Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика"
Наконец-то разгадана самая большая тайна российской политики последних лет: названо имя наиболее вероятного будущего президента страны. Это - Дмитрий Медведев.
Казалось бы, Путин изменил своему фирменному стилю, ведь все его предыдущие кадровые решения были совсем непредсказуемыми. На сей раз прозвучала фамилия человека, которого еще год назад все комментаторы прочили в преемники. Все так. Но вот только с весны прошлого года в этом качестве куда чаще называли Сергея Иванова, а с осени - Виктора Зубкова. Поэтому элемент неожиданности все-таки присутствует. Сейчас, ретроспективно, становится очевидно, что год назад Путин сознательно отвел Медведева на второй план, чтобы не делать его слишком рано мишенью для политических противников. Ведь за год заклятые враги и друзья способны сгрызть любого претендента на Олимп. А так имя Медведева было надежно замаскировано в списке других потенциальных преемников.
Логика выбора Путина достаточно понятна. Дмитрий Медведев опытен, умен, лоялен и молод. Он доказывал свою способность решать крупные общефедеральные задачи как на посту руководителя администрации президента, так и будучи куратором национальных проектов в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, сельского хозяйства, демографии. Медведев быстро рос как политик, он может схватывать и решать проблемы на лету (готов об этом свидетельствовать из некоторого опыта личного общения). А молодость - 42 года - делает его долговременной фигурой, способной обеспечивать и преемственность, и ротацию власти в обозримой перспективе. У Медведева длительная история самого тесного взаимодействия с Путиным, который, без сомнения, останется одним из ведущих игроков в российской политике при следующем главе государства (судя по последним заявлениям Медведева - в качестве премьера).
Дмитрий Анатольевич избираем. У него и до этого был один из самых высоких рейтингов в стране, а с позавчерашнего дня он уже начал неуклонный подъем, который обеспечит и всплеск всеобщего внимания, и повышенный интерес со стороны СМИ. Оппозиции будет сложно что-то противопоставить, у Медведева почти нет негатива в общественном восприятии. Невозможно ожидать, чтобы на его пути встали какие-то влиятельные политические силы. Для внутри - и околокремлевских группировок поздно что-то предпринимать против человека, выдвигаемого только что победившей на выборах партией большинства и поддерживаемого сверхпопулярным Президентом. Региональные власти с Медведевым в последнее время активно взаимодействовали по нацпроектам и оснований для недовольства его кандидатурой не имеют. А деловое сообщество так просто радо его выдвижению: фондовый рынок моментально пробил исторический максимум. Удивлюсь, если уже в первом туре - 2 марта следующего года - он наберет меньше голосов, чем получила "Единая Россия" на недавних выборах в Думу.
Предыдущий опыт Медведева способен подсказать многое и в отношении содержания его избирательной кампании, и в отношении будущей политики на президентском посту. Полагаю, в ходе кампании он не станет отказываться от дальнейшей демонстрации достижений в социальной области, агрегированным показателем которых стало улучшение - впервые за 40 лет - демографических индикаторов. Медведев как профессиональный юрист силен в государственно-правовых вопросах и постарается использовать это свое преимущество. Для успеха на выборах ему также придется усилить внимание к таким аспектам своей программы, как внешняя политика, оборонный комплекс, силовые структуры, где он специалистом не считается (хотя как член Совета безопасности Российской Федерации им является).
От президентства Медведева я не ждал бы каких-то резких изменений курса. Он человек команды и будет сохранять преемственность. Ему нет никакого резона отказываться от "Плана Путина" ни во время избирательной кампании, ни после. Люди ждут продолжения политики действующего Президента, которая приносит результат. Полагаю, в ближайшие годы российская система власти будет более институционализированной, в ней окажется больше реальных центров влияния, создающих систему сдержек и противовесов. Мощным центром силы становится правительство, которое может возглавить Владимир Путин. А результат прошедших парламентских выборов явно укрепил "Единую Россию" и ее думскую фракцию, что создает условия для роста влияния законодательной ветви власти.
Выдвижение Медведева ставит в очень интересное положение западных политиков и средства массовой информации. На протяжении последних месяцев (если не лет) они все более темными красками рисовали картину России как все более кровавой диктатуры, находящейся под растущим контролем зловещего КГБ и проводящей все более коварную антизападную политику. И вдруг - Медведев - с его репутацией либерала, никак не связанный со спецслужбами и в антизападных настроениях не замеченный. Ломается цельная картина мира (которая, правда, всегда больше напоминала Зазеркалье, чем российскую реальность). Наверное, теперь придется говорить, что Медведев - это понарошку, для прикрытия диктатуры и прочих ужасов, иначе концы с концами не сойдутся. Или же согласиться, что все их нынешние представления о России ложны. Но в столь самокритичную позицию зарубежных коллег не верю.
В понедельник съезд "Единой России" официально выдвинет Дмитрия Медведева кандидатом на пост президента. Полагаю, после этого его невозможно будет остановить, как бы того ни хотели заклятые враги или друзья.
"Известия"