Эксклюзив
12 мая 2014
4266

Вячеслав Лапидус: Россия активизирует сотрудничество с ближайшими союзниками на постсоветском пространстве

7-8 мая 2014 г. состоялся рабочий визит Президента Белоруссии А. Лукашенко в Москву. В ходе данного визита обсуждались вопросы российско-белорусского экономического сотрудничества в рамках существующих интеграционных структур (Союзное государство, Таможенный Союз), а также вопросы формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Следует подчеркнуть, что данный визит проходил в контексте состоявшейся 8 мая в Москве неформальной встречи глав государств-членов ОДКБ, оказавшей значительное влияние на двустороннюю переговорную повестку.

Визит Президента Белоруссии представляет определенный интерес с протокольной точки зрения. Визиты первых лиц государства являются высшей формой международного сотрудничества, в ходе которых подписываются важные соглашения, согласовываются и реализуются масштабные внешнеполитические и внешнеэкономические инициативы, разрабатываются векторы дальнейшего развития двусторонних и многосторонних отношений. Вышеуказанный визит носил внеплановый характер, что означает отсутствие заранее определенной повестки переговоров, утвержденных сроков визита, состава сопровождающей делегации.

Данное обстоятельство объяснимо в рамках проведения дополнительных согласований некоторых спорных вопросов между российской и белорусской сторонами в отношении формирующегося ЕАЭС. Речь идет о противоречиях относительно сохранения тарифных и нетарифных ограничений на поставку российских товаров, включая нефтепродукты, в Белоруссию. Данный аспект стал "камнем преткновения" на переговорах Президентов стран ТС, посвященных созданию ЕАЭС, которые прошли в Москве 30 апреля 2014 г. В рамках ЕАЭС все вышеуказанные ограничения должны быть сняты, но по оценкам российских правительственных экспертов, это приведет к значительным финансовым потерям для России. В этой связи данный вопрос стал важным элементом переговорной повестки в ходе визита А. Лукашенко в Москву. Срочность данного визита, по всей видимости, определяются временными параметрами: данные противоречия необходимо урегулировать до момента подписания договора о создании ЕАЭС, которое должно состояться 29 мая 2014 г.

В результате состоявшихся российско-белорусских переговоров удалось снять значительную часть вышеуказанных противоречий. По словам А. Лукашенко, была достигнута договоренность "о постепенном снижении таможенных пошлин" на нефтепродукты для Минска, что позволит получить Белоруссии в 2015 г. "приблизительно 1,5 млрд долл.". Окончательно данный вопрос будет урегулирован в 2016 г. Кроме этого, в мае 2014 г. Россия предоставит Белоруссии кредит "на 2 млрд долл.", - подчеркнул Президент Белоруссии.

Другим элементом двусторонней экономической переговорной повестки стала договоренность о поставках на российский рынок легковых автомобилей совместного белорусско-китайского предприятия. По оценке А. Лукашенко объем поставок подобной продукции составит "25-30 тыс. автомобилей", хотя в перспективе планируется увеличение объемов данного производства.
Вышеуказанные договоренности позволили снять значительную часть противоречий, вследствие которых Белоруссия могла заблокировать подписание договора о создании ЕАЭС. Остающиеся спорные вопросы, по словам белорусского лидера, "были вынесены за скобки" переговоров, и будут решаться "на двусторонней основе".

Важным вопросом визита А. Лукашенко в Москву стало обсуждение и согласование позиций двух стран в контексте украинского кризиса. В данном аспекте основным фактором переговорной повестки выступил многосторонний формат: 8 мая 2014 г. в Москве состоялось неформальное заседание глав-государств ОДКБ. Символическую значимость этому событию придало то, что оно состоялось накануне Дня Победы, а также проходило в Национальном центре управления обороной России, в котором была продемонстрирована плановая тренировка по управлению Вооруженными силами РФ. Данное событие, включавшее отработку вопросов применения воинских частей ракетных войск и артиллерии, авиации, флота и ПВО по уничтожению наземных группировок и отражению массированного ракетно-авиационного удара противника, нанесению ответного массированного ракетного ядерного удара силами ядерного сдерживания было призвано подчеркнуть военную мощь России, ее способность противодействовать актуальным вызовам и угрозам в сфере безопасности.

Основным лейтмотивом обсуждения лидеров стран ОДКБ стало согласование позиций и обмен мнениями по актуальным вопросам международной повестки, и в первую очередь, по украинской и по афганской проблематике. Касаясь ситуации на Украине, участники встречи подтвердили необходимость "деэскалации напряженности", путем "налаживания диалога", "недопущения вооруженной конфронтации и силового противостояния". Необходимо отметить, что прошедшее мероприятие имело консультативный характер - по его итогам не принимались и не подписывались формально утвержденные документы и соглашения.

Можно констатировать, что в условиях обострения международной обстановки российское политическое руководство пытается активизировать деятельность интеграционных объединений на постсоветском пространстве, усилить внешнеполитическую координацию РФ с ее ближайшими союзниками, синхронизировать совместную деятельность по противодействию актуальным международным угрозам и вызовам. Важной особенностью прошедшего мероприятия стало то, что оно носило внеплановый, экстренный характер, что может означать наличие скрытой переговорной повестки. По мнению некоторых экспертов, речь может идти об использовании потенциала ОДКБ в проведении миротворческой операции на Украине. Судя по всему, пока ни к каким конкретным договоренностям лидеры стран ОДКБ не пришли, но данная опция может сохраняться как один из возможных сценариев в случае дальнейшего нарастания конфликтогенности на Украине.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован