15 октября 2007
3069

Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева на совещании в Оренбурге по вопросам кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

Оренбург

Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Добрый день, уважаемые коллеги! Мы сегодня поговорим о кадровом обеспечении в аграрно-промышленном комплексе, о связанных с этим проблемах. Мы собрались в Оренбургском государственном аграрном университете. И что хотел бы сказать вначале.

Конечно, что новые задачи, которые стоят перед системой сельхозобразования, вписаны в новые задачи образования в стране в целом. Они продиктованы теми требованиями, которые сегодня предъявляются агропромышленному комплексу. Вы знаете, что у нас довольно активно применяются и компьютерные технологии, и другие высокотехнологичные методы работы, используются биологически активные добавки, используются современные лекарственные средства для животных. В целом отрасль, конечно, очень быстро меняется. И те деньги, которые в нее пришли (долгожданные деньги), они, конечно, предъявляют и новые требования к образованию.

В целом за последние десять лет отрасль вышла из кризиса и выходит теперь на новый технологический уровень развития. С другой стороны, очевидно и то, что молодежь, которая учится в аграрных учреждениях, она тоже - другая. Она хочет получать современные знания - знания, не только основанные на учебниках, но и на использовании современной техники. Мы сегодня смотрели те возможности, которые есть. И в этом смысле мне кажется, что все выглядит очень достойно. Но такая ситуация - не везде. И самое главное - может быть, даже мы сейчас и подтянем за счет государственных субсидий, за счет помощи, которая идет по национальному проекту, аграрные учебные заведения до какого-то уровня. Нам же нельзя на этом останавливаться. Те технические средства, транспортные средства, технологические возможности, которые сегодня есть, они должны меняться, откровенно говоря, каждые пять лет. Иначе наше образование будет отставать от образования, существующего в других странах. А молодежь это очень чутко и тонко чувствует.

В настоящее время в России довольно солидная сеть сельскохозяйственных учебных учреждений, работает 1163 учреждения начального профессионального образования, и в прошлом году этими училищами и лицеями было выпущено (вдумайтесь, цифра какая!) 69 тыс. трактористов, мастеров по ремонту и техобслуживанию машинно-тракторного парка и других работников. Цифра немаленькая. Вопрос в том, кто из этих 69 тыс. остался на селе, а кто растворился в безбрежных просторах нашей страны и занимается другими вопросами.

Подготовку специалистов среднего звена осуществляют в районе 230 техникумов и колледжей сегодня, и в прошлом году выпуск их превысил 25 тыс. человек. Система высшего аграрного образования включает 59 вузов - тоже немало. Ежегодный выпуск только по очной системе обучения составляет более 30 тыс. человек. И нам с вами понятно, что вся эта система нуждается в серьезной модернизации, модернизации, исходя из тех соображений, о которых я только что сказал. Причем у нас образовался дефицит специалистов, несмотря на довольно значительный объем выпуска. Дефицит специалистов только с высшим аграрным образованием составляет в отрасли около 80 тыс. человек. Это дефицит, накопленный за последние годы. Ведь речь идет о таких ключевых позициях, как главные агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры и другие специальности.

Есть и проблемы с качеством образования - система не успевает реагировать на изменения спроса по различным специальностям. Это означает, что она недостаточно гибкая. Она не является мобильной. А мобильность сегодня - свойство любого образования. Фактически те же самые проблемы характерны сейчас для всей нашей ситуации в образовании, для всей ситуации с кадрами. И не так давно на эту тему Президент говорил, когда посещал Совет законодателей.

Учитывая специфику агропромышленного комплекса, выделю несколько моментов.

Во-первых, в АПК, как и в других секторах нашей жизни, необходимо создавать интегрированные образовательные центры. Что, собственно, сейчас и происходит. И те процессы, с которыми столкнулся Сергей Александрович [Соловьев, ректор Оренбургского государственного аграрного университета] и, как я понимаю, другие коллеги, связанные с необходимостью объединить среднее образование специальное и высшее образование для того, чтобы создать полноценный центр, они выходят на передний план. Эти проблемы есть, и мы их будем решать, в том числе и путем издания актов Правительства на эту тему.

Во-вторых, необходимо ориентироваться на более тесное взаимодействие научных и образовательных подразделений. С такой интеграцией науки и образования в агропромышленный сектор придут и новые технологии селекции, и технологии выведения высокопродуктивных пород скота - в общем, именно то, что нам нужно. Мы эту тему запустили за последние годы. Сейчас приняты экстренные меры. Вы знаете, по лизингу мы приобретаем определенное количество племенного скота. Но вообще, если рассуждать по-государственному, по-серьезному, нам нужно в ближайшей перспективе завершать вот такое массовое приобретение крупного рогатого скота за границей. Нам нужно заниматься своим племенным поголовьем. Восстанавливать то, что было в советский период (тоже было далеко не все идеально), и выходить на новые рубежи - естественно, соразмеряя наши действия с мировыми достижениями. Причем, естественно, мы должны это делать таким образом, чтобы поголовье это было приспособлено к нашим климатическим условиям, потому что здесь идеальной стыковки все равно нет между иностранным скотом и нашими жизненными условиями. Это - задача для будущего.

Отмечу также, что для аграрного образования также необходима тесная связь с производственной практикой. Такое взаимодействие с учебно-опытными хозяйствами, с учебными мастерскими, лабораториями, ветеринарными клиниками кое-где есть, но пока системы еще не возникло. Ситуация осложняется и общей неразберихой в финансово-хозяйственной деятельности вот таких учебных хозяйств, а также имеющейся у них исторически накопленной (во многих местах во всяком случае) задолженностью по уплате налогов. Здесь надо отделить зерна от плевел и начать работать по современным меркам. И, кроме того, нам нужно создать нормативную основу для нормальной работы учебно-производственных хозяйств. Здесь мы могли бы обсудить этот вопрос, и я рассчитываю, что присутствующие здесь коллеги внесут предложения по изменению нормативной базы, если это необходимо. А я думаю, что это необходимо.

Особое внимание следует уделить модернизации материальной базы учебно-производственных хозяйств, а также передовым технологиям: ресурсосберегающим, экологичным методам сельхозработы - в общем, всему, чем мы и должны заниматься. И, наконец, готовить молодежь к работе на современной технике. Мы сегодня на эту тему довольно активно рассуждали. Поговорили немножко и со студентами. Конечно, они видят разницу между имеющейся у нас техникой и современной иностранной техникой. Это задача в целом для экономики - выводить уровень нашего сельхозмашиностроения на принципиально другую основу. Но в то же время молодежь должна понимать, как работает современная техника. Ее нужно учить на современных образцах.

И технологическое перевооружение, и создание новых учебных программ (мы с вами понимаем) требует немалых средств. Здесь нужна инициатива самих учебных заведений, органов власти регионов, местной власти. Нужна заинтересованность аграрного бизнеса. Может быть, это не в меньшей степени, чем инициатива со стороны властей.

Вы знаете, в рамках реализации национального проекта в области образования государство оказало значительную поддержку образовательным учреждениям, которые внедряют инновационные программы, и высшим учебным заведениям, и средним, и начальным ученым профессиональным заведениям. В Оренбургской области есть тоже такой пример - это победитель конкурса по соответствующей номинации профессиональное училище No 2, которое разработало программу подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных сельхозпроизводств. Объем субсидий этому училищу из федерального бюджета составил в районе 20 млн руб. (как меня информировали), а софинансирование - в районе 20 млн руб. - обеспечил тоже Оренбургский аграрный университет.

Считаю, что субъекты Федерации дальше должны разрабатывать собственные региональные программы развития сети образования, которое готовит кадры для сельхозпроизводства. При этом мы должны заниматься и созданием системы постоянного мониторинга и прогнозирования аграрного рынка труда. Здесь у нас тоже все, к сожалению, запущено. Прогнозы у нас если есть, они не вполне точные. Люди у нас перемещаются. Реальную потребность мы не знаем до конца. Этим надо заниматься. Еще раз подчеркну, что во всей этой работе самое заинтересованное участие должен принять аграрный бизнес. Потому, что именно он и является в конечном счете потребителем кадров, которые готовятся в высших и средних специальных учебных заведениях.

И, наконец, кадровое обеспечение должно быть плотно увязано с разработкой современных стандартов аграрного профобразования. Стандартов, которые бы использовались на всех уровнях и содержали бы современные требования к сельскохозяйственным специальностям. Очевидно, что и такие стандарты мы должны вырабатывать совместно с аграрным бизнесом. Это - общая задача, бизнес понимает, что ему нужно, но и мы должны ставить для себя серьезные задачи.

