06 февраля 2006
1420

Владислав Иноземцев. Повелители воздуха

Ушедший 2005 год стал годом надежд в одной из наиболее "гло&-бализированных" сфер бизнеса - авиаперевозках: к декабрю показатели пассажирооборота вплотную приблизи&-лись к тем, что, казалось, навсегда остались в "старом" мире, окончившемся 11 сентября 2001 г.

Интересно, что возвращение к прежним параметрам обусловлено становлением качественно новой структуры этого бизнеса и новых подходов к обеспечению его эффективности.

Известно, что американские авиакомпании десятилетиями предлагали своим клиентам относите&-льно гибкие тарифы, экономя на обслуживании и рабочей силе, но в то же время не заботясь о цене на топливо и затратах на содержание наземных служб. После 11 сентября они вынуждены были начать кампанию по снижению цен, чтобы привлечь клиентов. Результатом стало дальнейшее ухудшение сервиса - и сдача позиций европейцам и азиатам на межконтинентальных маршрутах. Выигрыш на дешевой рабочей силе обернулся необходимостью сокращения персонала - и гигантскими социальными компенсациями. Затем подоспели новые це&-ны на нефть, и "конкурентоспособность" американских авиакомпаний стала видна невооруженным глазом. В результате 4 из 5 крупнейших авиаперевозчиков США - United Airlines, American Airlines, Delta и Northwest - банкроты (причем два после&-дних стали ими в прошлом году), и лишь Continental пока держится "на плаву".

По итогам года эта "большая пятерка" продемонстрировала поистине выдающиеся результаты. При совокупной выручке в $70 млрд. чистые убытки от непосредствен&-ной деятельности превысили $1,5 млрд., а совокупные убытки (включая вызванные процедурой реорганизации) достигли баснословных $22 млрд. - почти трети общего объема выручки. Для перевозки в общей сложности 350 млн. пассажиров этим ком&-паниям требовался постоянный штат почти в 400 тыс. человек. Инвесторы понесли катастрофические потери: ведь акции таких "лиде&-ров" отрасли, как United, Delta и Northwest подешевели с 2002 по 2005 г. в 60-200 раз! Но слияний и поглощений, ко&-&-торых следовало бы ожидать, не произошло - согласно американским законам, в США покупка авиакомпаний иностранцами запрещена.

Европейские компании, всегда остававшиеся в тени своих американских конкурен&-тов, вдруг ожили. Хотя по итогам 2005 г. в списке 25 крупнейших по пассажи&-рообороту авиакомпаний европейцы проигрывают американцам 7:8, их качество об&-служивания - и, неожиданным образом, эффективность - не чета американским. Европейская "большая пятерка" (AirFrance-KLM, Deutsche Lufthansa, British Airwa&-ys, SAS и Iberia) перевезла за год всего 200 млн. пассажиров, но собрала $82 млрд. выручки. Все пять ведущих авиаперевозчиков принесли своим акционерам прибы&-ли, и немалые - от $200 млн. у SAS до $1,7 млрд. у AirFrance-KLM и $1,8 млрд. у Bri&-tish Airwa&-ys. При этом для обеспечения своего пассажиропотока им пришлось иметь в шта&-те всего 175 тыс. человек. Таким образом, у европейцев один работник приносил в течение года почти $30 тыс. прибыли, у американцев - $55 тыс. убытка.

Цифры поражают воображение. Этого не может быть! - только такую реакцию все это может вызвать у неискушенного читателя. Но посмотрим на оценку этих компаний частными инвесторами, которая отражается в их капитализации. Оценка эта впечатляет: рыночная стоимость единственной прибыльной американс&-кой компании - Continental с ее 43 млн. пассажиров - в полтора раза превышает об&-щую стоимость четырех остальных, которые перевезли 300 млн. человек. Delta Airlines сто&-ит сегодня менее $120 млн., а Northwest - всего $40 млн.! В целом же суммарная капитализация "европейской пятерки" авиакомпаний ($17 млрд.) пре&-восходит суммарную капитализацию американской более чем в 6 раз.

Каждый кризис разбивает чьи-то надежды и рождает новые. Проблемы, появивши&-еся после 11 сентября, разрушили "воздушные замки" американских "повелителей воздуха". Вперед вышли европейцы. Качество взяло верх над количеством. Но конец ли это истории? Вряд ли: хотя по итогам 2005 года в список десяти авиакомпаний с наивысшими стандартами обслуживания не вошла ни одна американская (иное бы&-ло бы странно), но и европейская British Airwa&-ys оказалась там единственным пред&-ставителем атлантического региона. В первых строках рейтинга - гонконгская Cat&-hay Pacific и южнокорейская Asiana, Emirates и Singapore Airlines, Malaysia Airlines и Qatar Airways. Ни одна из них не входит пока в top-25 по пассажиропотоку, но всему свое время. Потому что подлинные качество, основательность и эффективность рано или поздно найдут своих благодарных и верных почитателей.




6 февраля 2006 г
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=568
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
68

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован