Эксклюзив
12 сентября 2014
4204

Вячеслав Лапидус: Выстраивание эффективной системы управления в военно-технической сфере является необходимым инструментом усиления военного могущества нашего Отечества

8 сентября 2014 г. Президентом России В. Путиным были подписаны указы, касающиеся упразднения некоторых ведомств в структуре Правительства РФ. Речь идет о ликвидации Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставки), Федеральной службы по оборонному заказу (Рособоронзаказа), а также Министерства регионального развития Российской Федерации. Согласно официальной информации пресс-службы Президента России, данные шаги рассматриваются в контексте "оптимизации структуры Правительства", необходимости повышения эффективности государственного управления.
Важно отметить, что упразднение Министерства регионального развития лежит в русле проводимой в последнее время политики, направленной на формирование территориальных управленческих структур. Речь идет о формировании Министерства по развитию Дальнего Востока, Министерства по развитию Северного Кавказа, Министерства по делам Крыма, а также различных правительственных комиссий, в частности "Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя", выступающими инструментами по управлению, финансовому обеспечению, координации и контролю за деятельностью федеральных структур по данным направлениям. В этой связи можно констатировать заметное сокращение полномочий Минрегиона, многие из которых были переданы соответствующим заинтересованным ведомствам. С этой точки зрения, окончательная ликвидация вышеуказанного Министерства является логическим завершением происходящих процессов, означающих концентрацию управленческих и финансовых ресурсов по наиболее проблемным региональным направлениям, в рамках действующих территориальных федеральных структур.
Следует определить основных бенефициаров произошедших межведомственных изменений. Внимательный анализ правительственных структур, которым передаются функции упраздняемых ведомств, показывает наличие двух основных групп. Во-первых, это целый ряд силовых ведомств, которым передаются полномочия Рособоронпоставки и Рособоронзаказа: МО, МВД, СВР, МЧС, ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН. Во-вторых, это гражданские министерства, которым отходят функции Министерства регионального развития: Минэкономразвития, Минфин, Минкультуры, Минстрой, Минюст.
Не до конца проясненным остается вопрос реализации контрольных функций в оборонной и военно-технической областях - согласно заявлению Председателя Правительства РФ Д. Медведева, они будут исполняться "Министерством промышленности и торговли, Федеральной антимонопольной службой", а также "Счетной палатой". Однако в тексте Указа Президента РФ подобная детализация отсутствует, и скорее всего, будет отражена в подзаконных актах Правительства, принятых позднее, с целью реализации соответствующих Указов Президента. Необходимо подчеркнуть, что в условиях выделения значительных средств, направляемых на реализацию государственного оборонного заказа, а также в силу общей непрозрачности российского военного бюджета, ключевой задачей здесь становится выстраивание системы надежного и эффективного контроля с целью недопущения ненадлежащих растрат, недопоставок современной военной техники в российскую армию и ослабления обороноспособности России.
Интересным аспектом, проходящих структурных изменений в Правительстве РФ является тот факт, что они являются отражением внутриведомственной конкуренции в вопросах реализации соответствующих компетенций. Очевидным итогом произошедших изменений становится существенное усиление позиций министерства обороны - именно ему перейдет основная часть полномочий в сфере оборонного заказа и военных поставок. Это, по замыслам инициаторов изменений, позволит избежать дублирования управленческих функций и сконцентрировать данную деятельность в рамках военного ведомства. Вместе с тем подобный параллелизм продолжает сохраняться, поскольку значительная доля координационных полномочий в вышеуказанной сфере концентрируется в рамках Военно-промышленной комиссии, статус которой на этой неделе был значительно повышен: 10 сентября 2014 г. Указом В. Путина она была напрямую переподчинена Президенту РФ. Все это означает, что происходит процесс централизации управления в сфере гособоронзаказа, путем усиления государственного влияния в системе ВПК, создания вертикально-ориентированной структуры, установления более четкой системы исполнения и ответственности в вопросах реализации государственной политики в данной области. В этой связи очевидным становится необходимость координации усилий всех заинтересованных ведомств с целью создания надежной системы управления в военно-технической сфере, выстраивания эффективных логистических цепей для оснащения российской армии новейшим вооружением и укрепления военного могущества нашей Родины.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован