10 ноября 2006
5381

Выступление Г.Изотовой на заседании Совета при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО ` О реализации приоритетных национальных проектов на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах СЗФО.`

"О реализации приоритетных национальных проектов на территории субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Северо-Западного федерального округа"


Уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось кратко остановиться на основных итогах реализации национальных проектов в округе и обозначить ряд основных проблем, препятствующих их реализации. Несколько слов о проделанной аппаратом полномочного представителя Президента работе. Регулярно проводятся расширенные заседания рабочих групп Совета по мониторингу хода реализации всех приоритетных национальных проектов, еженедельные рабочие совещания с участием представителей органов исполнительной власти. За истекший период проведен ряд выездных заседаний практически во всех субъектах округа.

Вопросы результатов реализации национальных проектов в округе в текущем году рассматривались на заседаниях Совета при полномочном представителе Президента в округе в марте и июне 2006 года. В округе осуществляются контрольные мероприятия.

Приоритетный национальный проект "Здоровье".

Сегодня можно отметить ряд позитивных изменений в системе здравоохранения округа, которые произошли в течение последнего года. Во-первых, прекратился отток кадров среди врачей общей (семейной) практики, терапевтов, педиатров, участковых; медицинских сестер этих врачей; персонала ФАПов и скорой медицинской помощи; врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации. Заработная плата перечисленных работников значительно возросла, а прирост кадров с 1 января 2006 года составил более 10%;.

Во-вторых, активными темпами происходит укрепление материально-технической базы поликлиник и родильных отделений, обновляется парк машин скорой медицинской помощи (поступило более 200 единиц диагностического оборудования и 800 единиц санитарного автотранспорта). К результатам реализации нацпроекта можно отнести тот факт, что в округе повысили свой профессиональный уровень около 1500 врачей.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи округу выделены средства федерального бюджета в объеме 4 млрд. рублей, благодаря чему около 20 тыс. человек смогли получить дорогостоящее лечение. Одним из главных результатов проводимой работы является то, что накопленный опыт работы по реализации национального проекта "Здоровье" позволяет регулировать его развитие, определять "узкие участки" и способствует плановости проводимых действий.

В целом, работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Северо-Западного федерального округа можно оценить положительно.
На региональном и муниципальном уровне активно реализуются мероприятия, направленные на поддержку и развитие проекта. Наряду с позитивными моментами, имеется ряд недостатков. В отдельных субъектах округа заявка на медицинское оборудование изначально была составлена некорректно.

Приведу пример - заказ рентгеновского и диагностического оборудования классом ниже, чем уже установлено и используется в регионе. Оборудование было заказано и поставлено, а чтобы субъект мог отчитаться о введении его в эксплуатацию пришлось демонтировать более совершенное. В связи с этим предлагаю субъектам округа держать эту работу на постоянном контроле.

В рамках проводимой работы по диспансеризации и вакцинации населения, по информации по диспансеризации работающего населения за май-август 2006 года, можно констатировать факт, что практически все работающие граждане имеют то или иное заболевание, а у каждого второго заболевшего, диагноз устанавливался впервые.

В этой связи для усиления начатой работы предлагаю внести в проект решения Совета следующее предложение:
Федеральным органам исполнительной власти:

* разработать меры административного воздействия на руководителей федеральных предприятий и учреждений, а также коммерческих учреждений и предприятий с вредными условиями труда за несоблюдение требований обязательной диспансеризации и проведения медицинских осмотров.
* законодательно определить структуру распределения средств в рамках дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы на оплату труда медицинских работников и приобретение расходных материалов от общей суммы средств, полученных лечебным учреждением на эти цели.


Приоритетный национальный проект "Образование" можно оценить как самый позитивный по результатам его реализации в 2006 году. Осуществляются выплаты вознаграждений за классное руководство, в том числе в специализированных (коррекционных) школах и учреждениях медико-социальной помощи. Завершилась работа по проведению конкурса на поощрение лучших учителей. Средства федерального бюджета на эти цели получены в полном объеме.

По инициативе округа, по итогам Совета от 2 июня т.г. внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года No 854, утверждающее Правила предоставления финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации. Учтены следующие общеобразовательные учреждения: начальная школа - детский сад, вечерняя (сменная) школа, открытая (сменная) общеобразовательная школа, специальная (коррекционная) школа, детский дом - школа. Кроме того по рекомендациям округа Минобрнауки России: принято постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее порядок выделения средств из федерального бюджета для выплаты премий в рамках государственной поддержки талантливой молодежи; принято решение об осуществлении выплат премий Президента Российской Федерации общеобразовательным учреждениям и учителям средних школ сразу после окончания конкурсных процедур и определения победителей.

