Предложение о переходе к прямым выборам членов Совета Федерации сейчас поддерживают практически все политические силы в России. Хотя первоначально оно находило понимание только в узком кругу экспертов и некоторой части политической оппозиции.
Затем его подхватил спикер СФ Сергей Миронов, и, наконец, последними одобрили эту инициативу "единороссы" на своем недавнем съезде.
Выдвигая это предложение, его авторы исходили из того, что после отмены выборов депутатов Госдумы по одномандатным округам и перехода к системе назначения глав субъектов Федерации возникла опасная тенденция сужения политической базы органов власти, уменьшения их зависимости от воли избирателей. К чему она может привести, нагляднее всего демонстрирует событие, 15-летие которого в эти дни мы отмечаем, - беловежские соглашения и последовавший распад Советского Союза.
Не секрет, что одной из основных причин разрушения СССР явилась недостаточная легитимность органов власти. Михаил Горбачев, опасаясь выйти на прямые президентские выборы, предпочел получить власть из рук депутатов Верховного Совета, что существенно снизило его политический вес в критический момент.
Кроме того, выборы в союзные органы власти прошли примерно на полтора года раньше, чем в республиканские, поэтому поддержка вторых со стороны граждан была значительно более серьезной, чем первых, которые уже устарели и не вполне отвечали настроениям и политическим предпочтениям избирателей. В конечном итоге именно это обстоятельство не позволило президенту СССР и союзным органам добиться сохранения государства. Конечно, беловежские соглашения можно рассматривать как переворот, но он в то время был поддержан большинством населения и создал легитимную базу для формирования новых постсоветских государств.
Почему же сегодня оппозиция решила поддержать переход к прямым выборам сенаторов? Все просто: им нужны новые площадки для борьбы за места в представительных органах государства, потому что сужение политической базы институтов власти ограничивает в первую очередь возможности оппозиции.
У главы Совета Федерации Сергея Миронова свои резоны продвигать эту идею: верхняя палата, где будут заседать избранные сенаторы, получит однозначно большее политическое влияние, нежели та, где сегодня собираются "назначенцы". К тому же очевидно, что нынешний СФ постепенно превращается в собрание лоббистов, и согласно всем законам развития общества коррупционная составляющая в нем будет неуклонно расти. А Миронову - лидеру "Справедливой России", строящему амбициозные планы на думскую кампанию-2007, не нужны никакие скандалы и разоблачения в его епархии - Совете Федерации.
"Единая Россия" последней поддержала предложение о выборности сенаторов - и это единственное, что лично меня не устраивает в позиции партии власти по данному вопросу. "Позднее зажигание" может аукнуться "ЕР" тем, что предложению Сергея Шойгу совместить выборы в СФ с региональными уже в марте будущего года банально не хватит времени (о чем, кстати, на днях заявил и глава Центризбиркома России Александр Вешняков).
А ведь "весенний" ускоренный вариант позволил бы "единороссам", как они считают, получить большинство не только в Госдуме, но и в Совете Федерации, попутно нанеся удар по "Справедливой России", которая вряд ли успела бы мобилизоваться к марту и оказать "ЕР" достойное сопротивление. Скорее всего, в течение ближайших месяцев в избирательное законодательство будут внесены необходимые поправки, и в декабре будущего года мы станем свидетелями единых парламентских выборов: депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.
Я убежден: если новый состав верхней палаты пройдет через электоральное сито, в стране появится больше политического плюрализма, станет меньше коррупции и заметно сузится пропасть между властью и народом.
http://www.oprf.ru/