Эксклюзив
01 октября 2013
3709

Вячеслав Лапидус: Саммит ЕЭС в контексте интеграционных процессов

25 сентября 2013 г. в Астане прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета. В мероприятии приняли участие главы правительств России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Украины. Участники встречи рассмотрели широкий круг вопросов дальнейшего углубления евразийской экономической интеграции, а также реализацию договоренностей, достигнутых в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета, прошедшего в Астане в мае 2013 года, касающихся таможенно-тарифного регулирования и экспортного контроля.

По результатам заседания были подписаны решения по вопросам гражданских пассажирских самолетов и зерноуборочных комбайнов и их модулей, ввозимых на единую таможенную территорию ТС. Это позволит государствам-участникам ТС активно развивать такие секторы экономики как промышленный, сельскохозяйственный, воздушно-транспортный. Кроме того, главами Правительств ТС были одобрены итоги применения в 2011 и 2012 годах механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.

Необходимо подчеркнуть, что координация интеграционных процессов в рамках ТС и ЕЭП происходит в рамках Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) - наднационального органа, обеспечивающего выстраивание взаимодействия с национальными органами власти в процессе выработки и принятия решений. Вышеуказанная комиссия не подчинена правительствам стран-участниц ТС, а ее решения обязательны для исполнения на их территории.

Одним из проблемных моментов заседания стал вопрос российских поставок нефти партнерам по Таможенному Союзу. В конце 2013 г. истекает срок соглашений между Россией, Белоруссией и Казахстаном о компенсации России в части беспошлинных поставок нефти в данные страны. Россия заинтересована в получении адекватной компенсации в результате реэкспорта российской нефти и значительных потерь российского бюджета. Данная тема особенно актуальна в отношениях с Казахстаном, с которым ведется активный переговорный процесс, направленный на установление взаимного обмена в вопросе поставок нефтепродуктов.

Другим проблемным моментом саммита стал вопрос полноценного участия Украины в деятельности Таможенного Союза. По словам Председателя Правительства России Д. Медведева в случае подписания Украиной договора об ассоциированном членстве в ЕС, для нее будет закрыта возможность "полноценного участия в Таможенном союзе". В результате Украина сможет принимать участие лишь в сферах сотрудничества ТС, не противоречащих их договорённостям с ЕС. В этом случае уровень взаимного торгового оборота будет снижаться, а Россия будет вынуждена принять защитные меры против импорта украинских товаров.

Важной инициативой прозвучавшей на заседании, стало предложение Киргизии по созданию специального фонда развития странам, экономика которых "меньше экономики стран ТС". О намерении Киргизии присоединиться к Таможенному союзу было объявлено в октябре 2011 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге. Необходимо подчеркнуть, что процесс присоединения Киргизии к вышеуказанному интеграционному объединению регулируется "Дорожной картой", принятие которой планируется на конец 2013 г.

Прошедшее заседание вновь обозначило основные подходы участников к развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Россия рассматривает ТС и ЕЭП как инструмент формирования экономического союза, как важный компонент реализации своих экономических и геополитических интересов в СНГ. Государства-участники СНГ видят интеграционный процесс не столько с позиций партнеров России по реализации проекта Евразийского Союза, сколько с точки зрения бенефициаров.

В этом контексте страны-участницы ТС заинтересованы в открытии российского рынка для их продукции, в доступе к льготному кредитованию, к получению российских энергоносителей по сниженным ценам. Однако они не готовы нести соответствующие издержки. Это приводит к ситуации геополитической неопределенности на пространстве СНГ, когда постсоветские государства пытаются участвовать в разновекторных интеграционных проектах.
В этой связи актуальным становится вопрос повышения привлекательности Евразийского Союза, формирование системы бонусов, направленных на привлечение новых участников в состав ТС и ЕЭП, лишение экономических преференций государств, не принимающих участие в деятельности вышеуказанных интеграционных объединений. Со своей стороны, государствам СНГ следует более четко обозначить свою идентичность и формализовать свое участие в конкретных интеграционных проектах, исключая участие в противоречащих друг другу векторах интеграционного притяжения.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован