Доктор политических наук Алексей Гусев в интервью Осетинскому информационному порталу «Ныхас»: Алексей Гусев Доктор политических наук, доцент МГИМО Пока юридически этот вопрос не проработан, и Россия достаточно сдержанно отнеслась к этому предложению. Тем не менее руководство Южной Осетии достаточно четко дало понять, что она на пороге референдума, и, конечно, только народ должен определять, как дальше будет развиваться республика. Мы же прекрасно понимаем, что Южная Осетия значительно аффилирована с Россией, контакты очень тесные, и в республике не представляют дальнейшего развития без Российской Федерации.
В этом отношении, мне кажется, Россия пойдет на некоторые уступки, если этот так можно назвать. Хотя ситуация сейчас не очень простая с учетом обострения карабахского вопроса. Данное предложение прозвучало очень несвоевременно, потому что на Кавказе есть сложности, и их необходимо учитывать. Однако я полагаю, что Россия рассматривает этот вопрос и в рамках Владислава Суркова, и на уровне МИДа. Будет ли это союз?
– Пока не очень понятно, какой. Ясно, что это образование будет носить достаточно формальный характер. Здесь речь должна идти либо о независимом характере существования Южной Осетии, либо о вхождении в состав Российской Федерации. Эти вопросы должны быть вынесены на референдум, который должен состояться. Я полагаю, что народ Южной Осетии проголосует за то, чтобы войти в состав Российской Федерации.
Россия сейчас должна решить, в качестве какой составной части: это будет субъект Российской Федерации либо федеральный округ в составе каких-то субъектов. Сейчас нужно будет решать чисто процессуальный вопрос, ну и выждать до решения карабахского вопроса. У руководства России есть понимание того, что может произойти и в Южной Осетии, и в Абхазии на фоне того, что происходит в Карабахе. Санкции в любом случае будут, никто их отменять не собирается: хрен редьки не слаще. России что, ждать, пока санкции отменят? – Никто этого делать не будет. Давайте вспомним торговые санкции в отношении нашей страны со стороны Соединенных Штатов. Так называемая поправка Джексона-Веника просуществовала с 1974 по 2013 годы. Ну и что?
– Жили при постоянном санкционном давлении со стороны США – да наплевать и растереть. Мы еще будем обращать на них внимание! Здесь вопрос не в том, как нас будут воспринимать за рубежом, будут ли санкции в отношении нашей страны. Здесь вопрос в федеративном устройстве. Ни для кого не является секретом, что Южная Осетия существует за счет российских преференций, но мы сейчас в очень сложном экономическом положении. Доходная часть бюджета сокращается, и нужно определенное время. Думаю, что Россия возьмет определенную паузу. Она не будет длительной, не будет затягиваться. Этот вопрос, полагаю, будет решен до конца года после выборов в Государственную Думу.
Конечно, грузинское руководство внимательно следит за процессами, которые происходят и в Южной Осетии, и в Абхазии, считает их исконно грузинской территорией. Сейчас нельзя говорить, что российско-грузинские отношения потеплели, но нет такой конфронтации, как была при Саакашвили. Конечно, ситуация с Южной Осетией несколько приподнимет проблему аннексированных территорий. Честно говоря, наши отношения находятся на достаточно низкой точке взаимодействия. Чем мы рискуем?
– Осложнить отношения с Грузией? Она собирается войти в НАТО, и мы должны сидеть и смотреть, пока они войдут и думать, что о нас подумают грузины? Здесь Россия будет принимать решение без оглядки на Грузию.
Доктор политических наук Алексей Гусев в интервью Осетинскому информационному порталу «Ныхас» http://www.nykhas.ru/ 05.04.2016 года, эфир в 22:43 мск.
Подробнее на Speakercom: http://speakercom.ru/opinions/2601