Вот набор вопросов для обсуждения, уважаемые коллеги. Естественно, если есть какие-то другие темы, я считаю, что мы тоже можем их затронуть в контексте нашего сегодняшнего совещания.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (заключительное слово): Уважаемые коллеги, я сейчас откомментирую некоторые вещи, которые вы здесь говорили. Потому, что вижу, что смысл этого совещания не только в том, чтобы выговориться, но и в том, чтобы какие-то
выводы сделать.

Несколько моментов.

По государственному заказу на подготовку специалистов, губернаторскому набору, о котором говорил Алексей Андреевич. Я считаю, что это - абсолютно важная вещь, особенно применительно к условиям села. Мы, вы знаете, ушли от системы планового распределения специалистов, к ней нет возврата в условиях современной экономики. Но мы не ушли, а, наоборот, вернулись к системе государственного заказа. И в тех случаях, когда этот заказ может быть отоварен рабочими местами (то есть под госзаказ у нас есть гарантированное потребление), мы должны всячески приветствовать развитие системы государственного заказа при подготовке специалистов для села в большей даже степени, чем специалистов в каких-то других местах. Мы с вами понимаем, что юристов с экономистами можно штамповать и отправить по всей стране, не важно, где они готовятся - по заказу, без заказа, за деньги, бесплатно. Здесь - штучный товар.

Вторая вещь. Очень важно из того, что губернатор говорил, и другие коллеги все это поддержали, - социальная сфера. Программа строительства домов на селе - номер один. Мы с вами понимаем, что закрепить-то специалистов можно только одним способом: если давать им жилье. Это - самое главное. Причем опять же здесь не может быть равных условий с городом. В городе есть возможность заработать более серьезные деньги, вступить в такую полноценную развитую ипотеку и решить свою жилищную проблему. На селе ситуация другая, уровень жизни другой. И, к сожалению, для того, чтобы его подтянуть, там потребуются определенные годы. Поэтому здесь должна быть отдельная программа.

Вот пример Оренбургской области - неплохой. Эта программа, связанная с товарным кредитом, вполне приемлемая, строят много жилья в достаточном количестве. Не в достаточном количестве всего, потому что все равно его не хватает, конечно. Но в достаточном количестве предложений разных существует. И то, что сегодня 1300 домов - в следующем будет полторы тысячи. Нужно эту программу развивать. При понимании того, что нужно развивать и стандартную ипотеку сразу для тех, кто имеет возможность деньги платить живые. Но и этот способ тоже очень важен.

У нас есть ряд программ по национальному проекту в рамках программы "Социальное развитие села", а теперь - Госпрограмма развития сельского хозяйства в стране. Там действительно есть некоторые пропорции, коллеги тоже об этом говорили, и отдельная часть падает на работодателя. Не всем это легко. Хотя, откровенно скажу, надо стремиться к тому, чтобы работодатели вносили эти деньги даже по педагогическим причинам. Если они не будут соучаствовать в этом, они будут иначе относиться к специалистам. Это же тоже такая вещь. Здесь всегда нужно что? Чтобы, с одной стороны, была помощь, а, с другой стороны, люди эту помощь ценили: и хозяйства, которые принимают молодых специалистов, и сами специалисты. Чтобы они в какой-то момент "ручкой не сделали" и не убежали. А о цифрах там будем думать.

Теперь несколько вещей, которые тоже звучали. Вот Николай Васильевич [Парахин, ректор Орловского государственного аграрного университета] говорил о том, в каком состоянии у нас оплата труда на селе. Действительно, у нас еще очень много проблем здесь. Но мы с вами понимаем: и способ решения этой проблемы, он только один - создавать новые рабочие места, создавать нормальные условия труда и строить жилье. Только в этом случае у нас будут меняться условия жизни в деревне.

По поводу НИИ охраны труда. Я дам поручение, мы проверим, что это за институт. Он раньше-то чей был? Минсельхоза? Давайте к этому вернемся, поговорим на стыке между компетенцией Минсельхоза и Минздрава.

Теперь то, что Сергей Александрович [Соловьев, ректор Оренбургского государственного аграрного университета] тоже говорил. В чем хотел бы поддержать? Мы все время говорим о том, что человек должен быть мотивирован на труд. И для каждого человека, для молодого специалиста очень важно то, как он планирует свою будущую жизнь. Поэтому мы говорим о карьере в городе, но не менее важной является карьера на селе. Как человек себе планирует карьерную лестницу? Сегодня он такое образование имеет, завтра получил высшее... Он должен представлять, куда он может развиться. Если в городе более или менее понятно, то в деревне все гораздо сложнее. Потому, что другой набор специальностей, меньше возможностей по трудоустройству. Но тем не менее - это очень важная вещь, и ею нужно заниматься.

Теперь в отношении того, что говорили в целом ряд наших товарищей, - по субсидиям, дотациям, статусу сельхозпроизводителя. Я бы хотел конкретно определиться: какие конкретно здесь субсидии и дотации необходимы? И чего сейчас нет, что есть? Поэтому у меня есть такое предложение: вы вот те вопросы, которые есть по этой теме, обобщите, передайте в Минсельхоз, и, может быть, мы тогда проведем совещание, посмотрим. Потому, что не все, естественно, эти вещи легко решить. Но какие-то моменты мы можем обсудить и по ним принять определенные решения, в том числе и касающиеся средних и начальных специальных учебных заведений.

То же самое могу сказать в отношении проблем с вовлечением педагогов, работающих в средних и начальных специальных учебных заведениях, в национальный проект. То, что Вы говорили, Александр Васильевич [Долбня, директор Саракташского профессионального училища No 56, Оренбургская область], по поводу платы за классное руководство и участия в номинации по лучшим учителям. В принципе я считаю, что это вполне справедливо, потому что это такие же педагоги, зарплаты у них не выше, а зачастую (откровенно говоря) и ниже даже. Но для этого мы должны понять, в какой это конфигурации делать, потому что сейчас пока у нас на это денег нет. Но надо думать о будущем. Может быть - просто посмотреть на развитие соответствующей программы. Я бы хотел, чтобы наши коллеги из Министерства образования (у нас здесь Николай Иванович Булаев присутствует как свеженазначенный руководитель Федерального агентства по образованию)... У них немножко другая компетенция. Но по профессиональному образованию это можно посмотреть и предложения представить.

Не имеет отношения к нашей сегодняшней теме один вопрос. Но тем не менее выскажусь, потому что говорил об этом губернатор. Это имеет отношение ко всем регионам практически, и входящим в Приволжский федеральный округ в частности. Договоренности по торговым надбавкам в сетевых магазинах, в сетевой торговле - очень важная вещь. Там, к сожалению, надбавки запредельные. Об этом неоднократно говорилось. А в определенной ситуации там определенно наблюдается ценовый сговор и заградительные барьеры для входа сельхозпроизводителей.

Мне Министр сельского хозяйства рассказывал, что в сетевые торговые системы в Москве за вход сельхозпроизводителя требуют баснословные деньги. Я сейчас даже не говорю о природе этих денег. Взятки ли это или же легальный какой-то платеж? Это же можно красиво все закамуфлировать. Но в любом случае, это просто умножение на ноль всех возможностей обычного аграрного товаропроизводителя. Потому, что когда ему говорят: заплатите несколько миллионов рублей за то, чтобы ваши товары появились на прилавках магазинов... Понятно, что это способен сделать только абсолютно ограниченный набор крупных сельскохозяйственных производителей, а все остальные отметаются. Но мы же понимаем, что так рынок никогда не создать нормальный.

И последнее, о чем я хотел сказать. Мы все (в данном случае я имею в виду даже не только нашу страну) столкнулись с проблемой роста цен на продовольствие в мировых масштабах. Причины этому известны, понятны. Нет смысла сейчас их анализировать. Но что мы должны делать, как люди, которые отвечают за развитие сельского хозяйства в нашей стране, за развитие аграрного образования? Мы должны создать базу, достаточную для защиты наших интересов. Мы не забронированы от проблем на мировых рынках. Более того, мы понимаем, что эти проблемы могут возникать. Но мы должны создать такую систему, которая позволит если не полностью, то хотя бы частично снимать эти проблемы внутри страны за счет развития собственного аграрного производства. В этом наша с вами, уважаемые коллеги, совместная задача.

Я хотел вас всех поздравить еще раз с недавно прошедшим праздником - Днем работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, пожелать вам успехов и выразить надежду на дальнейшую продуктивную работу.

Спасибо.

http://www.rost.ru
15 октября 2007 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован