Реформирование российской электроэнергетики
На мой взгляд, замысел, концепция реформирования отечественной энергетики есть, по сути дела, прямое приложение тех фундаментальных идей, которые реализовывались в экономике нашей страны в последнее десятилетие. Так сложилось, что именно энергетика оказалась едва ли не последним сектором в российской экономике, которого реформы почти не коснулись, в котором почти в первозданном виде сохранился советский механизм управления со всеми его убогими атрибутами, что, по моему глубокому убеждению, не может продолжаться дальше. Базовые идеи либерализации, создания рынка, которые осуществлялись в нашей стране на макроуровне в последние десять лет, пришло время реализовывать в энергетике.
Прежде чем рассказать о самой программе реструктуризации, я хотел бы несколько слов уделить тому, что представляет собой наша компания, РАО "ЕЭС России", сегодня. РАО "ЕЭС России" - это 85 процентов всей генерации электроэнергии в стране, это 100 процентов межсистемных линий передач, это 50 процентов всего тепла, производимого в России. Это, наверное, единственная компания в стране, которая ежедневно поставляет свою продукцию каждому юридическому и каждому физическому лицу в нашей стране.
Новая команда менеджмента, которая пришла в РАО "ЕЭС России" в 1998 году, столкнулась с очень жесткой и тяжелой внутренней и внешней средой. В этот период одной из самых тяжелых и запущенных болезней в энергетике был тотальный бартер с тотальными неплатежами. Мы получали денежными средствами 20 процентов платежей, остальные 80 - зависали в непонятных неденежных схемах. Задолженность по зарплате в энергосистемах страны в среднем составляла 6 месяцев, почти все они были охвачены забастовками либо голодовками протеста с блокированием генеральных директоров, остановкой работы генерирующих станций, которые ставили под вопрос само существование энергетической системы. В этот же период массовым явлением были дела о банкротстве против значительной части наших энергосистем и федеральных станций. По сути дела, акционерное общество РАО "ЕЭС" в целом стояло перед дилеммой, сохранится или быть разрушенным или захваченным недоброжелательными бизнес-оппонентами. Эта стартовая точка была тяжелой. Тем не менее, у меня есть все основания считать, и я постараюсь аргументировать эту позицию, что именно тогда мы и начали реальный разворот к принципиально новому качеству функционирования энергетики страны.
Прежде всего, как раз с 1999 года мы вступили в полосу роста производства электроэнергии - нашего ведущего продукта. Вы видите здесь на слайде последовательное сокращение объема генерации примерно с 1074 млрд. кВт/часов до минимальной точки, в 1998 году - 809, которое затем сменилось с началом роста, причем этот рост устойчивый, он продолжался не только в 1999-2000 годах, он продолжается и сейчас - и в первом, и во втором квартале этого года. Рост генерации был первым, но не самым главным фактором полного обновления принципа и сути менеджмента в компании.
Пожалуй, в ключевой точке, в которой были сосредоточены все основные первые преобразования в компании, был сбыт. Я исходил из того, и команда наша исходила из того, что не может нормально функционировать ни одна компания, 20 процентов платежей есть, остальных платежей либо нет вообще, либо они есть в извращенной форме. Мы сформулировали базовый тезис о том, что электроэнергия - это такой же продукт, как и любой другой, и наша задача - удовлетворять платежеспособный спрос, а не заниматься энергоснабжением. Для того чтобы эти слова воплотились в реальность потребовалось по сути заново создать отсутствующую во всех энергосистемах страны систему маркетинга и сбыта, выстроить нормативные методические основы для этой системы, создать систему поощрения и наказания руководителей за исполнение или неисполнение задач в этой сфере, уволить с занимаемой должности 10 генеральных директоров энергосистемы, которые оказались неспособными решать эти задачи, создать массовый процесс, массовые технологии законного и корректного отключения любых без исключения потребителей, которые не в состоянии оплатить произведенную нами электроэнергию. Результатом стала эта кривая, которая собственно и отражает динамику оплаты денежными средствами нашей продукции.
Как я уже сказал, мы начали с 20 процентов в первом квартале 1998 года, летом прошлого года в третьем квартале, когда мы впервые вышли на 100 процентов, и удерживаем этот уровень до сих пор, несмотря на продолжающиеся сложности. Можно заметить, что в первом квартале, к сожалению, этого года у нас был небольшой сбой: мы опустились ниже 100 процентов, во втором квартале мы вновь вышли на уровень выше 100 процентов. Цифра 106, нарисованная здесь, означает, что в текущем режиме во втором квартале платежи нам превышают объем реализации, что, как вы понимаете, означает начало возврата в массовом порядке гигантской, накопленной нашими потребителями задолженности нам.
Когда эта задача была решена на этой основе и на этой базе пошел качественный прогресс радикального повышения прозрачности тех финансовых потоков компании во всех 72 дочерних системах, во всех 30 федеральных станциях, мы выстроили нормальный цивилизованный прозрачный финансовый поток, который дал возможность также принципиально улучшить наши платежи по отношению к нашим поставщикам. Но, если говорить о топливе, они здесь представлены. "Газпром", которому мы платили в 1998 году 27 процентов живыми деньгами, в прошлом году мы заплатили 92 процента, а в этом году платим 100. Угольные компании, получавшие 16 процентов, получили в 2000 году 70, а сейчас получают 100. Нефтяники, получавшие 13 процентов за мазут, сейчас ниже 100 процентов с предоплатой, как правило, даже не ведут с нами переговоров.
Также радикально улучшились наши платежи во все бюджеты и федеральные, и местные. Здесь график, показывающий рост платежей в федеральный бюджет, в 3,4 раза - не процента, а раза - за период в три года. То же самое произошло с региональными бюджетами: рост платежей в 4,2 раза за три года. То же самое произошло с небюджетными фондами. То же самое произошло практически со всеми нашими платежами, что, кстати говоря, сейчас с выходом постановлением Правительства о реструктуризации задолженности в федеральный бюджет позволяет нам, как компании, которая на 100 процентов оплачивает текущие платежи, грамотно и спокойно реструктурировать оставшуюся невыплаченную задолженность в федеральный бюджет, и таким образом снять с себя оставшуюся часть этой нагрузки по неурегулированной задолженности.
Надо сказать, что не только показатели "живых" денег, но и показатели общего объема реализаций в нашей компании, начиная с 1998 года, начали расти достаточно динамичными темпами. Здесь индексы роста 26 процентов - 1999 год, 46 процентов - 2000 год и 30 процентов - 2001 год по общему объему реализации. Не менее важно, что этот объемный показатель сопровождался практически такой же динамикой по качественным стоимостным показателям - я имею в виду прибыль, получаемую компанией, и дивиденды, выплачиваемые нашим акционерам. Прибыль, которую мы планируем получить в 2001 году, составит 270 процентов от прибыли, полученной в 1998 году, а дивиденды, которые мы планируем выплатить в этом году, составит 348 процентов от дивидендов, выплаченных в 1998 году. Причем обратите внимание, что у нас, наконец, появилась внятная плановая процедура, когда сегодня я знаю, на какие цифры я выйду по итогам 2001 года. Это, видимо, требует еще отдельных комментариев, о чем я скажу я чуть-чуть позже.
Как я уже сказал, качественный перелом ситуации по платежам компании позволил не только выстроить стопроцентные денежные потоки, но и переломить очень больную и очень тяжелую для нас тенденцию последовательного роста нашей кредиторской задолженности. Вот здесь график начинается с 1998 года. Если бы он начался с 1995 года, или с 1992, или с 1990, был бы показан последовательный рост объема кредиторки, которой эту тенденцию удалось полностью переломить в 1999 году. Начиная с 1999 года, впервые РАО "ЕЭС" вступило в этап последовательного сокращения объема кредиторской задолженности, и те задачи, которые зафиксированы здесь на конец 2001 года, я рассматриваю как предельно минимальные - и с точки зрения уровня, и с точки зрения соотношения кредиторской и дебетовской задолженности.
Вместе с тем, продвигая качественно ситуацию по нашим базовым финансовым параметрам, по нашим экономическим параметрам, по нашим производственным параметрам, мы прекрасно понимали, что основой основ являются цивилизованные корпоративные процедуры, которые практически отсутствовали в компании в 1998 году. Основой основ является максимальная прозрачность компании не только с точки зрения финансовых потоков, но и с точки зрения взаимоотношения с акционерами в целом. Именно мы были инициаторами разработки кодекса корпоративного управления. Я очень надеюсь, что не позже сентября этого года мы вынесем его на Совет директоров и он будет поддержан. Но, не дожидаясь принятия кодекса корпоративного управления в нашей компании, мы внесли целый ряд принципиальных поправок в Устав РАО "ЕЭС". Эти поправки касались главного, принципиального расширения полномочий акционеров, управления нашей компаний. Не скрою, что само внесение этих поправок для нас было связано с разворачивающимся процессом реструктуризации компании, и мы прекрасно понимали, что войти в реструктуризацию надо с уже измененным уставом, с уже расширенными полномочиями акционеров нашей компании. Предложенные нами Совету директоров поправки в Устав были согласованы с меноритарными акционерами, приняты на Совете директоров, а затем и утверждены на прошедшем в конце апреля очередном собрании акционеров.
... стали нормами Устава (приняты на годовом собрании акционеров РАО "ЕЭС России" в 2001 г.)
* Ежеквартальное рассмотрение Советом директоров планов и отчетов по итогам деятельности Правления (включая совершение сделок РАО "ЕЭС России" и ДЗО)
* Предварительное одобрение Советом директоров сделок, предметом которых являются внеоборотные активы в размере от 10 до 25 % балансовой стоимости активов РАО "ЕЭС России"
* Определение Советом директоров позиции РАО "ЕЭС России" по наиболее значимым корпоративным событиям и сделкам в ДЗО (увеличение уставного капитала, совершение крупных сделок, участие в других организациях и т.п.)
Выше вы видите некоторые из ключевых идей, которые, собственно, и реализованы в уже действующем, с изменением принятом Уставе нашей компании. Здесь не только ежеквартальное рассмотрение Советом директоров планов деятельности правления, включая совершение сделок. Здесь и предварительное одобрение Советом директоров сделок, предварительное, подчеркну, одобрение Советом директоров сделок, предметом которых являются внеоборотные активы от 10 до 25 процентов. Здесь определение Советом директоров позиции головной компании по наиболее значимым корпоративным событиям в дочерних компаниях. Иными словами, любое увеличение уставного капитала, совершение крупных сделок, участие в других организациях, в дочерних организациях РАО "ЕЭС" может быть осуществлено только после того, как вопрос об этом будет рассмотрен на Совете директоров РАО "ЕЭС" в целом. Это и есть суть поправок, которые мы предложили нашим акционерам и которые были ими поддержаны.
Надо сказать, что и корпоративные, и финансовые, и технические результаты были бы невозможны, если бы мы не поставили перед собой задачу, которая называется "смена поколения менеджеров в энергетике в целом". Дело в том, что в момент начала работы нашей команды в компании средний возраст генеральных директоров достигал 56, 55 лет, а у многих весьма уважаемых и авторитетных людей в энергетике возраст измерялся 70-75 годами, что, безусловно, достаточно уважительно, но не всегда достаточно эффективно. Именно поэтому мы повели достаточно активную работу по смене поколения менеджеров, количественный результат которого показан здесь, на этом слайде, у нас средний возраст директоров сегодня - менее 50 лет. Думаю, что в ближайшее время он опустится еще лет до 45. Мы достаточно активно назначаем 40, 35, 30-летних генеральных директоров, в том числе и в крупные энергосистемы, если мы убеждены, что это люди, которые способны взять на себя гигантскую ответственность за их функционирование. Пока практика подтверждает разумность и целесообразность этой программы.
Помимо преобразований в финансах, экономике, очень важны были сложнейшие преобразования, которые мы провели, собственно, в процедурах, в бизнес-процедурах самой компании. Мы фактически завершили переход на международную систему финансовой отчетности. Таким образом, сейчас мы работаем и по российскому бухучету, и по МСФО. У нас сегодня ни одна дочерняя организация не может функционировать без утверждения ее годового и квартального бюджета на Совете директоров. Утверждению бюджета любой организации предшествует бизнес-план, утвержденный в точно такой же процедуре. Сама разработка бизнес-плана базируется на раздельном учете, в котором мы сейчас намерены предпринять еще целый ряд дополнительных усилий по развитию бухгалтерского учета, управленческого учета и налогового учета как трех взаимозависимых подсистем. Все это, естественно, оценивается нашим аудитором Price Water House Coopers, который уже третий год дает заключения по эффективности всей нашей финансовой системы. Надо сказать, что все эти сдвиги принципиально улучшили ситуацию в компании. Мы сегодня способны отчитаться перед любым акционером за наши важнейшие параметры, не только текущие и прошлые, но и будущие. Мы, по сути дела, сегодня овладели системой управления компанией и перевели ее из каменного века в почти цивилизованное состояние. Вместе с тем, сделав это, мы также ясно понимаем, что существуют проблемы более глубокого уровня залегания, которые сама компания решить не может по определению.
Самая острая проблема, о которой мы много говорили, - это проблема недостатка инвестиций, сверхтяжелого состояния основных фондов после 15 лет недоинвестирования, их последовательного износа и, по сути дела, отставания по всем видам оборудования на 15, 20, 30 лет от того, что происходит в мире, в соответствующей сфере техники. В то же время эта проблема замыкается или завязывается на проблему затратного механизма ценообразования, который по определению никогда не может стать стимулом для привлечения инвестиций на рыночной основе. Затратный механизм, в свою очередь, является частью неэкономического регулирования тарифов, который по жизни зависит гораздо больше от ближайших сроков выбора губернатора, чем от ситуации на рынке электроэнергии. Так называемый федеральный оптовый рынок "Форем" электроэнергии мощности никаким рынком не является, поскольку все продажи и покупки на этом рынке утверждаю я, как Председатель правления, что является полным, абсолютным, стопроцентным абсурдом. Сегодня Председатель правления ежемесячно утверждает задания для всех генерирующих мощностей и для всех дефицитных энергосистем по объемам продаж и, соответственно, покупок электроэнергии, а сами продажи и покупки устанавливаются по тарифам, не имеющим, как мы только что выяснили, никакого отношения к рынку.
Вся эта убогая, советская система в неизменном виде, в качестве такого реликта сохранилась до сих пор, без каких бы то ни было серьезных изменений. Именно это для нас было главным движущим мотивом для подготовки радикальных и принципиальных предложений по полному изменению сути хозяйственного механизма и экономических отношений, действующих в энергетике, в том числе в нашей компании. Мы исходили из того, что старинное представление о том, что энергетика - это естественная монополия, ошибочно. Ошибочно, потому что внутри энергетики есть сектора, являющиеся естественной монополией, а есть сектора, никакой монополией не являющиеся. И суть реформы - если уж совсем просто ее описывать - в общем, и состоит в том, чтобы отделить одно от другого. В секторах, которые являются монопольными, неизбежно административное регулирование, а в секторах, которые являются конкурентными, нужно развивать конкуренцию, создавать для этого условия и предпосылки, их нужно дерегулировать, нужно заставлять государства уходить из этих секторов и создавать в этих секторах нормальный, цивилизованный рынок. Ну, собственно, вот на этом слайде и отражено то, о чем я сказал. Из энергетики в целом как общего комплекса легко видны ее составные части, генерация, продажи, диспетчирование и сети. И генерация, и продажа являются абсолютно конкурентными секторами. Ничто не мешает развитию там нормальной, цивилизованной конкуренции. Это означает, что в этих секторах необходимо выйти на нормальное рыночное ценообразование. Необходимо создать тех участников рынка, которые способны на равных стартовых условиях конкурировать между собой. Но, в свою очередь, в диспетчировании и в сетевом хозяйстве сохраняются монопольные, естественные признаки, поэтому главное, что нужно сделать здесь, - это обеспечить не дискриминационный доступ к сети и создать инфраструктуру, которая и в техническом, и в коммерческом смысле слова этот доступ реализует.
Вот, собственно, все то, что последние полтора года предлагается нами, все, что последние полтора года так бурно, иногда цивилизованно, а иногда нецивилизованно обсуждается, изложено на предшествующем плакате. По времени ситуация развивалась так, как вы здесь видите. В апреле 2000 года мной на Совете директоров был вынесен доклад о реструктуризации компании, затем началась реальная работа в Правительстве по разработке концепции, которая в декабре 2000 года была одобрена в основном для дальнейшей доработки, после чего в процесс включились представители Госсовета в виде так называемой группы "Креса", а они работали одновременно с доработкой основных направлений, которая велась Правительством теперь уже с привлечением международного консультанта Артур Андерсен. Затем в мае этого года Правительство одобрило доработанный вариант, и в ближайшее время, в июне, постановление будет подписано. Мы удовлетворены этой работой и считаем, что ее результаты в целом представляют собой нормальный, цивилизованный компромисс, который реализует самую главную идею, ту, с которой я начал, - идею создания рынка и дерегулирования в тех секторах энергетики, в которых это возможно, что, собственно говоря, заложено в том варианте документа, который одобрен Правительством.
* Генерирующие компании: порядок создания устанавливается Правительством РФ
* Реструктуризация АО-энерго (обособление сетевой компоненты) - способствует созданию конкурентной среды
* Федеральная сетевая компания (ФСК) и Системный оператор (СО) - технологическая основа рынка
* Администратор торговой системы (АТС) - основа инфраструктуры рынка, организатор торговли на оптовом рынке
* Изменение структуры электроэнергетики в ходе реформы проходит в 3 этапа
* Необходим учет региональной специфики преобразований
* Нормативно-правовое обеспечение - основа реформы
Я попробую, по возможности, коротко его описать. Ну, наверное, останутся какие-то вопросы. Готов на них ответить. Базовая конструкция включает в себя следующие элементы.
*
Генерирующие компании. Если вы помните, я на одном из предыдущих слайдов говорил о том, что будущие участники рынка должна обладать сравнительно одинаковыми стартовыми конкурентными условиями. Если мы завтра выпустим просто на рынок все имеющиеся станции, то, как не трудно догадаться, гидростанция не может на равных условиях конкурировать с угольной станцией, да и с атомными станциями возникает вопрос. Именно поэтому мы считаем правильным, и с самого начала это предлагалось, создание генерирующих компаний, которые включают в себя разные виды генерации, территориально находящиеся в разных регионах страны, так, чтобы исключить и опасность локальной монополии, а сами генерирующие компании, в свою очередь, должны стать основой будущего конкурентного рынка. Они должны дальше конкурировать между собой, со свободной ценой после либерализации. Порядок создания этих компаний будет устанавливаться Постановлением Правительства, как предусмотрено майским решением Правительства.
*
Второй элемент - дочерние наши энергосистемы, АО "Энерго", региональные энергетические компании. Здесь в нашем понимании главное требование состоит в том, чтобы сетевая компонента в этих самых региональных энергетических компаниях оставалась равнодоступной, причем равнодоступной и для собственной генерации этих энергосистем, и для внешней по отношению к ним генерации. Например, той, которую выработают сами генерирующие компании. Для того, чтобы этого достичь, нужно как минимум обособить сетевую компоненту, именно это положение и было поддержано Правительством. Предполагается в АО "Энерго" обособление сетевой компоненты в виде стопроцентного дочернего общества энергосистемы с естественно раздельным учетом затрат, которая позволяет прозрачно анализировать затратную составляющую транспорта электроэнергии отдельно от ее генерации. На федеральном уровне нужно будет создать два новых юридических лица. Один из них - это федеральная сетевая компания, это и есть консолидация сетевой компоненты на межсистемном уровне, это, как правило, линия электропередач напряжения выше 110 кВт.
*
Наряду с этим нужно будет создать и системного оператора. Это бывшее центральное диспетчерское управление, системного оператора, который отследит сложнейшие технологические требования к функционированию единой энергосистемы страны, поддержанию чистоты, обеспечению сальдоперетоков и сотен других параметров, в реальном режиме времени отслеживаемых сегодня, энергосистемы. Администратор торговой системы. Еще один элемент конструкции. В нашем понимании главное требование к этому элементу состоит в том, что он категорически не может быть ни структурным подразделением РАО "ЕЭС", ни даже дочерней компанией РАО "ЕЭС". Мы предлагали с самого начала, что администратор торговой системы должен создаваться самими будущими участниками рынка - и со стороны продавцов, и со стороны покупателей. Скорее всего, просто как некоммерческое партнерство, которое обеспечивает торговую площадку для заключения контрактов между продавцами и покупателями. Эта идея поддержана, она пошла во все варианты правительственных документов. Масштаб преобразований и степень их сложности такова, что они разбиты на три этапа ориентировочной продолжительностью от 6 до 8 лет.
К тому же еще и первый этап разбит на две фазы - первая фаза первого этапа и вторая фаза первого этапа. Самое главное здесь, пожалуй, то, что, собственно, либерализация, то есть отказ от государственного регулирования тарифов на генерацию, в нынешнем варианте правительственного документа, если он не изменится при подписании, относится на середину 2004 года. Мы считаем, что все преобразования не могут быть абсолютно идентичными в различных регионах страны, необходим учет региональной специфики. Именно поэтому в нашем представлении в Дальневосточной энергозоне пока вообще речь не может идти о создании рынка - там нет конкурирующих, генерирующих источников. В Сибири создание рынка существенно осложнено в силу целого ряда технических и экономических параметров. А вот в Европе и на Урале эту работу можно начинать максимально быстро, что нами и предлагается. Естественно, конечно, для того, чтобы даже первые масштабные шаги осуществить, потребуется масштабное законодательное нормативное обеспечение. Мы ориентируемся минимум на три новых закона и минимум на поправки к двум действующим законам, ключевым, в том числе к гражданскому кодексу, без чего невозможно двигаться дальше.
Если более детально взглянуть на преобразования, я боюсь, что это будет не очень просто сделать, но хотя бы два слова об этой сложной схеме, в которой мы попытались на двух страничках изложить всю суть всех преобразований в компании, да и в энергетике страны в целом, в предстоящие 6-8 лет. Вот здесь, на старте сегодняшнее состояние, в котором есть РАО "ЕЭС" с 27 федеральными станциями, с региональными энергосистемами, с центральным диспетчерским управлением, а также с объединенными диспетчерскими управлениями, работающими в регионах и с межсистемными линиями электропередач. Помимо нас, в отрасли работают Минатом со своими атомными станциями и другие рыночные участники, не являющиеся дочерними компаниями РАО "ЕЭС". Это старт, то, с чего мы начинаем. Первая стадия, как я уже сказал, включающая две фазы, и, как я уже сказал, завершающаяся 2004 годом предполагает прежде всего создание генерирующих компаний. Обратите внимание, генерирующих компаний 5-7, а федеральных станций 27. Это и означает, что по несколько федеральных станций будет объединено в генерирующих компаниях. На первой стадии из региональных энергосистем в качестве дочерней структуры будут выделены сетевые составляющие. Вот здесь это отражено. Одновременно с этим вполне возможно, что само количество региональных энергосистем несколько сократится. Обратите внимание, здесь их 72, а здесь уже 50-60. В тот же период будет создана федеральная сетевая компания, это и есть обособление сетевой компоненты на федеральном уровне. И системный оператор как стопроцентные "дочки" РАО "ЕЭС". Именно это решение мы считаем абсолютно обязательным, именно это решение поддержано и Президентом, и Правительством.
Первый этап также включает в себя создание администратора торговой системы, в котором начинается первая процедура торгов, но в этой стадии еще пока охватывающая не всю генерацию, а лишь 5-15 процентов от общей генерации, как это прописано в действующем документе. 31 марта обозначено как предельный срок, когда вот в этой картинке должно произойти одно принципиальное изменение. Изменение пройдет вот здесь. Речь идет о разделении РАО "ЕЭС" на две компании, как минимум, на две компании. Одна из двух - это компания, в которой будут пакеты дочерних компаний генерирующих и региональных энергосистем, а вторая из них - это тот самый нерыночный, монопольный сектор, включающий в себя федеральную сетевую компанию и системного оператора.
*
На следующем слайде второй этап вы можете видеть, что у нас здесь уже две компании. Правда, на слайде обе они названы РАО "ЕЭС", что, видимо, является отражением скрытой мечты менеджмента. В то время как в действительности только одна будет называться РАО "ЕЭС", а вторая будет называться как-то по-другому. Это две независимые компании. Ну а далее, собственно говоря, базовая идея - генерирующие компании, являющиеся "дочками" этого РАО, идут по пути дополнительной эмиссии, дальше IPO или другие схемы, позволяющие осуществить самое главное, самое ключевое, целевое задание, а именно масштабное, крупномасштабное привлечение инвестиций в уставный капитал самих генерирующих компаний. Есть нюансы в этой схеме, которые сейчас обсуждаются Правительством. Я имею в виду то, что сегодня вечером будет внесен окончательный вариант. Я пока не готов сказать, что именно будет внесено в итоговом варианте, но никаких радикальных изменений здесь уже не произойдет, это очевидно.
*
Ну вот, собственно говоря, разделение - это и есть главное, что происходит со второго этапа. Одновременно с этим начинает работать рынок, соответственно и администратор торговой системы, и независимые генераторы начинают взаимодействовать между собой. Все вновь созданные институты взаимодействуют между собой на рыночной основе, продают и покупают свою продукцию на новой торговой площадке под названием "администратор торговой системы".
*
На третьем этапе генерирующие компании становятся вообще независимыми от этого РАО "ЕЭС", потому что в результате дополнительной эмиссии доля РАО "ЕЭС" превращается в миноритарную, а дальше может совсем минимизироваться или остаться на небольшом уровне. Вот очень укрупнено и очень бегло основные этапы преобразований, к которым, я, пожалуй, добавил бы только одну мысль.
Мы считаем, что привлечение инвестиций - это ключевая задача преобразований, и я об этом не раз говорил. Естественно, мы будем действовать по схеме, о которой сейчас рассказал, но это не означает, что мы будем ждать 2004 года. Мы прекрасно понимаем, что износ основных фондов уже сегодня - это угроза и для текущего функционирования энергетики страны, и для интересов акционеров, которые, естественно, будут нарушены в случае нарушения физического функционирования энергетики. Поэтому мы вместе с компанией Price Water House Coopers активно разрабатываем программу так называемую "5 тысяч мега Ватт". Эта программа предусматривает завершение строительства уже начатых объектов, разного вида генерации, и парогазовый цикл, и гидрогенерация, и паросиловые блоки, задачи завершения строительства пуска этих объектов в максимально сжатые сроки. Надеюсь, что ближайшие месяц-полтора программа будет полностью завершена, тогда детально и подробно мы проинформируем вас, не только проинформируем, а пригласим вас к участию в ее реализации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
http://www.chubais.ru/cgi-bin/cms/personal.cgi?news=00000000118