Газовая тема снова вышла на первый план в отношениях России и Украины. Встреча Владимира Путина и Юлии Тимошенко, намеченная на предстоящую неделю, отложена.
Причина столь жесткого решения в том, что накануне Киев и Евросоюз подписали документ, который затрагивает, но не учитывает интересы России, как основного экспортера газа на континенте.
Репортаж Сергея Семенова.
Крылатую фразу французского политика и дипломата Талейрана "Это хуже, чем преступление. Это - ошибка" сегодня вспоминали многие наблюдатели, комментируя итоги вчерашней конференции в Брюсселе, где Украина и Евросоюз подписали совместную декларацию.
Речь идет о модернизации украинской газотранспортной системы без участия России. Притом, что эта система заполняется именно российским экспортным газом. Фактически, "брюссельская декларация" уже стала причиной нового украино-российского скандала.
Как заявил Президент на заседании Совета безопасности, намечавшиеся переговоры на уровне премьеров теперь теряют смысл.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Содержание этой декларации, как минимум, вызывает ряд вопросов. В этой связи я хотел бы, чтобы мы обсудили сейчас одну тему. У нас на следующей неделе запланированы межгосударственные консультации на уровне председателей правительств наших стран. Для того, чтобы нам определиться с тем, каковы последствия принятия этой декларации, я предлагаю подумать о том, что, может быть, нам перенести эти консультации на какой-то срок для того, чтобы мы разобрались в тех решениях, которые были приняты".
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы внимательно ознакомились с результатами этой конференции и с принятой декларацией. И конечно, у нас возникают некоторые вопросы. Ключевым из них является следующий: в реализации планов развития газотранспортной системы Украины, а для нас это тоже важно, ключевым фактором является объем прокачки газа, там так и написано. Связывается это с возможностью возврата кредитных ресурсов. Понятно, что ниоткуда этот газ не может взяться, кроме как с территории Российской Федерации. С нами этот вопрос никто не обсуждал. Я полностью с вами согласен, для того, чтобы наши межправительственные консультации были продуктивными, нужно предварительно прояснить все эти выводы".
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Хорошо. Давайте тогда так и поступим. Значит, консультации состоятся после прояснения соответствующих вопросов, которые возникли у российской стороны".
У российской стороны возникло довольно много вопросов. Во-первых, газотранспортная системы Украины изначально строилась, как составная часть общесоюзной системы. И она технологически связана с российской системой. И любые несогласованные с Россией работы по ее модернизации могут просто вывести ее из строя.
Во-вторых, в декларации речь идет о появлении нового оператора транзитной системы, тогда как "Газпром" заключил транзитный контракт напрямую с "Нафтогазом". И он действует до 2019 года. Получается, что Украина сознательно идет на срыв договоренностей.
И, наконец, главное - где, кроме как в России, Украина и ЕС смогут взять дополнительно 60 миллиардов кубометров газа, которые они собираются прокачивать по системе после реконструкции?
Собственно, даже не все страны Евросоюза поняли, что же за бумагу вчера подписал в Брюсселе комисар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс. Глава итальянского газового концерна ENI Паоло Скарони обсуждал эту тему на переговорах с вице-премьером Игорем Сечиным.
Игорем Сечин, вице-премьер: "Для нас также было удивительным, что ни Газпром, ни российские эксперты, ни министерство энергетики не участвовали в подготовке этого документа, хотя сам документ подразумевает увеличение газа в интересах европейских потребителей"
Паоло Скарони, глава итальянского газового концерна ENI: "Мягко говоря, мы были сильно удивлены. В первую очередь потому, что говорить об увеличении поставок газа без привлечения того, кто поставляет газ - это просто потеря времени. И вторая причина: Евросоюз многократно говорил о том, что необходимо, нужно диверсифицировать маршрут поставки российского газа. И были приняты решения по двум маршрутам: это "Северный поток" и "Южный поток". И в этом свете расширение пропускной способности газа в систему Украины - это не только потеря времени, но и потеря средств".
Впрочем, вчерашние "подписанты" делают реверансы в сторону Москвы. Еврокомиссар по энергетике Адрис Пиебалгс завил, что "ЕС собирается развивать сотрудничество с Россией в энергетике". Премьер Украины чуть ли не оправдывалась.
Юлия Тимошенко, премьер-министр Украины: "Не нужно воспринимать, будто что-то плохое было сделано в отношении России. Россия, как и другие страны, может принимать участие в реконструкции и модернизации газотранспортной системы".
Причем, еще в 2003 году уже были подписаны учредительные документы о создании международного консорциума по обслуживанию и модернизации газотранспортной системы Украины. Кроме самой Украины, в состав участников вошли Россия и Германия. Но Ющенко, придя к власти, фактически похоронил эту идею.
Богдан Соколовский, уполномоченный президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности: "Идея газового консорциума в том виде, в котором он предлагался, противоречит законам Украины. Эта идея предусматривает отчуждение нашей ГТС в пользу неукраинской, негосударственной структуры".
Причем, сотрудник секретариата президента Ющенко намеренно искажает факты: "Международный консорциум" не ставил целью приватизировать газотранспортную систему.
Владимир Путин, премьер-министр РФ: "Мы предложили, и тогда украинские партнеры, в принципе, согласились с тем, чтобы создать международный консорциум из российских, европейских, украинских компаний, который мог бы взять эту газотранспортную систему в аренду, по сути дела. Притом, что украинское государство не утрачивало собственности на эту газотранспортную систему. Она оставалась в собственности самой Украины. Мне представляется, что это было неплохое предложение, и, в общем, считаю, к этому можно было бы вернуться.
Во всяком случае, если речь идет об использовании этой системы для прокачки нашего российского газа, то совершенно необходимо участие самой Российской Федерации, самого поставщика. Повторяю еще раз: без этого рассматривать любые вопросы подобного рода считаю просто несерьезным".
Что же касается "брюссельской декларации" то, по оценкам экспертов, она так и останется только на бумаге.
Леонид Григорьев, президент Института энергетики и финансов: "Будущее могу спрогнозировать на 100%. Абсолютно уверен: соберутся через год, скажут, что Украина ничего не сделала, денег не дали, ничего не произошло. Результат точно известен".
Украинская оппозиция, в свою очередь, заявила, что Ющенко и Тимошенко просто занимались в Брюсселе самопиаром за государственный счет.
Инна Богословская, председатель комиссии Верховной Рады Украины по вопросам расследования функционирования газотранспортной системы Украины: "Вчера, я убеждена, были снова даны премьером Украины обязательства, которые никто не собирается выполнять. Только безумец может взять на себя обязательства разделить "Нефтегаз" с "Трансгазом" до конца года. У нас невозможно разделить сегодня без существенной модернизации транзитный газопровод и внутренние распределительные сети".
Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии: "Вот те обязательства, которые взяла на себя Украина. Для того, чтобы их выполнить, нужно принять много новых законов. Принимать эти законы некому, потому что большинства в парламенте у правительства нет. Оппозиция уже заявила, что она недовольна такими действиями власти. Поэтому законы не будут приняты".
Комментируя редкое единодушие Ющенко и Тимошенко, эксперты обращают внимание на интересную деталь: в "брюссельской декларации" записан пункт о "равном доступе к газотранспортной системе". Что, скорее всего, означает появление новых посредников на транзитном рынке.
Цена вопроса - сотни миллионов долларов. В условиях финансового кризиса и президент, и премьер остро нуждаются в деньгах на предстоящую избирательную компанию. До выборов главы государства осталось меньше года.
www.1tv.ru
viperson.ru