Как сообщил председатель правового комитета крайсовета Сергей Землюков, прежде всего, необходимость внесения изменений и дополнений в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и выборных должностных лиц обусловлена принятием постановления Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".Речь идет о выявленных противоречиях с федеральным и краевым законодательством;правоприменительной практике, появившейся по результатам проведения в крае выборов в марте 2000 года.
Поправками учтены предложения Избирательной комиссии Алтайского края, органов местного самоуправления. Учтен и опыт, полученный в ходе выборов депутатов Государственной думы и Президента Российской Федерации. Некоторые нормы, регулирующие избирательные процедуры в федеральных законах "О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации" и "О выборах Президента Российской Федерации", предложено использовать в Кодексе.
В частности, поправками уточняется, что основанием для отзыва депутата, выборного должностного лица может быть только его неправомерная деятельность, то есть, конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке. Увеличивается количество подписей, которые необходимо собрать для назначения голосования по отзыву. Количество указанных подписейувязывается с числом избирателей, голосовавших за избрание соответствующего депутата, выборного должностного лица. Решение об отзыве принимается большинством всех зарегистрированных избирателей. Аналогичный в части принятия решения подход предложен и при проведении консультативного местного референдума по вопросу о доверии (недоверии) населения органам местного самоуправления, в результате которого в соответствии с уставом муниципального образования полномочия указанных органов могут быть досрочно прекращены.
Кроме того, уточняется порядок составления списков избирателей, порядок включения в списки избирателей студентов и аспирантов, избирателей, находящихся в день голосования в местах временного пребывания. Устанавливается порядок включения в списки избирателей вынужденных переселенцев. Исключается обязательное представление для включения в списки избирателей документов, подтверждающих факт проживания на территории соответствующего участка для голосования.
С двух до пятидесяти тысяч увеличено число избирателей, при котором окружные комиссии по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления могут не формироваться. Устанавливаются порядок и условия для начала деятельности комиссий. По результатам рассмотрения жалоб и заявлений комиссиям вменяется в обязанность выдавать представителю заинтересованной стороны заверенную копию. Изменяется порядок отчетности Избирательной комиссии Алтайского края о расходовании средств краевого бюджета, выделенных на ее деятельность. Определяется перечень сведений, представляемых для назначения членами комиссии с правом решающего голоса. С пяти до десяти дней увеличивается срок для опубликования (обнародования) постановления представительного органа местного самоуправления о назначении членов комиссии. Ограничивается пятнадцатью днями срок до дня голосования, в течении которого член комиссии с правом решающего голоса может подать заявление о сложениисвоих полномочий. Предусматривается представление письменного согласия гражданина для назначения его членом комиссии с правом совещательного голоса и его правов любое время сложить свои полномочия.
Установлены дополнительные основания для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными: при наличии не оговоренных исправлений и внесении сведений об избирателях в подписной лист не ими самими и не лицом, проводившим сбор подписей.
На лиц, являющихся сторонами по проведению голосования, распространены ограничения по использованию своего должностного или служебного положения, установленныедля кандидатов. Установлен порядок действий в случае откладывания выборов по причине отсутствия ко дню голосования зарегистрированных кандидатов либо если количество оставшихся зарегистрированных кандидатов будет равно или меньше установленного числа мандатов. Предоставляется право в уставах муниципальных образований предусматривать возможность проведения повторного голосования при выборах главы муниципального образования. Размер денежной компенсации, который может быть выплачен зарегистрированному кандидату, а также максимальный размер средств, перечисляемых в избирательные, специальные фонды предлагается установить в рублях, а некратно минимальному размеру оплаты труда. Конкретизирован порядок отзыва кандидатов, зарегистрированных кандидатов выдвинувшими их избирательными объединениями, избирательными блоками, установлены случаи признания кандидатов, зарегистрированных кандидатов выбывшими.
Исключено ограничение на участие в агитации органов местного самоуправления, вопрос о доверии (недоверии) которым вынесен на консультативный местный референдум. Исходя из практики Верховного Суда Российской Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, подробнее показана возможность финансирования агитации только через избирательные, специальные фонды. Установлены требования к участию в агитации и формированию избирательного фонда лицами, одновременно являющимися зарегистрированными кандидатами в нескольких избирательных кампаниях.
Установлены сроки жеребьевки между зарегистрированными кандидатами для проведения агитации в средствах массовой информации при проведении повторного голосования; определяется содержание договоров при предоставлении эфирного времени, печатной площади за плату. Устанавливаются основания для участия в агитационной деятельности средств массовой информации, которые не обязаны в ней участвовать. Предусматриваются равные основания для участия зарегистрированных кандидатов, сторон по проведению голосования в авторских программах.
Вводится обязательное согласие лиц, чье участие в агитационной кампании прямо не обусловлено их статусом в ней, для использования в агитационных целях их изображений и (или) иных сведений о них на товарах, материалах, значках. Определенная категория информационных материалов приравнена к рекламе. Установлен порядок бесплатного предоставления возможности опубликования (обнародования) опровержения или иного разъяснения в случае опубликования (обнародования) в средствах массовой информации сведений, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, сторон по проведению голосования. Исключаются ограничения на размеры перечисляемых в специальные фонды собственных средств сторон по проведению голосования, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, предусматривается возможность внесения средств соответствующей комиссией.
Предусматривается первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательных фондов для зарегистрированных кандидатов в органы государственной власти Алтайского края, в органы местного самоуправления с числом зарегистрированных избирателей в муниципальном образовании более 100 тысяч человек, на должность выборного должностного лица местного самоуправления; вводится ответственностьза его несвоевременное представление.
Комиссии муниципального образования, территориальной, окружной комиссии предоставляется право оставлять у себя часть бюллетеней для голосования в качестве резерва. Устанавливается порядок погашения этих бюллетеней в день голосования.
Устанавливается перечень оснований, по которым при проведении голосования вне помещения для голосования, бюллетени, находящиеся в переносном ящике признаются недействительными, о чем предложено составлять акт, а признанные недействительными бюллетени упаковывать отдельно и опечатывать. Унифицируются подходы для признания повторных и дополнительных выборов не состоявшимися. Остальные изменения носят уточняющий и редакционный характер.
03.07.2001
www.regions.ru