Предстоящая война - не наша война. Нет ничего, что мы могли бы от нее выиграть, речь должна идти, прежде всего, о минимизации ущерба. Что России для этого надо делать? Я надеюсь, что решение - наложить вето на следующую американскую резолюцию Совбеза - еще не принято. Если же принято - оно ошибочно. Война начнется, как бы ни проголосовал Совбез, начнется в течение ближайших дней. Продлится война от 2 недель до 2 месяцев, как считают все военные эксперты, после чего режима Саддама просто не будет. Надо задать вопрос - чего мы добиваемся, вступая в прямой конфликт с Соединенными Штатами Америки.
Кто-то увидел предпосылки создания долгожданной антиамериканской оси, о которой так долго мечтали. Но правда заключается в том, что в этой оси нет ни одной антиамериканской силы, включая Россию, не говоря уже о Германии, Франции или Китае, которые не будут играть в антиамериканские игры, особенно Китай, кстати. Может быть, мы решаем свои проблемы с Европейским Союзом? Но какие проблемы мы решили после того, как создалась наша новая ось? Разве мы решили проблему Калининграда, или перестал продвигаться на восток Шенгенский занавес, или, может, мы разрешили противоречия с ЕС по Всемирной Торговой организации? Нет. Единственное, что произошло за последние недели, - это внесение в юридические комитет ПАСЕ немецкими социал-демократами, представляющими правящую партию, предложения о создании трибуна по военным преступлениям в Чечне, куда собираются приглашать президента Путина. Поэтому надежда на то, что европейская ось заработает, на мой взгляд, довольно наивна.
Может быть, мы спасаем Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в качестве главного инструмента обеспечения мира во всем мире? Возникает вопрос - с чего это вдруг мы начали сейчас так активно его спасать? Особенно умиляет позиция компартии, которая вдруг решила спасать ООН, хотя Советский Союз под руководством Коммунистической партии неоднократно применял военную силу за пределами страны, в том числе в Афганистане, в Чехословакии, в Венгрии, и никому даже в голову не приходило обратиться за санкцией к Совету Безопасности ООН. Вообще, Совбез лишь трижды давал санкции на применение силы, и давал их американцам - на войну в Корее, на операцию "Буря в пустыне" и на военные действия в Афганистане.
Угрожая вето в нынешней ситуации, когда мы сами заставили американцев пройти все круги ада в Совбезе, мы не скоро дождемся обсуждения какой-нибудь следующей серьезной международной проблемы в рамках Совета Безопасности. Единственное логичное объяснение стремлению наложить вето лежит в рамках внутренней политики. Да, у нас 9% населения мусульмане, да, у нас электорат против войны: 2% поддерживают, 87% - против, что абсолютно правильно. И в год выборов такие аргументы принимаются. Но я бы не стал преувеличивать даже этот фактор, потому что российское общественное сознание склонно забывать о событиях через две недели после того, как они завершаются. К майским праздникам война в Ираке закончится и перестанет быть фактором российского общественного мнения, а к выборам он уже будет не более значим, чем война в Югославии.
Что мы теряем, вставая в жестокую оппозицию? Прежде всего, в тот момент, когда нажимается кнопка "вето", мы обнуляем наши переговорные позиции по Ираку. Мы перестаем быть игроком в постсаддамовском Ираке, мы теряем все контракты, которые у нас там есть, мы теряем возможность доступа к иракской нефти. Кроме этого, американцы выдвигают еще целый список "приятностей", которые нас ждут: отсутствие финансирования нашего космического агентства, потеря квоты металлургами - а ведь мы добились там большей квоты, чем европейцы. Мы снова получим по полной программе за Чечню, и американцы присоединятся к требованиям прогрессивных социал-демократов Германии по созданию трибунала о военных преступлениях. И плюс мы получим ситуацию, при которой Совет Безопасности, как я уже сказал, не скоро в следующий раз станет форумом для обсуждения серьезных вопросов. На мой взгляд, расходовать весь свой политический капитал для спасения весьма неприятного режима, которого до майских праздников уже не будет, по меньшей мере, недальновидно. Спасибо.
заседание Круглого Стола "Иракский вызов и внешняя политика России: приоритеты, опасности, союзы"
12.03.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=114