27 августа 2004
400

Война между таксистами и `бомбилами` в Москве будет всегда

`Наши люди на такси в булочную не ездят`, - утверждала почти сорок лет назад героиня Нонны Мордюковой.
Наши люди и сейчас на нем почти не ездят, утверждаем мы. И не только потому, что пара поездок по Москве способна пробить ощутимую дыру в семейном бюджете, но и по причине куда более прозаической: городское такси вымерло так же быстро, как когда-то динозавры.
В Мехико одна машина такси приходится на 290 горожан. В Пекине - на 300. В Лондоне - на 325. В Москве - на 3500. Почему столица России так бледно выглядит на фоне других столиц? И собираются ли городские власти изменить положение?
В этом вопросе попытались разобраться корреспонденты `МК`.
Фонарь под зеленым глазом

Если бы не недавняя драка `извозчиков` на Курском вокзале, мэрия наверняка продолжала бы закрывать глаза на беспредел в сфере такси. Но инцидент разошелся по всем СМИ, и прикидываться слепыми отцы города больше не могли. `Мы не позволим криминальным `бомбилам` обижать лицензированных таксистов! Мы сделаем в Москве цивилизованные стоянки с диспетчерскими!` - громкие обещания сыпались из чиновников, как из рога изобилия. Дошло до того, что вопрос о реорганизации такси в экстренном порядке решили вынести на заседание московского правительства в ближайший вторник.
Интересно, господа чиновники, а где вы были раньше? Впрочем, сейчас это уже не важно. Гораздо важнее другое: смогут ли власти навести порядок или грандиозные планы снова останутся только на бумаге?
Основные `горячие точки` таксистской войны хорошо известны: московские вокзалы, станции метро `Домодедовская`, `Речной вокзал`, `Юго-Западная` - там перехватывают людей, спешащих в аэропорты. В некоторые места мы и попытались приткнуться - `чайники` со своей тачкой в поисках легкого заработка.
...Курский вокзал, три часа дня. Один из нас подходит к водителям на стоянке. Легенда - хочу зарабатывать `бомбежкой`. Меня отправляют к старшому. Тот внимательно смотрит на меня и отрезает:
- Приходи недели через две-три. Сейчас знаешь, что творится. Пока не уладим наши проблемы - нечего тебе здесь делать. Иди, чего стоишь?
Иду, но не туда, куда послали, а снова на стоянку - к водителю желтой `Волги`. Расспрашиваю его о местных делах. Меня еще удивляет тот факт, что официальный таксист спокойно припарковался среди `бомбил`. Война ж вроде бы.
- Э-э, да ты, браток, перепутал все. Я - муниципальное такси, 7-й парк. У нас договоренность с вокзалом и с местными. Мы тут испокон веков стоим. А `Новое желтое`, чьего водителя побили, - это вовсе не муниципальное такси, а частная фирма. Они хотели на халяву на прикормленное место упасть. Не первый раз, кстати, пытаются. Местные им объяснили, что к чему, те не поняли. Потом им еще раз объяснили - уже менты. Что дальше будет, посмотрим. Тут же не дети собрались. 120 человек работают. 60 днем, 60 ночью. И все с бейсбольными битами. Понял меня?
Отвечаю, что вполне. Хотя по закону любой таксист может приехать в любое место города, встать и стоять в ожидании пассажиров. Но - криминал и московское такси понятия уже неразделимые.
Интересуюсь, как происходит процесс работы. Дескать, через пару недель меня сюда `впишут`, так хоть узнать.
- Есть `подсадчики`, которые клиентов убалтывают. Часть денег `подсадчик` водителю отдает, а сколько он себе оставляет и `наверх` переправляет, не твое дело. Теперь понял?
И сообщает, что сейчас кончится сезон, денежные отпускники-москвичи и лоховитые транзитники иссякнут. А значит, работы будет мало. Слишком велика конкуренция. Это слово - конкуренция - будет звучать еще не один раз.

Утомленные солнцевскими

Киевский вокзал, девять вечера. Площадь щедро заставлена частниками, таксистами и машинами просто встречающих. К последним сразу же подходят парковщики и сообщают, что парковка здесь платная. Мы приехали на редакционном авто. Когда к нам подваливают за мздой, интересуюсь перспективой `прописки`.
- Не базар, браток. Тут такой расклад. Держат это место солнцевские. Утром они бывают, Юра и Андрей, на 320-м `мерине`. Стоит все удовольствие стольник `зелени` в неделю. Впрочем, как сам с ними договоришься. И работай, никто тебе слова не скажет.
За спиной глашатая свободной работы видны недовольные лица местных `бомбил`. Они явно недовольны появлением конкурента. Это только бандитам чем больше машин, тем лучше.
Павелецкий вокзал, полдесятого вечера. С трудом продираемся сквозь череду машин при въезде на платный паркинг. Отправляюсь с уже заученной легендой к `подсадчикам`. В ответ слышу:
- Тут тебе не Курский, платить ничего не надо. Мы тебе людей подводим, они платят нам, мы платим тебе. И стой себе на здоровье. Только, слышь, братан, поздно приехал. Тут работа с утра, сейчас вечером глушняк.
Пол-одиннадцатого, `Шереметьево-2`. Тут я рта не успел раскрыть, как был оповещен о том, что своим работы не хватает.
- Мужик, даже не думай. Здесь все свои, - бригадир указывает на десятки машин частников и таксистов.
Подставлять редакционную машину под возможность попасть на острие местных недоразумений не хочется. Убываем несолоно хлебавши.

Хроники пикирующего `бомбилы`

Ладно, стать `бомбилой` не получилось - будем играть роль пассажиров. Почему бы не проехаться утром до работы на такси? Денег родная редакция на это дело выделила. Открываю `Желтые страницы` и звоню по первому же объявлению, соблазняющему `бесплатной подачей машины`. Девушка-оператор заявляет, что машину могут подать часа через 2-3. Вот тебе и сервис! Звоню дальше. Самый утешительный ответ был в одной из фирм, где пообещали `зеленый глаз` через 50 минут.
Звоню по `проверенному` телефону, выданному коллегами. Договариваюсь на половину третьего о машине. Ровно в назначенный час меня ждет видавший виды 41-й `Москвич`. Дорогу до Ленинградского вокзала таксист оценивает в три сотни. Говорит, что диспетчер должен был меня предупредить о стоимости, но не предупредил. По дороге разговорились.
- Я сюда от нужды пошел, как и многие. Работаем по 12 часов, каждый день, без отпусков. 700 рублей каждый день отдаешь фирме, а сколько заработаешь свыше - все твое. К вокзалам и другим точкам мы не суемся, знаем, места прикормленные, люди там сплошь свои. Да что там все о Курском и о Курском кричат! Любая точка в городе, где собираются `бомбилы`, себя окупает. Хоть на остановке встанут, а найдут клиента. Ну и отстегивают, само собой. Кому? Не смешите, в Москве всегда найдется кому отстегнуть.
На Ленинградском вокзале его начальник Анатолий Собин кивнул в окно кабинета и посоветовал:
- А ведь все эти проблемы не к нам. Не наша земля.
- Но ведь в порядке эксперимента официальным таксистам дали привокзальную территорию...
- Только до парапета. Дальше не наше. Все эти парковщики с бляхами не наши люди. Кто их знает чьи?
От Ленинградского вокзала пытаюсь доехать обратно до Пресни. Сюда доехал за 300, а обратно просят 500. Вот тебе и муниципальное такси. В итоге ловлю частника.
Кстати, в результате многочисленных поездок по городу мы выяснили, что даже примерной таксы в Москве не существует. Ни у таксистов, ни у `бомбил`. В нескольких фирмах заказа нам говорили, что за поездку придется заплатить, скажем, 300 рублей, а водитель требовал по прибытии на место уже 400. Причем у него всегда находились веские причины: то `диспетчер ошибся`, то `цена выше из-за того, что в пробку попали`. Частники ведут себя куда честней: 300 - значит 300.

Частников травят таксой

- По закону, если водитель имеет лицензию и платит налоги, он может пойти в какую-нибудь фирму, а может перевозить пассажиров самостоятельно, в одиночку, - говорит замруководителя Департамента транспорта и связи Москвы Александр Воробьев. - Но сегодня услуги, которые предоставляют лицензированные водители, нас не удовлетворяют ни с точки зрения качества, ни с точки зрения безопасности. Особенно те, кто работает не в фирме. Где уверенность, что этот водитель не вышел вчера из тюрьмы? Где уверенность, что он не напился водки накануне? Кто он? Откуда? Лицензию-то можно получить где угодно, хоть в Воронеже, а работать в Москве. И никто с точки зрения федерального законодательства повлиять на него не может.
- А как же быть?
- Вот мы и думаем, как ввести эти рычаги, чтобы они заработали, и при этом не нарушить законодательства. И видим только один путь: сделать так, чтобы водитель, получивший лицензию и желающий работать в такси, вступил в общественную организацию, которая объединит под своей крышей всех легальных перевозчиков. Как затащить водителей в такую организацию? Только путем предоставления каких-то льгот, преимуществ. Например, гарантированное место на стоянке, вмененный налог. Такие водители получат отличительный знак - `Московское городское такси`. Этот знак будет на самих машинах, на муниципальных стоянках. Пассажир будет сам ориентироваться: ага, это городское такси. Кстати, все городские такси войдут в службу единого заказа по Москве.
- Александр Георгиевич, а количество машин такси вы собираетесь увеличивать?
- Количество машин - это одна из составляющих качества. В Москве сейчас чуть больше 3 тысяч такси, а нужно не меньше 15000. К сожалению, пока не будет такого количества, не будет и полноценного такси, и единой службы заказа.
- Какие меры департамент будет принимать по отношению к `бомбилам`, оккупировавшим вокзалы и крупные точки?
- Это вопрос не к нам, а к милиции.
- И все же вы можете назвать конкретные сроки, когда в Москве будет цивилизованное такси?
- Мне бы хотелось завтра. А если еще честнее сказать, то вчера. Я думаю, что это обозримое будущее - год-два. Единая служба начнет работать в следующем году.
- Тарифы будет устанавливать город?
- Нет. Не царское это дело. Пусть таксу устанавливают общественные объединения. Причем на каждой городской стоянке будет единый тариф.
- По километражу?
- Сначала да. Что должно быть в такси как минимум? Таксометр. Еще кассовый аппарат. Но вообще-то кассовый аппарат таксист должен устанавливать, а таксометр - нет. А мы хотим прописать: уважаемые, давайте таксометр ставить. Чтобы человек посмотрел на счетчик и увидел, сколько ему заплатить. Заплатил пассажир - дай ему чек. Сегодня мы начинаем с километрового тарифа. Километр - 12 рублей. Это будет написано на диспетчерской. Не может человек сориентироваться, подходит к диспетчеру: `Мне нужно ехать на Киевский вокзал. Сколько это будет стоить?` - `140 рублей`. Если это устраивает пассажира, он едет. Нет - не едет.
- Года два московские власти собирались ввести единую модель машины такси, но с той поры ничего не изменилось. Решили этого не делать?
- Юрию Михайловичу Лужкову показали корейские машины `КИА Карнивал`, и он как один из вариантов предложил разработчикам сделать машину для такси. Но сейчас ее не берут - и не только маленькие компании-перевозчики, но и крупные: цена приличная. А мы не можем диктовать таксопаркам: возьмите `Мерседес` или `КИА`. Но со временем эти элементы отладятся. Я думаю, фирмам самим будет невыгодно иметь в своем парке дешевые машины - все-таки большинство пассажиров предпочитают комфорт...
В общем, разговор с г-ном Воробьевым особо ситуации не прояснил. Сроки возвращения такси к жизни неопределенные, методов по борьбе с `бомбилами` на вокзалах, дерущими цену, вообще нет. Через два года о нынешних обещаниях чиновников люди наверняка забудут, а в случае чего можно свалить всю ответственность на засилье криминала в Москве.
- Уверен на сто процентов: в Москве всегда будет война между таксистами и водилами, - сказал нам водитель Саша, который подвозил нас после этого разговора к редакции. - Если бы надо было, город давно порядок навел бы. Да только `наверху` все прочно куплено, и денежки там - ого-го...


Московский Комсомолец
от 27.08.2004
Ольга ГРЕКОВА, Дмитрий КАФАНОВ.http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован