14 апреля 2004
1423

Владислав Сурков: Оппозиционный брэнд `русские комплексы`

Пародия на "политическую конкуренцию" в лице популиста Рогозина легализует экстремизм как таковой и новую абсурдную расстановку сил: экстремисты - в центре, умеренные - на правах маргиналов - по краям.

Цивилизованное партстроительство действительно не стали откладывать в долгий ящик. В пятницу Дума рассматривает предложение очередного лидера думской фракции "Родина" Дмитрия Рогозина о сокращении числа вице-спикеров и думских комитетов. Поскольку предложение прошло Совет Думы и ставит в неловкое положение конструктивное большинство, парламентская общественность делает вывод, что Рогозина оформляют в оппозицию. Хотя контуры этого сценария отчетливо проступили еще месяц назад. В торжественном плановом низложении левака-выскочки Сергея Глазьева и в захватившей свежеизбранного президента идее организовать, наконец, политическую конкуренцию и гражданское общество уже вполне читалось: Ро-го-зин.

Сюжетный поворот в духе популярной реплики Бродского-Довлатова: может, тогда ну ее, парламентскую демократию? Не пора ли уже в Конституции однопартийность прописать?
Социологи сегодня не могут сказать с точностью, кому больше обязана "Родина" своим триумфом - Глазьеву или Рогозину. Известно, по крайней мере, что вклад Рогозина весьма велик. Тем не менее экстремист Глазьев оставался единственным по сути новым политиком первого путинского срока. Левый популист в образе молодого экономиста, знающего много научных слов, сам, можно сказать, попал в средоточие ожиданий. Экстремиста Рогозина вынесла наверх многоходовая распасовка, разыгранная на левом фланге личным политтехнологом Владимира Путина Владиславом Сурковым.

Распасовка, нацеленная не на усиление открытой политической конкуренции, а на ее эффективную профилактику. Ведь и сегодня Рогозина не существует как политической фигуры. Уже хотя бы потому, что у него нет - вообще нет - экономических взглядов. Есть агрессивный бренд "Рогозин", настоявшийся на кремлевской антиолигархической кампании, призванный максимально этим настроениям соответствовать, поощряющий ксенофобию и любые формы антизападного протеста.



В сущности, Рогозин - выразитель не столько идеологии, сколько собранного в единое предложение пакета национальных комплексов.
Оппозиционность предполагает альтернативный взгляд на государственную политику. Сегодняшний же Рогозин с функциональной точки зрения не оппозиция, а карикатура. Очищенная от гротеска, она приобретает вид актуальной политической линии. Рогозин формулирует повестку дня для протестной секции путинского большинства и одновременно представляет Путина умеренным либералом, действующим в специфическом пространстве и потому получившим право на ревизию правил политического обихода. По схеме: разворачиваем атаку на олигархов - поручаем Рогозину ее сопровождение - указываем на Рогозина - все с пониманием кивают: мол, хорошо видим общественный запрос - жмем с новой силой на педаль.

Пародирующая политическую борьбу ставка на сверхлояльного оппозиционера Рогозина легализует экстремизм как таковой и новую вывороченную расстановку сил: экстремисты - в центре, умеренные - на правах маргиналов - по краям. Но дело не только в этом. Ставка на Рогозина означает укоренение подковерного торга - в Кремле, в правительстве, в Думе. Торга, в котором оппозицию друг другу составляют отраслевые и аппаратные лоббисты, а президент определяет по итогам управляемой им схватки настоящую и единственную линию так называемого национального успеха.

Формирование нового правительства уже свело в тяжелом внутреннем конфликте - надолго ли? - альтернативные представления о государственном курсе: проекты, грубо говоря, консервативной управленческой оптимизации и либеральной структурной модернизации. У этих внутриаппаратных партий есть свои лидеры, свои программы и свои сторонники в парламенте, все состоящие сегодня - так сложилось - в многопрофильной кремлевской фракции. Оформление этого спора в цивилизованную конкуренцию невозможно в условиях всепобеждающего принципа аппаратного разруливания. Так что левоправоцентристская "Единая Россия" пусть теперь голосует за запрет митингов и за его отмену. А ультраправолеворадикальная "Родина" пусть ей тут от имени Владислава Суркова составит оппозицию.

14.04.2004 г.

http://www.gazeta.ru/comments/2004/04/a_102083.shtml

Михаил Фишман

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован