Принято считать, что системообразующая отрасль нашего региона - нефтяная. Но не менее важен для югорской экономики и строительный сектор. За последние пять лет он окреп и уже начал прочно вставать на ноги, наращивая производственные мощности и объемы строительства, в первую очередь, жилья. Однако мировой финансовый кризис, похоже, в скором времени внесет свои негативные коррективы в стабильное развитие отрасли.
О ситуации в строительной сфере региона в новых экономических условиях, о поддержке отрасли и о том, как реализуется межрегиональная программа "Сотрудничество", наш разговор с председателем Западно-Сибирской ассоциации строителей, депутатом Тюменской областной Думы Вячеславом Танкеевым.
-Недавно состоялась ваша встреча с губернатором Югры Александром Филипенко. Какие вопросы обсуждали?
- Мы обсуждали текущее положение дел в строительном комплексе округа, и в частности Нижневартовска. Сегодня около 80% жилья, которое строится в нашем городе, возводится за счет средств населения. Еще 20% - за счет средств муниципалитета, это так называемое социальное жилье.
В строительстве жилья по любой из этих схем активно задействовано сразу несколько сторон: это и население, дольщики, и строители, и банки, и ипотечные агентства, и муниципалитет, и подрядные организации... У каждого участника своя функция, свои задачи, свои интересы.
Долевое строительство и до кризиса имело достаточно "узких мест": в системе ипотечного кредитования, к примеру, или в механизмах снижения стоимости жилья...
Сегодня же, когда мировой финансовый кризис серьезно вмешался в нашу жизнь, ситуация в строительной отрасли еще больше нуждается в регулировании, с тем чтобы цели участников строительства не пришли в противоречие друг с другом, а интересы одних не нарушались бы в угоду другим. Как прийти к продуктивному компромиссу? Каковы перспективы дальнейших отношений строителей с бюджетом, с банками, с ипотечным агентством? Как не снизить объемы строительства? Как сохранить трудовые коллективы? Вот тот перечень вопросов, которые мы обсуждали с губернатором.
- И как бы вы охарактеризовали ситуацию на рынке жилья сегодня?
- Строительный сектор одним из первых ощутил на себе последствия мирового финансового кризиса. Рынок жилья замер, активных продаж нет. Если проанализировать этот год в сравнении с прошлым, можно сказать, что объемы продаж упали в четыре раза.
Многие напуганы предстоящими последствиями кризиса и не рискуют вкладывать средства в недвижимость; кто-то и рад бы, но из-за ужесточившейся политики банков не может оформить ипотечный кредит; кто-то ждет снижения цен на жилье.
Но ведь спрос на квартиры не упал, он сохранился. Потребность людей в жилье никуда не делась.
- И вы будете продолжать строить?
- Я уверен, мы будем строить. Это единственно верный путь к выходу из кризиса. Если начнем замораживать стройки, получим еще большее обострение ситуации и внутри строительной отрасли, и на рынке жилья.
Сохранить темпы строительства на сегодняшнем уровне будет легче, если продолжат работать ипотечные программы и если у строителей будет возможность брать банковские кредиты на реальных условиях.
Пока же этому мешают высокие процентные ставки и осторожность, не хочу говорить "недоверие", людей.
Банковская процентная ставка не должна быть слишком высокой, потому что в конечном итоге это отразится на цене готовой продукции - квадратного метра и на кошельке покупателя.
Не так все просто и с доверием дольщико: и тех, кто уже вложил свои средства в новые объекты, и потенциальных покупателей. Понять людей можно: никто не хочет терять свои деньги. Любая нестабильная экономическая ситуация заставляет в первую очередь думать о насущном, а не о вложениях в будущее.
- На всех уровнях власти разрабатываются антикризисные программы, помощь обещают, в том числе и строителям. Какие меры необходимы для поддержки отрасли?
- Строительный комплекс - эта отрасль, которая является по сути локомотивом всей реальной экономики, потому что уровень и темпы его развития определяют состояние целого ряда других отраслей: добывающей (мы потребляем энергоносители, песок, щебень); производства материалов (цемент, металл, стекло, полимеры); машиностроения (строительные механизмы и техника); приборо- и станкостроения. То же образование, если хотите. Поэтому сохранить тот подъем, который строители набрали в последние годы - дело государственной важности. И я очень рад, что это не надо доказывать руководству нашего города, округа и государства. Еще в сентябре на уровне правительства округа и на уровне Союза строителей Югры вопрос сохранения строительного комплекса Югры прозвучал как одна из первоочередных задач.
Сегодня принимается ряд мер, направленных на поддержку строительных компаний. Это и приобретение нереализованного жилья; и выделение денег для поддержания банковского сектора - и в том числе ипотечных программ; отсрочка выплат кредитов для тех, кто потерял работу; возможность использования материнского капитала; система жилищных займов... В последние дни озвучиваются планы о прямых бюджетных инвестициях в реальный сектор экономики.
Все эти решения направлены на то, чтобы у людей была возможность выплачивать ранее взятые кредиты и брать новые для приобретения жилья. Региональные власти также имеют рычаги воздействия на строительный сектор экономики - через бюджетные заказы, через региональные банки, наконец, собственными средствами участвуя в выкупе квартир у застройщиков.
Я разделяю уверенность губернатора Югры и главы Нижневартовска в том, что ситуация в стране и в округе будет стабильной. Главным приоритетом деятельности власти были и остаются интересы людей. А значит, для паники оснований нет.
- Уверенность в стабильности Александр Филипенко высказывал неоднократно, в том числе в своем послании Думе и жителям Югры. Но губернатор обратил внимание и на то, что в ближайшем будущем нам надо отказаться от новых расходных обязательств...
- Все, что запланировано, будет выполнено, другое дело - когда. Например, было намерение расширять железную дорогу до Сургута, построить дополнительные пути. Теперь, видимо, с этим придется подождать. Строительство еще одного моста через Обь тоже придется отложить. Но это проекты перспективные. Отсрочка их реализации вряд ли вызовет социальную напряженность. А вот детские сады строиться будут. И школы в новых микрорайонах, и больницы, и социальное жилье. В этом году в Нижневартовске построено больше 120 тысяч квадратных метров жилья. И в следующем сдадим не меньше - есть хороший задел.
Самое главное для себя я услышал в послании губернатора - никто не собирается сидеть сложа руки и ждать, когда все рассосется само собой. Власть работает, ищет все возможности защитить и население, и экономику Югры от возможных негативных последствий кризиса.
- А теперь, если не возражаете, несколько вопросов вам не как к строителю, а как к депутату Тюменской областной Думы.
Областной бюджет, так же, как и окружной, принят на ближайшую трехлетку. Планируется, что в 2011-м он будет бездефицитным. Это за счет того, что расходы станут скромнее или областная казна получит через два года дополнительные доходы?
- И расходы будут оптимизированы, и доходы новые появятся. Сейчас на юге Тюменской области строится несколько серьезных производств - нефтеперерабатывающий завод, металлургическое предприятие, идет расширение Тобольского нефтехимического завода, серьезные деньги вкладываются в агропромышленный комплекс. В этом году Тюмень собрала более миллиона тонн зерна - деревни тоже приносят реальный доход в областную казну. За счет увеличения добычи нефти на территории юга Тюменской области также прогнозируются дополнительные поступления в бюджет. Сейчас там добывается около 2,5 млн тонн нефти в год, к 2011 году этот показатель ожидается на уровне 3,5 - 3,7 млн тонн.
- Какие проекты сегодня реализуются за счет средств межрегиональной программы "Сотрудничество"? Что она дает нашему округу?
- С этого года губернаторы решили изменить концепцию расходования денег по этой программе. Раньше средства распределяли между муниципалитетами. И в свое время в Нижневартовске за счет программы "Сотрудничество" построили два общежития для студентов, дорожную развязку по дороге на Излучинск. Сейчас деньги будут вкладываться в крупные проекты. Речь идет в первую очередь о строительстве региональных дорог, которые нужны для всей большой Тюменской области, о поддержке речного флота, об авиаперевозках и социальных программах, направленных на поддержку пенсионеров. То есть вложения будут направляться на общие для всех трех субъектов отрасли и проблемы в этих отраслях.
На 2008 год планировалось израсходовать в общем на три региона 41 млрд рублей, но, скорее всего, будет освоено больше. Сейчас на средства программы строится рыборазводной завод и ледовый дворец в Ханты-Мансийске.
- Уточните, какие именно дороги строятся за счет средств программы "Сотрудничество"?
- Продолжается строительство автодороги на Ямал, трасса Сургут - Салехард пройдет через Надым и Новый Уренгой. Идет строительство и реконструкция автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск, которая проходит через Урай, Междуреченский, Сургут и Тобольск, а также капитальный ремонт и реконструкция автодороги Сургут - Когалым, строительство транспортной развязки в двух уровнях на трассе Сургут - Нижневартовск.
- В Нижневартовске у вас работает депутатская приемная. С какими проблемами к вам приходят люди?
- С самыми разными. Большая часть обращений связана с жильем. Кому-то нужен просто житейский совет, кто-то жалуется на волокиту и бюрократизм чиновников. Немалую помощь в моей работе оказывает начальник юридического управления администрации города Геннадий Иванович Симанович. Он ведет прием нижневартовцев, которым требуется юридическая помощь.
Обращаются люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Как у депутата областной Думы, у меня есть свой денежный фонд, из которого и выплачиваются необходимые для решения проблемы суммы. Например, недавно было выделено 700 тысяч рублей на дорогостоящую операцию для ребенка. Большая часть денег в этом году направлена в городской Департамент жилищно-коммунального хозяйства - на приобретение детских аттракционов в парке Победы.
www.duma72.ru/Articles.aspx?id=1805