не отступать от этой позиции: продюсер - это огромная ответственность, и не важно, в плюсе ты или в минусе, но если ты собираешь команду, нанимаешь людей, то должен быть ответственным перед ними.
- Владимир, понятно, что ваши многочисленные проекты требуют немалых вложений. Приоткройте завесу: как вам удается находить средства, убеждать спонсоров?
- Ценное качество любого продюсера - научиться получать отказы. Ведь просителей много. Другое дело, что, работая со спонсорами, я исключаю "просительную" форму. Я предлагаю услуги, сотрудничество. Отказ? Ничего страшного. Сегодня эти партнеры не могут подключиться к такому-то проекту, возможно, это произойдет завтра. При этом я всегда безмерно благодарен даже за небольшие вложения. Хотя, что значит небольшие? Вот в республике каждый год проходят конкурсы на лучшего мецената, спонсора... Думаю, что не совсем правильная позиция объявлять победителем какую-нибудь крупную компанию, если, скажем, доля ее помощи, благотворительности составляет один процент от дохода, в то время как другая фирма вложила треть своих доходов... А ведь многие артисты проводят специальные акции, все средства от которых идут на благотворительность.
Впрочем, если вернуться к спонсорству, могу сказать, что не всегда все обстоит гладко, порой и руки опускаются, в такие минуты очень важно не растерять уверенности. И напротив, когда удается провернуть такую махину, как "Фаустина"...
- Думаю, о ваших проектах можно было бы говорить долго. Чего стоит, например, блестящий концерт ансамбля народных инструментов "Дивертисмент" - подарок городу. Сегодня же вы заняты глобальной организацией юбилея "Севергазпрома". Насколько известно, с компанией вас связывают дружеские, доверительные отношения... Что же будет происходить в юбилейные дни в Ухте?
- Сегодня, когда я приезжаю в Ухту, мне говорят: ну ты, Юрковский, и наворотил... На самом деле я безмерно благодарен судьбе за то, что мне выпал шанс использовать весь свой опыт, знания, наработки. Да, с "Севергазпромом" меня и Ольгу связывают давние дружеские отношения, компания не раз поддерживала наши проекты. При этом, когда в прошлом году генеральный директор Анатолий Алексеевич Захаров и его заместитель Роман Владимирович Мельник обратились ко мне с предложением взяться за юбилей, я не думал, что все будет происходить именно так... На первом этапе я еще докладывал о положении дел, советовался. Теперь мне говорят: все в твоих руках, делай. Вот и делаю с чувством огромной ответственности за это доверие: 330 человек приглашенных артистов, сто - местных. Со всеми без исключения достигнута договоренность, многих я знаю лично.
Я сторонник больших, масштабных праздников, и кажется, он удается. Чего только стоят Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н.П.Осипова или Государственный ансамбль песни и танца имени В.Морозова "Асъя кыа", Государственный ансамбль танца "Казаки России" в полном составе... Будет много хороших певцов, в числе которых Алиса Мон и Сергей Захаров, эстрадные и вокальные группы, будет балет и шоу иллюзионистов, военный оркестр и ансамбль барабанщиков, приедет шикарный мастер разговорного жанра Игорь Маменко... В общем, всех не перечислишь. Все самое лучшее сольется в одном большом гала-концерте, после чего многочисленные гости праздника разъедутся по ресторанам, где также будут проходить выступления артистов. В это же время концерт будет проходить и на городской площади. Кстати, главным режиссером гала-концерта будет замечательный профессионал из Москвы Сергей Свинцицкий, в творческом багаже которого - организация многочисленных праздников в Первопрестольной.
- Сколько же человек работает с вами?
- Команда в 11 человек, у каждого своя задача, каждый отвечает за свой объект, будь то режиссура, встреча гостей, обеспечение транспортом или охрана звезд... Скажу честно, если посмотреть на меня в эти дни со стороны, можно подумать, что я занимаюсь какой-то непонятной бестолковщиной: таблицы, графики... А на самом деле в этих таблицах - весь праздник, расписанный по минутам: кто, где и в какое время находится и какой фронт работы обеспечивает. Мое дело - организовать людей, профессионалов, которые понимают, что от них требуется.
Вообще-то это элементарный менеджмент, которому сегодня учат в вузах, плюс навыки и опыт. Именно так в 2004 году я продумывал турне "Сезон оперетты", которое прошло по всем городам республики, участвовал в организации XIV Международного фестиваля оперного и балетного искусства "Сыктывкарса тулыс"...
Михаил Швыдкой, кстати, один из моих педагогов, был прав, когда говорил, что российской культуре не хватает менеджмента. Надеюсь, что это все-таки дело времени.
17 августа 2007 года
Беседовала
Марина ЩЕРБИНИНА.
www.gazeta-respublika.ru