Противостояние на Украине оппозиции и президента вызывает у внешних наблюдателей ощущение политического коллапса. Ожидание возможного ухода Кучмы с политической сцены сильно тревожит политическую элиту России. Что стоит за демонстрациями оппозиции? Удержится ли Кучма? Кто станет следующим президентом и не должна ли Россия сменить свои ставки на Украине? Эти вопросы обсуждают в СМИ едва ли не ежедневно. Но так ли все драматично?
Нынешние демонстрации - продолжение "кризиса Гонгадзе" двухлетней давности, когда и сформировалась объединенная оппозиция приблизительно в сегодняшнем формате. Совершенно очевидно, что спонтанная вспышка протеста, втянувшая десятки тысяч людей в политический водоворот, растерянность, малодушие власти и фактическое предательство многими высшими чиновниками президента не могли бы свершиться, если бы в обществе не накопился потенциал общественного протеста.
Обычно такие потрясения обрушиваются на страну в периоды экономического упадка и обострения социальных противоречий. Но парадокс в том, что Украина и в 2001-м, и в 2002 году переживает значительный рост экономики, а социальная напряженность существенно ниже, чем еще несколько лет назад. В чем же дело? Я убежден: прежде всего выход оппозиции на улицы как раз и связан с тем экономическим ростом, от которого следовало бы ожидать спокойствия. Но этот рост наложился на усталость от перемен, от постоянной нестабильности, и в украинском обществе, наподобие того, как это случилось в России, началось возвращение к традиционным ценностям, привычкам, установкам. А это означало уход из публичной политики, из сферы принятия решений тех политиков, которые доминировали в течение всего революционного десятилетия. И это касается в первую голову политиков националистической ориентации.
Стремление к особым отношениям с Россией демонстрирует больше 80 процентов украинского населения. Русский язык настойчиво возвращает свои позиции практически во всех сферах жизни, а люди, продвигающие насильственную украинизацию, становятся всеобщим раздражителем.
Кучма должен был делать выводы, и он их сделал. Вновь начался поворот к сотрудничеству с Россией и к восстановлению статуса русского языка на Украине.
Оппозиция искала возможность направить процессы вспять. Случай представился в виде магнитофонных записей Мельниченко. Они пришли из-за границы, оттуда, где наиболее ревниво относятся к восстановлению влияния России на постсоветском пространстве. Бросается в глаза синхронность в предъявлении США обвинений Кучме и выходе оппозиции на площадь. Убежден, здесь нет случайности. У всех, кого тревожит украино-российское сближение, скоро не останется шансов разрушить эту тенденцию. Поэтому и предпринимаются конвульсивные действия использовать истончающийся ресурс общественного недовольства.
Удивительно то, что в этом процессе участвуют и коммунисты, которые всегда были ориентированы на дружбу с Россией. Но здесь есть свое объяснение. Экономический рост предрекает стабильность и уменьшение протестного электората. Укрепление государственности в нынешнем ее виде увеличивает возможности власти по управлению электоральным процессом или, по крайней мере, процессом подсчета голосов. Оба этих фактора влекут угрозу резкого уменьшения роли коммунистов в политической жизни. И они приняли ошибочное решение не допустить перехода сокращающегося протестного электората к Морозу или Тимошенко. И проиграли, поскольку фактически играют на усиление националистической оппозиции. Поддержка коммунистов в обществе сократилась с 18 до 14 процентов. Все это говорит о том, что дело оппозиции обречено.
Но протесты не останутся без последствий. Противостояние ускорит выбор Украиной своего будущего.
Украина находится в точке бифуркации, раздвоения. С одной стороны, она может надломиться и уступить оппозиции и внешнему давлению. Тогда она останется страной с авторитарной системой управления, расколотой по культурно-языковому признаку и уповающей на помощь Запада, НАТО и т.п. С другой - она может приступить к реформам власти, к переходу от республики суперпрезидентской к парламентско-президентской, где роль парламента будет доминирующей в определении политического курса.
Такая республика должна будет опираться не на узкий круг политической элиты, а на мнение большинства населения. В этом случае Украина может стать современной европейской страной, ориентированной на межэтническое согласие, на сотрудничество с Россией в Большой Европе.
Кажется, Украина выбор сделала. В Верховную раду представлен первый законопроект, направленный на реформирование государственной системы, - о доминировании пропорциональной системы при выборах в парламент. За ним последуют и другие. Думаю, эта реформа имеет хорошие шансы на успех, а значит, Россия получит стабильного и доброжелательного геополитического соседа.
А митинги и демонстрации? Что ж, выздоровление после болезни часто проходит через тяжелый кризис.
Литературная газета
23 - 29 октбяря 2002г.
http://www.igrunov.ru/ukr/vchk-ukr-articles/articles/vchk-ukr-articles-heavy_recovery.html