23 января 2006
1499

Владислав Иноземцев. Россия - Иран: экономика и геополитика

На рубеже 2005 и 2006 годов одной из самых насущных геополитических проблем с точки зрения западных экспертов стало развитие иранской ядерной программы, за которой большинство из них видит откровенно военные очертания. Россия же в последние годы упорно пыталась убедить саму себя и весь мир в том, что иранс&-кие исследования носят сугубо мирный, а сотрудничество между ней и исламской республикой - исключительно экономический, характер. Сегодня делать это становится все труднее, и Кремль, попав в двусмысленное положение, пытается отыграть назад.

Однако так уж ли необходимо солидаризироваться с позицией западных держав по Ирану? Российские политики, разумеется, зря стремились успокоить мир, на слово веря иранской пропаганде. Но это не означает, что "вновь открывшиеся обстоятель&-ства", с таким ужасом воспринимаемые на Западе, радикально меняют ситуацию.

Россия и Иран - экономические партнеры. Обычно в этой связи вспоминают воен&-ные контракты (такие, например, как соглашение от 13 ноября 1991 года, по которо&-му Россия должна была оказать Ирану техническое содействие в производстве танков Т-72С и боевых машин пехоты БМП-2; о поставке в 2001-2005 годах около 40 еди&-ниц авиационной техники; а также подписанный в конце прошлого года договор о продаже Ирану 29 зенитно-ракетных комплексов "Тор М-1" и ведущиеся перего&-воры о поставках зенитных ракетных систем С-300ПМУ-1) суммарной стоимостью не менее $5 млрд. Говорится в проекте атомной станции в Бушере, стоимость дострой&-ки первого энергоблока которой (до недавнего времени предполагалось, что он бу&-дет введен в строй в октябре 2006-го) составляет около $1 млрд. Но помимо этого есть сотрудничество в энергетической сфере ("Газпром" ведет разработку газового месторождения "Южный Парс" с объемом инвестиций в $700 млн., "Лукойл" пы&-тается закрепиться на местном нефтяном рынке, а "Технопромэкспорт" обеспечил ввод в действие более 10% от общего объема энергомощностей Ирана), космических запусках, в торговле и даже банковском деле. Ежегодный профицит России в торго&-вле с Ираном превышает $1,5 млрд., и обеспечивается вовсе не энергоносителями.

Более того. Говоря без обиняков, возможное обострение ситуации вокруг Ирана мо&-жет обернуться для России гораздо б#243;льшими выгодами, так как неизбежно спрово&-цирует рост нефтяных цен - причем скорее всего не сегодня-завтра, а как раз к 2008 -2009 годам, когда нынешний повышательный тренд на рынке почти исчерпается. И этот фактор нельзя не учитывать - тем более что он, похоже, не зависит от во&-ли и желания ни российских, ни каких-либо иных властей, кроме, разумеется, иранских.

В такой ситуации возникает вопрос: следует ли России немедленно присоединиться к западным странам и попытаться "исправиться", поддерживая их в антииранской позиции, или же противостоять вынесению данного вопроса на Совет Безопасности ООН, а в случае, если он будет вынесен - использовать право вето? Несмотря на то, что первая опция кажется чуть ли не единственной, выбор ее не вполне очевиден.

Сторонники солидарности с Западом в данном случае исходят из того, что иранские официальные лица, и в первую очередь президент М.Ахмадинеджад, зарекомендо&-вали себя как мастера экстремистской риторики; что Иран - это государство, кото&-рое поддерживает международных террористов и потому отнесено американцами к "оси зла". Однако, по-первых, как показывают многие исторические примеры, осо&-бую опасность представляют не столько демагоги, сколько те, кто в тиши вынашива&-ет свои агрессивные планы и нападает исподтишка. И во-вторых, политика Запада в отношении ядерного (не)распространения в последние годы была слишком двулич&-на для того, чтобы быть всерьез озабоченными его нынешней "озабоченностью".

В 1997 году практически одновременно ядерными державами стали Индия и Пакис&-тан. Принесло ли это б#243;льшую нестабильность в Центральную Азию? Нет. Сегодня говорится о том, что США, Россия, европейская "тройка" и Китай выступают-де га&-рантами "нерасползания" по миру ядерного оружия. Но один из "гарантов", США, на протяжении долгих лет поддерживал и поддерживает Пакистан, считая его опло&-том борьбы против терроризма (хотя пытается истреблять террористов на его собст&-венной территории). Америка простила Исламабаду даже действия А.Г.Хана, созда&-вшего своего рода "супермаркет ядерных технологий". Другой надежный "гарант", Китай, снабдил Пакистан ракетными и ядерными технологиями, стремясь ослабить позиции нынешнего "партнера" по "стратегическому союзу" с Россией - Индии.

Как бы мы ни относились к ядерным - в том числе военным - амбициям Ирана, не следует забывать, что ни одна страна не может быть уверена в собственной безопас&-ности, когда Соединенные Штаты открыто объявляют ее врагом "цивилизованного мира". Поэтому желание Тегерана обрести ядерное оружие понятно, и, более того, не противоречит международным обязательствам. Ведь сами творцы Договора о не&-распространении записали в нем возможность любого участника выйти из договора предупредив остальных не менее чем за полгода. Наивно считать, что если цель великих держав - не связывать себя никакими лишними обязательствами, то все оста&-льные государства бу&-дут руководствуясь диаметрально противоположной логикой.

Если Россия хочет сохранить выгоды от экономического сотрудничества с Ираном и серьезно поучаствовать в геополитических играх, отечественные дипломаты могли бы увязать отношение к ядерной программе Ирана с пересмотром глубинных основ политики нераспространения. Речь должна идти не об отдельной стране, прези&-дент которой не слишком разборчив в выражениях, а о выработке единой политики без&-опасности хотя бы для региона Центральной и Передней Азии; о системе гарантий, которые могли быть предоставлены Индии, Пакистану и Ирану всеми нынеш&-ними членами "ядерного клуба", включая Израиль; о поэтапном свертывании программ ядерных исследований в обмен на новейшие энергетические технологии и значите&-льные финансовые вливания; и, быть может, даже на выкуп (в случае установления климата доверия) части имеющихся ядерных арсеналов. Только комплексная и унифицированная политика в отношении ядерной проблемы как затрагивающей мно&-гие страны, а не один только Иран; и основывающейся на ясных принципах, а не на предпочтениях нынешних обитателей Белого дома, может открыть дорогу к новым геополитическим реалиям. И Россия могла бы внести весомый вклад в ста&-новление этой новой парадигмы.



Гаага, 16-17 января 2006 года
BusinessWeek (Россия) No2
23 января 2006 г.
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=546
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
68

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован