Его уже знали зрители и театра и кино. Он играл на сцене Московского ТЮЗа, одно время был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, руководил студенческим театром МГУ. Дебютировав на экране в роли Перца в "Педагогической поэме", он успел уже и в кино сыграть несколько небольших ролей и одну большую, главную роль - Акакия Акакиевича в фильме "Шинель", который поставил Алексей Баталов. [...]
Главный упор в своей трактовке образа Быков делал на теме одиночества. Временами на лице Акакия Акакиевича вспыхивало вдруг выражение простодушия, наивной доверчивости, желания хоть небольшой, совсем крохотной душевной близости с другими людьми. Но эти робкие порывы всякий раз тут же гасли, никем не поддержанные, а иногда безжалостно растоптанные. Это были мгновения высокого драматизма. [...]
Ролан Быков признанный комический актер. Но и трагик тоже. Актерский диапазон Быкова необычайно широк. Он владеет мастерством виртуозно, не без щегольства и порой любит "помучить" зрителя, загадать ему загадку. В этом смысле показательна его роль в фильме "Наш корреспондент". [...]
Даже в весьма небольших пределах роли Быков сумел показать нам человека во всей его сложности. Он словно разными сторонами повернул к нам своего героя - и так и эдак. И образ стал многогранным.
Таких ролей у Быкова в кино около двух десятков. Одни из них сыграны в хороших, талантливых фильмах, с сильными интересными партнерами, другие в лентах "проходных", уже забывшихся. Разные были фильмы, но не было у актера "проходных" ролей, хоть были и очень небольшие по объему роли.
Но, может быть, больше других показательна в этом отношении работа Быкова в фильме "Я шагаю по Москве". Нам ничего не известно об этом герое Быкова - ни имени, ни кто он, ни кем работает, ни о семье его. Посетитель парка - и все тут. Но как много мы о нем знаем! Как много рассказали нам и его походка, и его глаза, и движения его рук, и его срывающийся голос. [...]
Высокая профессиональная техника - драгоценное качество Быкова, но еще более драгоценно его умение мыслить, наполнять любой, даже крошечный по объему образ подлинной глубиной - психологической, философской. [...]
БАУМАН Е. Ролан Быков // Актеры советского кино. М., 1967. Вып. 3.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=142