Эксклюзив
Мельников Алексей
24 августа 2022
1154

Время «Мёртвых душ»

В Тарусе открылась выставка знаменитых иллюстраций Сергея Алимова к бессмертному творению Гоголя

Гоголь часто наезжал в Калугу – к своей доброй знакомой, губернаторше Александре Осиповне Смирновой-Россет, собирал впечатления для первого тома «Мёртвых душ», провозил читать второй, отсылал туда нравоучительные письма, числился в калужских весях близким и почти родным, хотя не до каждого заветного уголка  был распростерт его пристальный и необъятный взор исследователя русского духа и оной же земли. 

 

На днях великий русский писатель добрался-таки, наконец, до одного из самых заветных мест отечественной культуры – меленькой и живописной литературно-художественной Тарусы. Добрался с помощью ставших уже знаменитыми иллюстраций к своей бессмертной поэме, сделанными выдающимся художником Сергеем Алимовым.  В городской художественной галерее открылась выставка потрясающе точных иллюстраций одного мастера к великому творению другого. Те самые знаменитые «40 шелкографий» Сергея Алимова, вне визуальных образов которых сегодня уже трудно представить ни одного из главных героев гоголевской поэмы.

Наша справка: Алимов Серге́йАлександрович (25 апреля 1938Москва — 17 декабря 2019, там же) — советский и российский художник мультипликационного кино, график. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1991)[1], профессор ВГИКа (1994), действительный член Российской академии художеств (2002); Народный художник Российской Федерации (1999); лауреат Государственной премии Российской Федерации (2002), член Российской академии кинематографических искусств.

 

Гротескные, сочные, яркие, смешные, вместе с тем глубокие, с таящейся в недрах русского смеха едкой горчинкой, бередящей чуткое на неправоту сердце – таковы алимовскиеЧичиковы и Собакевичи,  Маниловы и Коробочки, вполне себе даже не покорно бредущие вослед гоголевских текстов, а следующие вровень с ними, неразрывно от них, точно настраивая восприятие гоголевских образов на ту волну, которая наиболее полно и объёмно способнапередать изначальный замысел писателя.

 
Поговаривали даже, что бы сказал сам Николай Васильевич об иллюстрациях Сергея Александровича. Понравилось бы или нет? Подумали, подумали и решили: ну, не могло бы не понравиться… Как это, впрочем, произошло с миллионами читателей (и автором этих строк – в том числе) что впервые, может быть ещё в школе, открывали томики «Мёртвых душ» с Чичиковым, высовывающим свой хитрый нос из кибитки и пристально всматривающимся в приближающийся городок, с обращенным к читателю грузной спиной медведеподобным Собакевичем, с перепугано-любопытной в пышном чепце и свечкой в руке Коробочкой, окружённым сворой борзых лихим и неукротимым Ноздрёвым.

 

Гоголь пришёл в тихую, пейзажно-поэтическиТарусу, этот «русский Барбизон на Оке» именно так, как и должен был прийти – с точными, изящными, лёгкими холстами в коих мастерская кисть достойно дополняет гениальное перо.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован