Президент фонда `Политика` Вячеслав Никонов в интервью международному обозревателю Страны.Ru Виктору Соколову заявил, что Саакашвили не удастся уговорить Запад надавить на Россию в ситуации с Южной Осетией, хотя западные страны ему и симпатизируют. Политолог считает, что для Тбилиси сейчас вернуть Южную Осетию все равно, что Белграду вернуть Косово.
- Вячеслав Алексеевич, в Лондоне Михаил Саакашвили попросил оказать давление на Россию в связи с ситуацией в Южной Осетии, которая, по мнению грузинской стороны, все более обостряется по вине Москвы. К чему стремится Саакашвили? И что нужно ждать от России?
- Саакашвили хочет полного подчинения Южной Осетии власти Тбилиси, что в переводе на язык реальной политики означает `перевоевать` войну с Южной Осетией, потому что само осетинское население как-то не стремится вернуться в лоно Грузии. Это как если бы сейчас Белград постарался опять вернуть Косово.
- То есть - война в любом случае?
- Поскольку одна из сторон не видит возможности, по крайней мере, на сегодняшний день жить в составе Грузии, то у другой стороны есть возможность заставить ее это сделать только с помощью силы. То есть это сценарий перевоевывания войны. Перевоевать эту войну, я думаю, грузинскому президенту никто не даст - ни Россия, ни Запад. И это понятно, потому что у России там миротворцы, суть деятельности которых заключается в том, чтобы не дать повториться той резне, которая была 10 лет назад.
- А чем отличаются позиция России и Запада, если цель одна - не дать перевоевать войну?
- Западу как-то ни жарко, ни холодно от этой ситуации. Западные страны, безусловно, симпатизируют Саакашвили как стопроцентно прозападному человеку и мало думают о том, к чему это может привести. Война в Южной Осетии для них это не столь уж важное событие. Для России совершенно другая ситуация, потому что там живут российские граждане и нужно предотвратить возможную войну Тбилиси против российских граждан. Естественно, защищать их жизни Россия обязана.
- Вы говорите, не дадут взять Южную Осетию силой. Но Саакашвили может сделать, как в Аджарии, скажем, запустить туда так называемую оппозицию, поддерживать ее и, в конце концов, призвать к свержению Эдуарда Кокойты. Нет?
- Ну, если возможен такой сценарий, пусть он его попробует. Он этого пока не пробует, пока речь идет о силовом давлении, и силовом шантаже. Насколько я понимаю, в Осетии серьезной внутренней оппозиции, которая была бы в силах выступить в поддержку Тбилиси в данный момент нет.
- А вы считаете, что Запад все-таки Саакашвили не поддержит, не будет давить на Россию?
- Ну, а как можно на Россию давить? Это довольно странно. Вообще, Саакашвили мне все больше напоминает Фиделя Кастро - человека, который хочет укреплять свои позиции, пытаясь при этом ссорить великие державы. Кастро апеллировал к Москве: надавите на Вашингтон, чтобы я мог решать свои проблемы, а Саакашвили наоборот. Это позиция понятная, но я думаю, что сейчас уже вряд ли кто в мире готов поддерживать революционную политику.
- Скажите, а вот у рамочного договора, который Россия и Грузия пытаются сейчас довести до ума, есть перспектива?
- Не знаю. Рамочные договоры с революционерами вообще редко бывают успешными. Как правило, революционеры недоговороспособны.
- То есть вы считаете, что московско-тбилисские отношения все-таки ухудшатся?
- Безусловно. Вариантов нет, я думаю.
- А Абхазия? Саакашвили не пойдет в Абхазию или все-таки попытается?
- Ему надо будет решать и абхазскую проблему. Он же, как велосипедист, сейчас - не может остановиться. Он поднял планку именно на волне ультранационализма в свое время, его популярность именно на этом держится. Ультранационализм предполагает решение проблемы территориальной целостности так, как он ее понимает, поэтому конечно, он неизбежно будет и на Абхазию тоже давить.
- И последний вопрос. Если у Саакашвили возвращение земель мирным путем не получится, и ему не дадут это сделать вооруженным путем, то его шансы внутри Грузии упадут? Оппозиция может там взять верх, и он закончит свое президентство?
- Мне очень сложно сказать, как в Грузии будет развиваться ситуация. Я просто хочу напомнить, что и Гамсахурдия, и Шеварднадзе приходили к власти на волне всеобщей народной любви, которая потом куда-то исчезала. Думаю, так будет и здесь, особенно, если будет война.
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/