Эксклюзив
07 ноября 2014
4676

Вячеслав Лапидус: Активизация террористической угрозы требует совместных усилий государств СНГ по ее противодействию

5 ноября 2014 г. в Астане состоялось 37-е заседание Совета руководителей органов безопасности и специальных служб (СОРБ) стран-участниц СНГ. Участники мероприятия обсудили проблемы углубления сотрудничества силовых структур Содружества в вопросах противодействия международному терроризму, транснациональной организованной преступности, обеспечению защиты объектов транспортной инфраструктуры.
Следует подчеркнуть, что прошедшее заседание имело технический, плановый характер. Основными областями деятельности СОРБ как координационного органа в сфере безопасности государств-участников СНГ, созданного в 1997 г., выступает разработка и реализация мер, направленных на укрепление безопасности стран Содружества, развитие международного сотрудничества, гармонизацию национальных законодательств, усиление информационного обмена в рамках данной компетенции. Структурной особенностью СОРБ является заметное влияние ФСБ России в вопросах управления данным органом: Председательство в СОРБ на постоянной основе осуществляет Директор ФСБ РФ, функции Исполнительного бюро как рабочего межгосударственного органа возложены на Федеральную службу безопасности России.
К настоящему моменту в рамках данной структуры сформирована обширная нормативно-правовая база, затрагивающая различные аспекты взаимодействия органов безопасности и специальных служб СНГ. Ключевое внимание уделяется совместному противодействию организованной преступности, международному терроризму, экстремизму, наркотрафику. Особый акцент на террористической угрозе привел к формированию в 2000 г. специализированного, отраслевого органа Содружества - АТЦ СНГ, общее руководство которым осуществляет СОРБ СНГ.
Необходимо отметить, что одним из ключевых вопросов в рамках прошедшего заседания СОРБ СНГ, стала проблема противодействия активизации террористической деятельности на глобальном и региональном уровнях. Директор ФСБ России А. Бортников отметил угрозу "формирования террористического "интернационала" на базе Исламского государства", участники которого распространяют свое влияние "в качестве инструкторов, вербовщиков, проповедников и специалистов по созданию законспирированных бандитских сетей". По его словам, финансовые ресурсы поддержки террористических организаций многообразны, и включают как "поддержку со стороны фундаменталистских режимов, доходов от наркотрафика, работорговли, иной преступной деятельности", так и "прибыль от нелегальной нефтедобычи". В этом контексте особую опасность представляет экспансия террористической активности на другие регионы, превращение стран СНГ в "удобные мишени для международных террористов", перенимание "деструктивного опыта" со стороны "движения "Талибан" и связанных с ним бандитских группировок в афгано-пакистанской зоне".
Подобные акценты в списке угроз региональной безопасности отражают растущую обеспокоенность политических и военных элит государств СНГ формированием вокруг границ Содружества "дуги нестабильности" от Сирии и Ирака до Афганистана, ставшей источником долгосрочных вызовов в сфере безопасности. В этой связи можно отметить определенную коррекцию представлений о приоритетности этих угроз, связанную с появлением летом 2014 г. террористического квазигосударства на Ближнем Востоке - "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ).
На протяжении 2013 г., первой половины 2014 г. в качестве основной угрозы на южных границах Содружества военными должностными лицами СНГ и представителями экспертного сообщества обозначалась проблема нестабильности в Афганистане, связанная с выводом из страны войск коалиции МССБ, возможностью военной победы движения "Талибан", и связанное с этим усиление военной, экстремистской, наркотической, террористической экспансии на соседние страны, и в первую очередь на государства ЦА.
За прошедшее полугодие происходит резкое нарастание международной напряженности, имеющей глобальное и региональное измерение. На региональном уровне ключевым фактором становится существенное изменения силы и влияния исламистской террористической группировки ИГИЛ, захватившей целый ряд крупных городов, населенных пунктов и территорий на Ближнем Востоке, установившей контроль над углеводородными месторождениями, получивший доступ к огромным людским, финансовым, военным, стратегическим ресурсам. По некоторым оценкам численность упомянутой террористической организации составляет 30-50 тыс. человек. Все это превращает ИГИЛ в мирового террористического лидера, источник перманентной опасности для существующей системы межгосударственных отношений, мировой и региональной безопасности. Афганская угроза в этом контексте приобретает международное измерение: талибы выступают уже не как региональное, изолированное явление, а как часть глобальной террористической сети, как представители "террористического интернационала", пытающиеся распространить географию своей деятельности на государства-участников СНГ.
В этой связи можно констатировать заметную активизацию деятельности пророссийских интеграционных структур в сфере безопасности, происходящую на протяжении последних месяцев. Следует подчеркнуть, что на некоторые из данных Организаций (СНГ, ОДКБ, ШОС) ложится особая ответственность по поддержанию региональной стабильности и безопасности, что требует значительных институциональных изменений, повышения эффективности межведомственного сотрудничества, передачи значительных полномочий наднациональным органам в сфере безопасности. При этом необходимо более четкое определение зон контроля и разделение ответственности России с другими партнерами по ШОС. Следует подчеркнуть, что Россия остается ключевым партнером и гарантом в сфере безопасности для государств-участников Содружества. С другой стороны, решение "афганской проблемы" потребует подключения влиятельных международных акторов: Китая, Индии, Ирана, Пакистана, Турции, многие из которых участвуют в работе Шанхайской Организации Сотрудничества. Динамика данного взаимодействия стала одной из тем обсуждения на состоявшейся 7 ноября 2014 г. в Москве встрече высших административно-должностных лиц СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС.
В условиях формирования общего экономического пространства в рамках ЕАЭС, значительной прозрачности границ между странами СНГ, особую роль приобретает синхронизация деятельности и укрепление сотрудничества органов национальной безопасности и специальных служб государств-участников Содружества. Очевидным элементом выступает и необходимость налаживания тесного взаимодействия между различными проектами в сфере безопасности, реализуемых на постсоветском пространстве.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован