Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Я сейчас побывал в одной из московских школ в новостройках. Посмотрел, как там питание налажено. Так все чистенько, но оборудование старое, и смотрится все приблизительно так же, как в тот период, когда я в школу ходил. Хотя директор старается, и дети вроде бы довольны.
Почему я с этого начал разговор? Даже в Москве организация питания школьников не идеальная, а в целом по стране картина совсем пестрая, а в отдельных регионах просто плохая. В 10% российских школ вообще питание не организовано. То есть у нас дети ходят учиться, учеба продолжается не час и не два, а по 6-8 часов, и их вообще не кормят.
Это недопустимая штука, и нужно думать, как эту ситуацию исправлять, - конечно, не из федерального центра, а в необходимом контакте с регионами.
А в 59 регионах горячее питание получает чуть более половины школьников. В остальных - от 30 до 40%. То есть в остальных это так: коржики всухомятку. В целом сохраняется советская система, когда кормят не очень вкусно и, откровенно говоря, не очень качественно. А зачастую кормят просто опасно для здоровья.
Вот посмотрите, что делается на юге, в Ставрополе, где из-за нарушения элементарных санитарно-гигиенических норм заболело более 600 человек. Значительная часть - дети. Это, конечно, повод для жесткого "разбора полетов", поскольку речь идет о здоровье детей. Роспотребнадзор этой ситуацией занимается. И прошу доложить о том, какие результаты этой работы и какие меры будут приняты. В том числе дать предложения об ответственности лиц, причастных к этой ситуации.
Проблему питания детей мы с вами рассматривали в текущем периоде на заседании президиума в апреле нынешнего года, и было принято решение о проведении на конкурсной основе экспериментальных проектов об организации питания в школах. И сегодня я хотел бы заслушать информацию на эту тему, коллеги представят ее.
Теперь несколько слов по первому вопросу повестки дня. Он связан с исключительно важной темой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вы знаете, что в 90-е годы, в период кризиса, роста социальных болезней, девальвации многих традиционных ценностей, резко обострилась проблема детской неустроенности. И сегодня благодаря общему улучшению уровня жизни ситуация стала постепенно меняться к лучшему. Но пока еще очень медленно.
Впервые за многие годы сократилось число выявленных детей-сирот. В 2006 году их число стало меньше на 5%. И цифры хотя пока и небольшие, но все-таки тенденция обозначилась, и будем надеяться, что она укрепится. Более 64 тыс. детей за восемь месяцев обрели свой дом. Это, конечно, не может не радовать. Причем отмечу, что в подавляющем большинстве случаев эти дети были устроены в российские именно семьи, вопреки представлениям о том, что все наши дети уезжают за границу на усыновление-удочерение.
На смену интернатам приходят семейные формы воспитания. Уже сейчас в некоторых регионах началось сокращение детских домов. По самым сдержанным оценкам регионов, к 2010 году сеть таких учреждений сократится на 30%. Полагаю, что на практике мы сможем увидеть и более высокую динамику. При этом особо подчеркну, что закрытие или перепрофилирование таких учреждений ни в коем случае не должно вести к потере педагогических кадров, тех людей, которые и душу, и сердце отдают работе в этих весьма непростых образовательных учреждениях. Это уникальные специалисты, мы должны их обязательно сохранить и использовать в других местах.
Вы знаете, что начиная с текущего года на федеральном уровне реализуется серьезная программа финансовой поддержки этих форм семейного устройства детей. И есть несколько моментов. Во-первых, мы должны помочь потенциальной приемной семье и ребенку, что называется, найти друг друга, поэтому необходимо совершенствовать работу с банками данных и максимально сократить время пребывания ребенка в интернате до устройства в семью. Это непростая задача. Но надо здесь предпринимать определенные усилия.
Кроме того, нужно работать с потенциальной приемной семьей, готовить приемных родителей к их будущей роли. Ведь далеко не единичный случай, и это не секрет, случай возврата детей, когда они просто изымаются, в конечном счете, по решению административных органов из-за неправильного, а подчас даже жестокого обращения.
Наконец, нужна активная социальная политика в сфере социального сиротства, направленная на сохранение семей и сокращение случаев лишения родительских прав. На эту тему мне как-то приходилось говорить, нам нужно взвесить все плюсы и минусы этого института. Конечно, не менять радикально общие подходы, но подумать над тем, как эта правовая конструкция и очень жесткая мера воздействия на родителей будет применяться в будущем.
Здесь есть и плюсы, и минусы. И количество лишений родительских прав практически каждый год растет. И не факт, что это приводит к позитивным последствиям. В значительной части стран, по сути, такого института просто нет. Есть отобрание ребенка на время, если родители ведут себя не должным образом. В общем, нам нужно этот комплекс вопросов обсудить. Я не предрешаю никаких вариантов его решения. Мы недавно встречались и обсуждали совершенствование семейного законодательства. И несколько вопросов у нас осталось. Хотел бы услышать, как идет у нас эта работа.
Много предстоит сделать на федеральном уровне, речь идет о нормативном регулировании и методическом обеспечении. Но ключевая роль здесь, конечно, у регионов, потому что именно к их полномочиям отнесены вопросы опеки и попечительства. Вопросы профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства должны быть в обязательном порядке отражены в региональных демографических программах. Так же, как и меры по семейному устройству детей. Многие регионы этим занимаются и достигли неплохих результатов.
Сегодня мы заслушаем представителей территорий на эту тему. Вместе с тем в ряде мест есть проблемы. Одну такую приведу проблему: федеральные средства, предназначенные для выплат пособий приемным детям, к сожалению, используются в неполном объеме. В то же время есть и субъекты, которым средств на выплаты не хватает. Регионы, в свою очередь, ставят вопрос о внесении изменения в законодательство.
Я сегодня с утра на эту тему разговаривал с рядом наших товарищей, которые в регионах работают. Они предлагают изменить постановление 865, касающееся порядка назначения пособия гражданам, имеющим детей, в размере восемь тысяч рублей, отказавшись от специального основания в виде принятия решения о лишении родительских прав судом, потому что эта процедура затягивается на месяцы, и в результате, по мнению регионов, пособия из-за этого не назначаются. Надо проверить, так ли это.
И действительно, если у нас есть возможности, то процедуру назначения пособий такого рода можно было бы упростить. Но нужно проверить, как на самом деле обстоят дела. Поэтому нам необходимо детально разобраться в ситуации, у нас есть рабочая группа по контролю за всеми этими вопросами. Она должна посмотреть, как на местах организована эта работа, и соответствующие поручения мы по итогам работы президиума сегодня дадим.
Я считаю, что здесь есть место и для проверки Генеральной прокуратуры. Речь идет об очень серьезном массиве прав - об исполнении законодательства по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросах соответствия регионального законодательства в указанной сфере федеральному.
В заключение еще один момент. Все большую роль в поддержке детей-сирот играют благотворительные организации. Государство может у них поучиться многому. И было бы полезно обсудить эту тему в рамках Общественной палаты. Просто поговорить о том, как эта работа организована в гражданском обществе. Тем более что эти люди зачастую знают лучше болевые точки и знают проблемы не понаслышке.
Следующая тема, по которой мы с вами должны поговорить, - как мы будем работать по национальным проектам в 2008-м и последующих годах. Президент на последнем заседании Совета в Белгороде поручил этот вопрос исследовать, проработать. Сразу хотел бы отметить, что предстоящий этап работы не следует воспринимать как просто завершение ранее начатых программ. Речь идет о развитии проектов. Их нацеленность на системную модернизацию соответствующих отраслей.
В ходе нашего сегодняшнего заседания речь пойдет о двух моментах: об агропромышленном комплексе и об образовании. Вы знаете, что мероприятия в сфере развития АПК стали основой для формирования Государственной программы в сфере развития сельского хозяйства до 2012 года. И в дальнейшем работа должна строиться на организационных условиях, предусмотренных этой программой. Но для ее успешного старта нам нужно оперативно решить целый ряд вопросов.
Я имею в виду и процедуру предоставления субсидий по кредитам малым формам хозяйствования, и формирование механизмов поддержки создающихся комплексов по переработке животноводческой продукции, гибкого регулирования импорта мяса. В общем, всех тех проблем, которые сегодня для нашей страны весьма и весьма актуальны.
Что касается дальнейшей работы по проекту "Образование", то здесь ориентир был задан на последнем заседании Совета. Я напомню, что мы договорились, что будем заниматься формированием современной модели образования. Модели, которая ориентирована на потребности современной инновационной экономики. Нам предстоит определить конкретные направления и параметры работы по обновлению содержания и стандартов образования, повышению профессионального уровня педагогов, модернизации системы финансирования вузов. Сегодня мы к этим вопросам вернемся, но и будем, естественно, их обсуждать на следующих заседаниях. Но в любом случае по этим моментам работа должна быть завершена до конца года.
И еще одна тема, которой мы с вами сегодня займемся, коллеги. Речь идет о строительстве современных перинатальных центров. Эта тема в повестке дня уже давно. Мы обсуждали этот вопрос, были сформулированы достаточно четкие требования к регионам, которые планируют принять участие в этой программе. И сегодня мы должны с вами поставить в этом вопросе точку, определить те регионы, где будут строиться новые или дооснащаться существующие перинатальные центры. Вот такая достаточно объемная повестка дня у нас.
http://www.rost.ru
9 октября 2007 года