24 апреля 2006
1292

Владислав Иноземцев. Винный грипп

Грандиозная отечественная "винная война" России с Грузией и Молдавией примечательна как явление, в котором находят отражение все основные тенденции российской политики - как междуна&-родно-правовой, так и сугубо экономической. Предыстория вопроса хорошо известна: согласно постановлению главного санитарного врача России Г. Онищенко сначала вина, а потом и вся спиртосодержащая продукция из Молдовы и Грузии (но не Приднестровья и Абхазии, официально признаваемых МИДом неотъемлемыми частями этих государств) была запрещена к продаже на территории Российской Федерации. Общий ущерб двух этих стран СНГ оценивается в $600-700 млн. в год, потери российских компаний, во&-влеченных в производство и оборот данного вида продукции, могут приблизиться к $1 млрд.

Налицо вопиющий случай нарушения Россией своих политичес&-ких обязательств и экономических соглашений. Ведь в рамках СНГ действует целый ряд документов (в том числе подписанных главами правительств), предусматривающих, что в случае возни&-кновения соответствующих разногласий стороны должны провести консультации и переговоры для разрешения спора, а в спорных случаях - независимую экспертизу. На территории Молдавии дейс&-твовали и действуют лаборатории Росстандарта, задачей которых является удостове&-рять качество продук&-ции, направляемой в Россию. Вот это сейчас, получается, аннулировано.

"Энер&-гетическая сверхдержава", отказывающаяся признать европейскую Энергетическую хартию; ядро СНГ, демонстративно третирующее самых слабых членов Содружества; потенциальный участник ВТО, делающий все возможное для того, что&-бы ему показательно отказали в членстве в этой организации, - все это свидетельствует о том, что Россия перестала быть договороспособной страной. Но разве поведение российского руководства нелогично или необъяснимо? Да нет, оно очень понятно и уже не вызывает удивления.

Во-первых, сегодня Россия объективно не заинтересована в принятии в ВТО, так как власти страны не интересуются экономическими последствиями этого шага, а всецело сосредоточились на его политических последствиях. В политическом же плане Рос&-сия, вступив в ВТО, потеряет возможность применять дискриминационные ме&-ры к своим соседям - закрывать свои трубопроводы для транзита сырья из Средней Азии или свой внутренний рынок для продаж на нем, например, молдавских и грузинских вин.

Во-вторых, кремлевские чиновники явно определились в том, что их целью является захват стратегических отраслей соседних стран теми российскими компани&-ями, которые сегодня можно назвать квазигосударственными. Повышение цен на газ для Белоруссии, возврат к вопросу о месте взимания НДС с нефтепродуктов, пе&-рерабатываемых на белорусских предприятиях; отказ от сотрудничества с Украиной в разработке самолета Ан-70 (в надежде на участие в капитале конструкторского бюро Антонова, и многие другие подобные действия по&-казывают, что представители российской власти действуют сейчас как бизнесмены.

В-третьих, российская власть в очередной раз подтверждает, что все мы для нее - не граждане России, а удобный инструмент реализации интересов крем&-левского бизнеса. В большинстве вопросов - будь то распределение Стабилизацион&-ного фонда, преодоление монополизированности экономики, снижение пошлин на им&-портные товары, допуск на российский рынок западных банков и страховых компа&-ний - нас воспринимают либо как "отечественных производителей", создающих бо&-гатства для силовых олигархов, либо как людей, обязанных хранить свои деньги там, где власти будет легко их отнять. В качестве потребителей, стремящихся покупать на свои небольшие зарплаты товары и услуги западного качества и по западным ценам, нам упорно отказывают. Ведь запрет импорта молдавских вин не дополнился мера&-ми по перекрытию каналов ввоза в Россию "паленой" водки из Южной Осетии, которая мужественно противостоит "произволу", чинимому правительством М. Саакашвили.

Наконец, в-четвертых, российскому чиновничеству и силовым структурам просто надо чем-то себя занять. В течение одного только прошлого года численность этих "слуг народа" в ор&-ганах федеральной и местной исполнительной власти выросла почти на 11%, или на 143 тысячи человек. Причем наибольший рост - с каких-то 116 человек до 20,5 тысячи (!) - был отмечен в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю.

Все эти факторы: бизнес-ориентированное поведение чиновников, их желание во что бы то ни стало показать свое превосходство и над собственными гражданами, и над сосе&-дями, непрестанный рост ненасытной чиновничьей массы - и делают современную Россию страной, договариваться с которой становится бесполезным. Интересно, однако, как много времени потребуется более мощным игрокам, чем Молдавия или Грузия, что&-бы осознать эту печальную, но, увы, очевидную реальность...





24 апреля 2006 года
http://www.inozemtsev.net/news/printitem.php3?m=vert&id=607
Эксклюзив
Exclusive 290х290

ДНК экономики: диалог прибыли и смысла

21 октября 2025 года
62

Публикации

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован