20 февраля 2009
6743

Время делать деньги

Считается, что кризис - это время со знаком "минус". Рискнем утверждать обратное: это возможность для новых стартов. Наталья Алякринская отправилась на поиски тех, кто не побоялся в трудное время начать свое дело, - и нашла их...

Считается, что кризис - это время со знаком "минус". Рискнем утверждать обратное: это возможность для новых стартов. Наталья Алякринская отправилась на поиски тех, кто не побоялся в трудное время начать свое дело, - и нашла их

...Когда стало ясно, что кризис уже здесь, московский предприниматель Альберт Рябышев вспомнил известную фразу булгаковского героя, профессора Преображенского, о том, что разруха не в сортирах, а в головах.

- Так и с кризисом: он, скорее, в сознании людей, - говорит сегодня Рябышев. - Паника и непонимание происходящего порождают огромное количество слухов, неадекватных поступков - как среди бизнесменов, так и среди обычных граждан. Поэтому мы с партнерами по бизнесу решили: надо думать не о том, как бороться с кризисом, а о том, как будем жить после него.

Антикризисные самоеды

К тому моменту у Рябышева, управляющего группы компаний, сложился успешный бизнес в области телекоммуникаций. Тем не менее, он хорошо понимал: нужна диверсификация. Поэтому еще осенью начал присматриваться к рынку фаст-фуда. Именно здесь, как подсказали ему интуиция и здравый смысл, могли открыться новые возможности.

- Статистика утверждает: во времена кризиса часть потребителей переходит от более дорогих вариантов питания - кафе и ресторанов - к более демократичным, - объясняет Альберт. - Но в то же время людям по-прежнему важно качество. Поэтому мы решили попробовать себя в производстве продуктов быстрого питания премиум-класса.

Идея оказалась под боком. Ее переуступил Альберту друг-бизнесмен, отказавшийся от нее из-за кризиса. Так на свет появился проект "Самоеды". Пшеничная лепешка с различными начинками, или буррито на русский манер - вот то, что сможет удивить небогатый рынок отечественного фаст-фуда, рассудил Рябышев. Да и название говорящее: "самоед" - значит "сам купил, сам открыл, сам съел". На выбор - семь вариантов начинок и соусы на любой вкус. Народные вкусы изучили с помощью фокус-групп. К примеру, женщинам понравились самоеды с яблоками: они напомнили им яблочный штрудель. А мужчин впечатлили самоеды со свининой: туда, помимо мяса, входят жареная картошка и соленый огурец.

- Наша целевая аудитория - молодые и среднего возраста активные люди, которым нужно быстро перекусить нормальным качественным продуктом, - добавляет Игорь Шиловский, партнер Рябышева. - Мы уверены, что именно в период выхода из кризиса, который потребует от людей больших усилий - передвижений, встреч, переговоров - такой продукт будет востребованным. Причем не только в Москве, но и на федеральном уровне.

От первоначальной идеи - продавать самоеды через автоматы - отказались из-за несовершенства техники. С мая, как планирует Рябышев, самоеды в вощеной бумаге, положенные в картонные коробочки и снабженные зубочисткой и салфеткой, появятся в продаже в московских бизнес-центрах, кинотеатрах, барах и кафе. Сейчас уже готовы производственные площади на одном из пищевых комбинатов в Подмосковье. К сентябрю Альберт и партнеры надеются выйти на товарный объем и окупить производственные затраты, а в следующем году - выйти на федеральный уровень.

Тех, кто сегодня собирается начинать с нуля, Альберт Рябышев только приветствует - но с оговорками:

- Начинать сегодня, безусловно, можно и нужно. Именно те, кто верит, что кризис быстро закончится, способны двигать экономику вперед и заставлять двигаться окружающих. Но надо реально оценивать свои силы, хорошо все просчитывать и уметь определить для себя точку невозврата, когда вдруг понимаешь: все, что ты делал до настоящего момента, было ошибкой. Тогда нужно глубоко вздохнуть, не влезать в долги и вовремя остановиться.



Перспективная виртуальность

Вовремя остановиться не смог однажды москвич Игорь Храмов. Его предприятие по производству кожгалантерейных изделий не выдержало конкуренции с Турцией и Китаем. Игорь тщетно пытался искать работу по найму. Из тупика его вывела встреча с опытным менеджером по подбору персонала: "Поезжайте куда-нибудь, отдохните, а потом придумайте что-то свое, - посоветовала она. - Вы же патологический предприниматель".

Это определение Храмов оправдал. Он съездил на курорт, проветрил голову и вернулся с уверенностью: его Клондайк - в интернете. К 40 годам Игорь не потерял способности учиться, и вскоре учеба на семинарах принесла свои плоды: он научился делать качественные сайты и продвигать их в поисковых системах. Потекли заказы от знакомых, появились и заработок, и уверенность в себе. В конце октября 2008 года Игорь отправился в налоговую, чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. И тут грянул кризис.

- Это сначала охладило мой пыл, - рассказывает бизнесмен. - Но потом я начал анализировать рынок и понял: перспективы у меня довольно неплохие. Реклама - двигатель торговли и компаниям никуда от этого не деться. А поскольку рекламный рынок безумно дорогой, компании начнут оптимизировать свои рекламные бюджеты и подадутся в интернет: там цены ниже, а эффективность гораздо выше.

Действительно, по прогнозу агентства ZenithOptimedia, единственный сегмент рекламного рынка, который будет развиваться в кризис, - это интернет-реклама: в 2009 году в России ее объем может вырасти на 75%. Игорь уже чувствует на себе - прогноз сбывается: сегодня он загружен работой до предела, причем без всякой саморекламы. Помогает "сарафанное радио": если клиенту нравится - рекомендует знакомым. Цены у Храмова на уровне среднерыночных: от 6 тысяч рублей за простой сайт-визитку до 20-50 тысяч и выше за решения посложнее. Впрочем, кризис вносит свою правку: часто приходится входить в положение заказчиков и идти на серьёзные скидки.

Помимо своего дела, Храмов успевает заниматься общественным - администрирует им же созданный сайт общественного объединения предпринимателей "Всероссийское движение "За честный рынок". А потому настроения в среде малого бизнеса знает из первоисточника.

В целом настроение довольно кислое, - констатирует он. - Проблема в том, что к кризису мы подошли с уже весьма низким индексом оптимизма. Я имею ввиду политику государства по отношению к малому и среднему бизнесу. У людей есть желание даже в условиях кризиса заняться бизнесом, чтобы выжить и потом, может быть, раскрутиться. Но государство не делает ничего, чтобы стимулировать эти процессы. Никто пока не отменил поборы пожарных, милиции, налоговиков. А при регистрации бизнеса лично я выуживал необходимые бумаги из налоговой инспекции три месяца вместо одного...



Выживает сильнейший

Что такое начать в кризис с нуля, Александр Малюгин, основатель "Мануфактуры Малюгина", шьющей в подмосковном Дмитрове купальники и одежду для фитнеса, знает очень хорошо. В 1998-м он сумел вывести на рынок свою торговую марку и презентовать первую коллекцию, а в 1999 победил на конкурсе "Лучшее российское предприятие". В феврале 2009-го все гораздо жестче: обороты упали в 6 раз, новый корпус стоит недостроенный, а в Сбербанке в дополнительном кредите Малюгину отказали, причем в грубой форме. Под занавес к предпринимателю наведалась проверка из экологической милиции и нашла несуществующие нарушения. Выживать Александру помогает природное чувство юмора.

- Состояние, как у графина по понедельникам: каждый приходит и берет за горло, - иронизирует бизнесмен. - Одна надежда - -на то, что без одежды люди все-таки прожить не смогут. Как говорил Марк Твен, голые люди никакого веса в обществе не имеют. Поэтому мы не поднимаем цены на свою продукцию, тогда как наши конкуренты Adidas и Nike свои повысили в два раза. Расчет у нас только на импортозамещение.

Именно импортозамещение считает сегодня ключевым для начала нового дела Дина Крылова, руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства "ОПОРы России".

- В отличие от 1998 года, когда рынки были "голодными" и все, что производилось, потреблялось с удовольствием, сегодня все рынки являются высококонкурентными, - констатирует Крылова. - Поэтому сейчас самая большая проблема - найти ниши платежеспособного спроса. В этом отношении самый большой потенциал у всего, что сможет заместить импорт.

Но это в теории. На деле, по словам той же Дины Крыловой, в стране нет никакой инфраструктуры и площадей, где новые производства можно было бы разместить. Кредитные ресурсы недоступны, а получить доступ к электромощностям крайне сложно и дорого. Затруднен и доступ к потребителю: давно известно, что вхождение в торговые сети для большинства отечественных производителей не по силам. Илья Хандриков, координатор по предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, добавляет к этому списку отсутствие налоговых льгот. По его словам, без налоговых каникул предпринимательству сегодня не выжить.

Но пока что каким-то чудом оно выживает и даже начинает с нуля. Наверное, если выживешь здесь, то действительно станешь сильнейшим.



СПРАВКА

Дефолт 1998 года стал для ряда российских предпринимателей моментом удачного старта. К примеру, "шоколадный король" Анатолий Коркунов вышел на рынок именно в 1998-1999 годах. На пороге дефолта он вложил все средства в строительство фабрики в Одинцово, однако в августе 1998-го итальянский партнер испугался кризиса и отказался от проекта. Бывший военный, Коркунов позиции не сдал: получил под честное слово 12 миллионов долларов у основателя концерна "Тетра Пак" Ханса Раусинга, взял кредит на Западе, достроил фабрику. Через год, в сентябре 1999, в производство была запущена первая конфета. Спустя три года бизнес стал таким успешным, что владельцу предложили его продать.

За несколько недель до дефолта 1998-го стартовала газета "Ведомости" - начинание Дерка Сауэра,председателя наблюдательного совета Independent Media Sanoma Magazines. Пока конкуренты отсиживались, Сауэр предложил рынку абсолютно новый продукт - газету, посвященную исключительно бизнесу. "Раскрутка" обошлась дешево: билборды в Москве в пустовали и цены на рекламу были крайне низки. Сэкономил Сауэр и на кадрах: набирал только необходимый костяк, который и делал газету. А через 7 месяцев в "Ведомости" пошла реклама.

На периоды кризисов пришлось открытие таких известных корпораций, как General Electric, Hewlett-Packard, Burger King Corp., Hyatt Corp.

Наталья Алякринская
(авторский вариант статьи)

Опубликовал: Храмов Игорь
20.02.2009
Журнальная версия публикации на сайте The New Times

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован