Есть такая детская загадка: лодочнику нужно перевезти через речку волка, козла и капусту, но так, чтобы волк не съел козла, а козел - капусту. Загадка не такая уж сложная - как раз для детей. А если ее усложнить? Например, допустить, что этот волк в новой нашей загадке не только любит от козлов оставлять "рожки да ножки", но и "капустой" тоже не брезгует? И как теперь поступит лодочник?
Говорят, что задача с такими вводными не имеет решения.
Но в нашей стране все возможно. Особенно если дело касается не мяса, а ... рыбы.
Вот вам последний пример - советником руководителя Государственного комитета по рыболовству Российской Федерации и ответственным за проведение конкурсов по распределению и закреплению рыбопромысловых участков на Камчатке назначен бывший вице-губернатор Камчатской области Александр Чистяков, против которого, в связи с ранее проведенным им уже "распределением и закреплением", было возбуждено уголовное дело.
Александр Чистяков пришел в камчатскую власть вместе с губернатором Михаилом Машковцевым в конце 2000 года и получил от него бразды правления в рыбной вотчине. С той поры и не утихают на Камчатке скандалы, связанные с "распределением и закреплением" этого главнейшего и ценнейшего ресурса полуострова.
Первое, что придумали губернатор и его рыбный заместитель - ввести для рыбаков систему "добровольно-принудительных" поборов. Именно в такой формулировке - "добровольно-принудительных". Бывший губернатор даже сам не стесняется сегодня об этом рассказывать в СМИ. Но уже в следующем году им от этой практики прямых поборов пришлось отказаться - ибо деньги, в соответствии с подписанными договорами, должны были поступать во внебюджетные фонды администрации и потому становились подконтрольными областной Счетной палате. Та провела проверку, результаты которой шокировали всех, - материалы проверки были опубликованы и, естественно, вызвали ненужный для власти ажиотаж - деньги, как вы догадываетесь, пошли на "нецелевое" использование. С той поры все, что касалось "капусты" (извините, денег) от рыбы и рыбных предприятий, было закрыто для общественности. Так иногда лишь, случайно проскакивали в газетах скандальные сообщения от тех, кто стал очередной жертвой власти, - о каких-то там тратах, приобретениях, евроремонтах и прочей мелочевки.
Именно мелочевки, потому что дела в рыбной отрасли Камчатки вершились в те годы судьбоносные и ставки по ним были весьма высокие.
Например, неожиданно для многих было признано банкротом крупнейшее акционерное предприятие полуострова - Управление тралового и рефрижераторного флота (УТРФ), в котором администрация области имела треть акций. Имущество (промысловый и обрабатывающий флот) было продано за гроши. А квоты этого предприятия хотели не без участия администрации присвоить себе их "подельники" по банкротству. Первое должностное лицо УТРФ - господин Севрин - чуть позже, уже в другой должности (он пошел на повышение в федеральные контролирующие органы), будет арестован за вымогательство взятки от знаменитой дальневосточной золотодобывающей компании "Амур" и получит срок (это к вопросу о подборе кадров).
В 2002 году вице-губернатор А. Чистяков проведет свою первую большую лососевую путину - это будет откровенно циничный и весьма скандальный передел рыбопромысловых участков и прибрежных квот. О ценах на участки и квоты говорили шепотом и только в своем кругу. Не каждый осиливал новый "оброк" - и от целого ряда компаний оставались лишь "рожки да ножки". Но им быстро находилась замена - желающих заняться прибыльным лососевым бизнесом было хоть отбавляй. Только в прибрежном промысле в те годы появилось несколько десятков компаний, которых сам Чистяков называл компаниями "новой волны". В основном это были так называемые "однодневки", которые по окончании путины попросту испарялись. Но тут же и из того же материала штамповались новые.
В 2004 году А.Б. Чистяков с компаниями очередной "новой волны" делил уже не только лососевые квоты и распределял участки, но и определял и закреплял доли прибрежного рыболовства. Новый рыбный камчатский скандал тогда прогремел на всю страну - и до сих пор еще идут судебные разборки. Но главное было сделано - и квоты, и доли получили в первую очередь те, кто оказался проворнее, не имея порой ни промыслового флота, ни промыслового оборудования, начиная свой рыбный бизнес с "чистого листа". Это был явный произвол, но никто в Москве не обратил на это никакого внимания.
Когда же камчатские рыбаки все же добились пересмотра закрепления за их предприятиями крабовых прибрежных квот - Чистяков от этих квот вообще отказался. А ведь краб - это один из самых "валютоемких" объектов промысла. Камчатка понесла (и несет до сих пор) невосполнимые потери - и это уже не один миллиард рублей. Счетная палата России провела собственное расследование и опубликовала цифры потерь в бюджетной сфере. Правоохранительные органы вынуждены были возбудить уголовное дело. И что же в итоге - Камчатка в своем прибрежье и по сей день не имеет крабовых квот, а уголовное дело А.Б. Чистякова закрыто в связи с истечением срока давности (???).
В 2006 году на Камчатке, кто со страхом, а кто с неподдельной радостью ожидал проведения конкурсов по распределению и закреплению за пользователями рыбопромысловых участков для добычи тихоокеанских лососей сроком на 20 лет. Это был последний нераспределенный и незакрепленный еще рыбный ресурс Камчатки. Ставки спроса на этот "товар" росли не по дням, а по часам. Но конкурсы не состоялись - не был подготовлен нормативный материал. В 2007 году вице-губернатор Чистяков делает со своей стороны все возможное и невозможное по ускорению процедуры проведения конкурсов. Дело дошло до того, что вынужден был вмешаться Полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе. Но и это не остановило Александра Борисовича - ставки были слишком высоки. Но тут он все же не успел - последовала отставка губернатора М. Машковцева, а вместе с ним вынуждена была уйти и его команда, поэтому не удалась и вторая попытка.
Но в 2008 году у него, опять же неожиданно для многих, появляется третий, еще более реальный шанс - он назначается официальным представителем Госкомрыболовства по проведению на Камчатке тех самых конкурсов, о которых мечтал все последние годы. И как это у него получилось?
Наверное, так же, как и прежде. Достаточно просто, если смотреть на происходящее с позиций нашей реальной действительности.
Потому на память и приходит та самая детская загадка о волке, козле и капусте.
И решается она, судя по всему, тоже весьма даже просто.
Козел набивает брюхо "капустой". Волк съедает растолстевшего козла, как пирожок с капустой. А у лодочника после этого вообще не остается никаких проблем - перевезет одного лишь хищника и на том все закончится: не нужно больше голову ломать над загадками и трудиться попусту.
А ведь это только один из множества примеров того, как решаются сегодня на Камчатке (в "рыбном цехе страны"), да и во всей России, самые актуальные и острые рыбные вопросы.
Как могло случиться, например, что из Закона о рыболовстве в новой его редакции "выпала" важнейшая статья о прибрежном рыболовстве? А ведь именно прибрежное рыболовство является основой основ социально-экономического развития многих приморских регионов. В Конституции России записано, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях, и что водные биологические ресурсы находятся в совместном ведении государства и территорий. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своих поручениях по развитию рыбопромышленного комплекса страны ставил конкретный вопрос "о передаче полномочий прибрежным субъектам Российской Федерации по распределению квот вылова водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства". А в итоге всей последующей "законопослушной" исполнительской деятельности к нам от имени Москвы едет делить "рыбный пирог" все тот же Александр Борисович Чистяков, который довел рыбную промышленность Камчатки "до ручки"! А в ведении Правительства Камчатского края, в соответствии с поправками к Закону о животном мире, из всех видов рыб остался только... карась, которого акклиматизировали в здешних озерах семьдесят лет назад.
И разве это правильно? Разве справедливо? Конечно, нет. А кто просчитал последствия? Не случайно депутаты Законодательного Собрания Камчатского края в своем обращении к Председателю Правительства Российской Федерации с горечью и обидой заявляют: "...в случае не изменения Правительством Российской Федерации подходов к проблемам прибрежного рыболовства, вопрос о развитии экономики нашего региона становится бесперспективным".
И все ведь прекрасно знают, что против введения понятия "прибрежное рыболовство" и за его отмену выступал один только регион - Приморский край, для которого рыба не играет существенной роли в его экономике. Но ведь сумели добиться своего, посягая на передел камчатской "прибрежки" и разоряя соседей. И в пролоббированном кем-то успехе господина Чистякова тоже мало кто уже сомневается.
Но ведь помимо личных и корпоративных амбиций существуют и, безусловно, выше их почитаются государственные интересы.
Рыбная отрасль Камчатки является краеобразующей - дает 80 процентов всех доходов, в ней занято более пятидесяти процентов всех работающих в промышленности, здесь создается 55 процентов общего объема промышленного производства, 21,4 процента валового регионального продукта.
Но все то, что происходит сегодня в рыбной отрасли полуострова, скорее уже не связывает, а разделяет жителей Камчатки.
То распределение и закрепление за пользователями квот на вылов рыбы, которое осуществила команда Чистякова, привело к страшнейшему дефициту рыбы на самой Камчатке. Имея раздробленные на многочисленные и мелкие компании мизерные по объему квоты, но при этом, находясь на промысле в течение всего промыслового сезона, а то и всего года, рыбаки вылавливали рыбы во много раз больше, чем им было позволено, то есть подрывали запасы. Рыба продавалась за "черный нал" в море, в районах промысла, а на камчатский берег она попадала в недостаточных для рыбопереработчиков объемах. Поэтому и рыбопереработка развивалась слабо. Рыбой торговали в основном посредники, которые так же, как и рыбаки, создавали собственные и весьма изощренные схемы ухода от налогов. Чтобы защитить незаконный промысел и прикрыть массовое хищение рыбы, рыбопромышленники давали взятки всем, кто их "контролировал" от лица государства. В итоге, на полуострове была создана мощнейшая система круговой поруки. Рыбная же отрасль хирела на глазах. Бюджет был пуст...
Слияние двух рыбацких регионов - Камчатки и Корякии в единый экономический узел - Камчатский край, объявленная руководством страны беспощадная война с коррупцией, поручения Президента страны В.В. Путина, которые он дал на Президиуме Госсовета в Астрахани в августе прошлого года, и, наконец, восстановление Государственного комитета по рыболовству - все это, как многим казалось, было звеньями единой цепи по наведению должного порядка в рыбной отрасли и развитию окраинной русской земли...
Рыбаки Камчатки большие надежды связывали с приходом нового руководителя Госкомрыболовства А. А. Крайнего - его смелые заявления в средствах массовой информации и планы по возрождению отрасли были во многом созвучны тому, о чем говорили в своем кругу и думали сами рыбаки. Но недавние высокие назначения А.Б. Чистякова вызвали, мягко говоря, шок, недоумение и явный протест в среде приверженцев А. Крайнего на Камчатке.
Камчатка, если расставить все по своим местам с этими назначениями, снова превращается из "рыбного цеха страны" в "рыбный пирог", а значит, ее ждут очередные серьезные потрясения и скандалы. Только за всем этим будет уже стоять не А. Чистяков, как прежде, а Государственный комитет по рыболовству России, от имени которого и будет во втором своем пришествии "злодействовать" на полуострове бывший рыбный вице-губернатор, утоляя свой ненасытный аппетит.
Сергей Вахрин, главный редактор сайта "Рыба Камчатского края"
www.fishkamchatka.ru
12.03.2008