16 октября 2007
4316

Владислав Пиотровский: `Новое поколение уже пришло`

Начальник ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти считает, что мнение граждан о милиции скоро изменится в лучшую сторону

Через несколько недель страна будет отмечать 90-летие советской милиции. До начала 1990-х годов эту дату - 10 ноября - считали единственно правильной. Но времена изменились. Например, пять лет назад Министерство внутренних дел РФ отмечало 200-летие своего создания. Однако праздник - День милиции - отмечают все же по советскому стилю.
Начальник ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Владислав Пиотровский ответил на вопросы "Невского времени". Но разговор мы начали не с "текущего момента", а с истории органов правопорядка: Владислав Пиотровский - один из экспертов в этой сфере.

- Для чего современному человеку детальные знания о прошлом?
- Знание фрагментов прошлой реальности помогает уметь ставить вопросы и находить правильные ответы, а умение различать голоса людей прошлого, доносимые до нас историческими источниками, и интерпретировать их в соответствии с современным уровнем науки и культуры может существенно помочь в решении самых острых проблем общественной жизни.

- Вы много и подробно изучали историю органов правопорядка. Какие выводы вы можете сделать?
- Надо сказать, что не только мы, сотрудники правоохранительных органов, чтим память своих коллег из далекого прошлого, но и обычные наши горожане тоже принимают большое участие в сохранении памятников чинам полиции. Мне приятно сообщить, что Александровским историческим обществом летом этого года была восстановлена могила городовых Алексея Тяпкина и Антипа Самсонова на Смоленском православном кладбище, благоустроено место вокруг памятника. О печальной судьбе этого памятника мы рассказывали на страницах сборника "Полиция Российской империи". Упомянутые чины полиции погибли, предотвращая дорожно-транспортные происшествия, которые могли привести к большому числу пострадавших среди жителей нашего города. Теперь это захоронение, которое на данный момент является единственным известным сохранившимся дореволюционным памятником чинам полиции на территории нашего города, восстановлено. И наш долг - поддерживать его в образцовом состоянии. А граждан, которые сделали это большое и нужное дело, мы обязательно поощрим. Их имена мне известны!
Есть еще один итог (он, конечно, косвенный, но в свете того, что у нас происходит в стране с сохранностью культурных и исторических ценностей, становится немаловажным) - наш творческий коллектив, работая с историческими материалами, публикуя эти материалы, делает их общественным достоянием и тем самым спасает от уничтожения как в результате неправильного хранения, так и от нечистых на руку людей, стремящихся улучшить свое материальное состояние за счет нашего культурного наследия.

- Если сравнить события 90-летней давности и то, что происходит с милицией сейчас, трудно избежать соблазна и не искать параллели. Советская власть милицию создавала с нуля, основываясь лишь на некотором опыте. Сейчас тоже есть ощущение, что в принципе органы правопорядка формируются заново. Верно ли это?
- Можно сказать, что верно. Тогда в стране происходила, если так можно сказать, смена конституционного строя. А сейчас заканчивается период большого разгрома в органах правопорядка. После 1990-х годов приходилось восстанавливать утраченный профессионализм. В самой системе был очень сильный отток больших профессиональных кадров.

- Но ведь в профессии остались те, кого называют фанатами своего дела.
- Фанаты оставались, но уже не в том количестве. Те, которые были совершенно преданны, - их было очень мало. Нам приходилось готовить молодых людей. Мы знали, что результата сразу не будет. Что нужно дождаться, когда придут молодые профессионалы.

- В 1990-е годы в ГУВД были большие кадровые потери. Почему?
- Ситуация была такая, что сотрудники, получив и среднее, и высшее образование по нашей специальности, легко уходили в другие сферы жизни. Искали способы и возможности заработать легкие деньги. Те, кто уходил, вряд ли думали о том, что ситуация изменится. Люди думали прежде всего о своем, о личном.

- Ну в принципе это нормальная реакция...
- Нормальная совершенно реакция. Непростое время - девяностые годы. Остались люди, которые сохранили в профессии идеалы, традиции, преемственность. И мы начали широкие образовательные программы, чтобы подготовить, вырастить новые кадры.

- Сколько нужно времени, чтобы подготовить профессионала?
- Давайте посчитаем. Пять лет он учится в нашем вузе. Еще два-три года ему необходимо, чтобы научиться работать. Вот сейчас как раз приходят на службу те, кто начал этот путь в 1999-2000 годах.

- Новые сотрудники - это совершенно новое поколение или все-таки ГУВД сохраняет свои лучшие традции? Ведь существует мнение, что советская милиция достигла своего расцвета в 1970-х.
- Вы знаете, новое поколение уже пришло. Ребята, которые сегодня работают, - они уже фактически из нового поколения. Мы наращиваем темпы персонального уровня. Не сравнить 1990-е годы и сегодняшний уровень. Например, тогда было очень мало офицеров с высшим образованием, зато сейчас - почти все. На должности следователей, оперуполномоченных приходят специалисты, например, в экономике. И эти ребята продолжают учиться дальше. Каждый год 12-15 человек поступают в аспирантуру.

- Но ведь кадры готовят не только в традиционных вузах?
- Сегодня у нас три специализированных - милицейских - класса в школах Московского, Приморского и Калининского районов. Три класса кадетов. У старших школьников есть юридические классы. Возможно, что эти дети после школы пойдут учиться в наши вузы или станут юристами, чтобы потом работать в прокуратуре и других органах правопорядка. Кто мог себе представить в 1990-х годах, что будет такая система! А есть еще и Суворовское училище МВД. Когда оно только появилось, мы набрали 50 человек. А сейчас там учатся уже 220 подростков. А училище еще будет развиваться и развиваться. Пусть мы даже одному ребенку дадим возможность обучиться - и спасем его от бешеной улицы, влияние которой усугубляется еще и бездействием, равнодушием взрослых.

- На ваш взгляд, какой процесс начался в 1991 году? Это был разгром? Или просто общая ситуация не могла не сказаться на положении органов правопорядка?
- Это было одновременно и разгромом правоохранительной системы, и попыткой удержать прежние традиции. Но сейчас власть в стране окончательно сформировалась. И органы правопорядка уже меняются.

- Но в массовом сознании образ милиционера - все тот же: жадный и растолстевший хапуга. Как можно это изменить?
- Нас очень много. Поэтому каждому мы не можем привить культуру и традиции Петербурга. Мы принимаем на некоторые должности ребят из других регионов. Поэтому уровень воспитания, интеллигентности может отличаться от привычного для Петербурга. Но все равно мнение о милиции будет меняться. Меняться в лучшую сторону.

- Но можно сказать, что проблема не только в милиции?
- У нас сегодня до сих пор не решены вопросы социальной защищенности граждан. Насколько она будет велика, насколько подтверждена законом и финансово - от этого зависит и качество наших правоохранительных органов. Мы со своей стороны делаем все возможное. Еще в прошлом году Петербург был в хвосте среди региональных подразделений МВД, а в этом году мы по показателям находимся уже в середине.

- Как это удается?
- Мы укрепляем свои позиции. Прежде всего - уголовный розыск и следствие. Уже на сегодня, к осени, мы завершили расследований на 3 тысячи больше, чем в прошлом году. Мы сократили преступность на 12-14 процентов. В целом идет сокращение динамики преступлений. На этом фоне растет их раскрываемость. И в первую очередь тяжких.



// Беседовали Дария Орешкина и Никита Федоров



http://www.nevskoevremya.spb.ru/gorod/3979/vladislavpiotrovskii/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован