10 июля 2003
1365

Вячеслав Никонов:``Северная` или `южная` модель развития?`

Я пойду по самому незамысловатому пути и просто отвечу на вопросы. Страна не защищена от войн за передел собственности, эти войны будут как широкомасштабными и охватывающими все ключевые отрасли экономики страны, так и локальными. Единственное, чего не может быть, - это отсутствие войн. И прежде всего потому, что в стране по большому счету не зафиксирована собственность. Безусловно, нужна специальная государственная правительственная программа по фиксации собственности. Если она не зафиксирована, возможность развития страны по нормальному сценарию вообще отсутствует.

Что касается второго вопроса, то я немножко возражаю против терминологии. Как консерватор и тетчерист, я не делю мир на либеральный и антилиберальный: он, на мой взгляд чуть-чуть более сложный, но для простоты картины я бы прибег к другой терминологии: север и юг. Северная модель развития, которую можно назвать европейской, западной, основана на индивидуальной инициативе, государственной собственности, глобальных инвестициях, господстве права. По этому пути уже идет большая часть человечества, поскольку на этот пусть вступил Китай, Индия, и по этому пути идут все успешные страны мира. И есть южная модель развития, где все основано на государственной и силовой инициативе, господствует воля отдельных лиц и развитие осуществляется на внутренних ресурсах. На севере такие страны остались - это, пожалуй, Белоруссия и Туркмения. По этому пути развивается арабский мир и большинство африканских государств.

Поэтому вопрос, который перед нами поставлен, можно переформулировать так: насколько сильны идеи "южной" модели развития. На мой взгляд, они очень сильны в нашей стране, они, безусловно, преобладают в общественном мнении, они преобладают в традиционной академической среде, они преобладают в силовых структурах и как никогда актуально по-прежнему звучат слова Пушкина, который говорил, что в России правительство - это единственный европеец. Во всяком случае, не менее актуально, чем в начале 19 века. Когда часть Правительства становится сторонником южной модели, то шансы на развитие России оказываются минимальными. Удвоение ВВП маловероятно. Декапитализация экономики может обрести стремительный и необратимый характер, хотя для нашей экономики даже удвоение - не панацея, потому что в этом случае мы сможет по валу обойти только Тайвань, но никак не более развитые страны мира. В тоже время позиция элитной группы населения не имеет большого значения в стране с царистскими политическими традициями, и если у верховной власти будет желание стать севером, то, в принципе, это достижимо.

Что касается того, будут ли на действия власти влиять какие-то экономические ограничители - соображения экономического роста, модернизация - тут все зависит от того, что мы определяем как ближайшее будущее. Если мы видим под ближайшим будущим недели и месяцы, то мне кажется, нет. Если мы под ближайшим будущим видим годы, то, скорей всего, да. Не может не зависеть политика власти от экономических ограничителей, если, конечно, мы действительно не идем к белорусской или туркменской модели. Спасибо.




заседание Круглого Стола "Политико-силовые инструменты в большой экономике России: контексты и последствия"
10.07.2003
http://open-forum.ru/members.php?member_id=114
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован