Когда появится закон об инсайде и можно ли вообще бороться с этим явлением, `Профилю` рассказал первый заместитель председателя Федеральной службы по финансовым рынкам Владислав Стрельцов.
`Профиль`: Что сегодня мешает бороться с инсайдом в России?
Владислав Стрельцов: Основная проблема в заключается том, что правовая регламентация этого вопроса сейчас вообще отсутствует. К сожалению, использование инсайдерской информации и манипулирование ценами стали нормальным явлением российского финансового рынка.
В качестве примеров использования инсайдерской информации на рынке ценных бумаг можно привести ситуацию с акциями компании ЮКОС в период ее объединения с `Сибнефтью`. Если помните, публичное заявление руководителей компаний об объединении последовало 22 апреля 2003 года, однако за две недели до этого объем ежедневной торговли акциями ЮКОСа вырос в два раза по сравнению со средним объемом торговли за март, с 10 апреля по бумагам шел четкий повышательный тренд. Максимальный скачок цен на акции был зафиксирован за день до официального объявления о слиянии.
Еще одним примером может служить рост цен акций российских эмитентов в преддверии сообщения о повышении 27 января 2004 года рейтинга России агентством Standard & Poor`s, начавшийся до появления официальной информации. В результате проведенной проверки были выявлены случаи необычной торговой активности некоторых участников рынка.
`П.`: Когда этому будет поставлен законодательный заслон?
В.С.: ФСФР планирует предложить принять закон об инсайдерской информации и манипулировании ценами, который объединит в себе основные нормы, регулирующие недобросовестную торговлю на рынке ценных бумаг.
Уже подготовлена концепция законопроекта, но говорить о реальных сроках его принятия пока рано. Мы хотим ввести четкие запреты на использование инсайдерской информации (в том числе через третьих лиц) и на предоставление рекомендаций, основанных на инсайдерской информации.
`П.`: Приходится ли при разработке документа сталкиваться с противодействием каких-либо заинтересованных групп?
В.С.: Совершенно очевидно, что у разрабатываемого законопроекта будет немало противников. Главным образом тех, кто в настоящее время совершенно безнаказанно осуществляет инсайдерскую торговлю и зарабатывает на этом огромные деньги.
`П.`: Такие нарушения очень трудно доказать...
В.С.: Для любых правонарушений главным является принятие мер по их недопущению. В отношении предотвращения использования инсайда мы думаем установить требования по раскрытию инсайдерской информации - это может быть обязанность ведения списка инсайдеров, обязанность эмитентов и организаторов торговли уведомлять ФСФР России о сделках, совершенных с использованием инсайдерской информации.
У ФСФР должны быть специальные полномочия: право проводить проверки инсайдеров, требовать необходимые документы, получать объяснения, проводить расследования.
`П.`: Реально ли через биржевой механизм отследить и доказать использование участниками рынка инсайдерской информации?
В.С.: Сейчас наши биржи обязаны осуществлять контроль за совершаемыми на них сделками в целях выявления случаев использования служебной информации. Кроме того, организаторы торговли могут потребовать от эмитента документы, касающиеся сведений об аффилированных лицах и лицах, обладающих правом доступа к служебной информации.
Еще до принятия закона ФСФР намерена усовершенствовать систему контроля за нестандартными сделками, совершаемыми через биржи и иных организаторов торговли. Потом аналогичные нормы найдут свое отражение и в законе.
Хочется надеяться, что все это в совокупности позволит создать целостную систему регулирования отношений в сфере использования инсайдерской информации, а организаторы торговли смогут стать реальным механизмом по выявлению таких правонарушений.
04.10.2004
Профиль
http://nvolgatrade.ru/