Следующий этап в развитии проекта обсуждался и на рабочих группах, и на заседании Совета, должен быть направлен в 2007 году на программу комплексной и системной модернизации образования в регионах России. Тридцать субъектов РФ - победители специализированного федерального конкурса в следующем году получат возможность внедрения передовых высокотехнологичных подходов в образовательном процессе и технологиях.
Мы отмечаем, что условия конкурса весьма сложные для наших субъектов и направляли по этому поводу предложения в Минобрнауки.

Кроме того, считаю целесообразным в качестве мер, способствующих развитию проекта разработать мероприятия по:

* формированию современных моделей организации образования, ориентированного на потребности рынка труда по приоритетных направлениям развития экономики;
* оказанию на конкурсной основе государственной поддержки федеральным и региональным учреждениям начального и среднего профессионального образования, реализующими инновационные программы развития;
* привлечению работодателей к реализации программ развития, включая софинансирование ими соответствующих мероприятий;
* расширить сферу реализации приоритетного национального проекта "Образование".

По итогам 9 месяцев т.г. результаты реализации проекта заслуживают внимание, и мне хотелось бы отметить высокопрофессиональную работу всех 11 субъектов. Вместе с тем, хочу обратить ваше внимание на необходимость на региональном и муниципальном уровне: обеспечить реализацию исполнения планов по софинансированию проекта в 2006 году.

Приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Говоря об итогах реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье" за девять месяцев текущего года необходимо отметить, что в большинстве регионов Северо-Западного федерального округа сформирована база для осуществления самого масштабного и сложного национального проекта;
совершенствуется региональное законодательство,
формируются основы системы территориального планирования,
повышается инвестиционная привлекательность строительной отрасли,
внедряются механизмы ипотечного кредитования.

Вместе с тем, при проведении мониторинга реализации национального проекта "Жилье", по итогам заседания рабочей группы по его реализации, выявлен ряд проблем. В первую очередь они касаются существующей диспропорции спроса и предложения на рынке жилья, а так же недостаточно активных действий региональных властей по совершенствованию регионального законодательства в этой сфере.

Среди основных проблем - недостаточный уровень предложения на рынке жилья и, как следствие, высокая цена на него, низкая доступность и конкурентоспособность на рынке Северо-Запада. Формирование адекватного задачам национального проекта спроса на жилье в значительной мере способствует работа по увеличению объемов ипотечного жилищного кредитования. В восьми субъектах Северо-Запада создана необходимая законодательная база и инфраструктура; через региональных операторов выполняются областные программы и аккумулируются бюджетные и внебюджетные ресурсы.

Хотелось бы привести некоторую динамику: за 2005 год объем ипотечных кредитов по Северо-Западу составил 6 млрд. рублей. Ожидаемый объем сделок в 2006 году составит - 12 млрд. рублей, включая схемы через банки и региональных операторов. Если объем сделок за I полугодие 2006 года в сравнении с соответствующим периодом прошлого года увеличился в 2 раза, то прирост жилья в субъектах Северо-Запада составляет всего 2,3%.

Нерешенных проблем еще очень много. Это и отсутствие единых стандартов ипотечного кредитования в регионах, высокие стоимость жилья и процентная ставка по ипотечным кредитам, низкие доходы населения, ограниченные возможности бюджетов и т.д. Однако необходимо их преодолевать, и такой опыт в субъектах имеется.

Особое внимание должно быть оказано на наращивание объемов вводимого жилья и опережающего строительства инженерных коммуникаций, с обязательным привлечением всех возможных ресурсов. Подготовка инженерной инфраструктуры может финансироваться за счет привлечения кредитных ресурсов. В качестве мер господдержки должны предоставляться гарантии из федерального бюджета, возмещение процентной ставки, поддержка молодой семьи и прочее. Также эти проблемы могут быть решены путем разработки механизмов рефинансирования ипотечных кредитов, и путем внедрения новых видов сотрудничества через авансирование средств региональным операторам на стадии строительства.

Хорошо известная "новация" - развитие малоэтажного деревянного домостроения, которое могло бы увеличить в короткие сроки предложение жилья, пока не получило в регионах надлежащего воплощения. В этой связи органам власти субъектов необходимо оперативно проводить работу по созданию условий для строительства новых и перепрофилирования старых мощностей деревообработки для производства современных материалов, используемых в домостроении, в том числе и для панельно-каркасного домостроения.

Необходимо отметить, что по итогам прошедшего периода 2006 года сохраняются положительные тенденции в реализации национального проекта "Развитие АПК".

Активные усилия предпринимаются по ускоренному развитию животноводства.
За прошедший период 116 объектов животноводства, (которые будут построены, или где произойдет реконструкция и модернизация комплексов) включено в проект (по состоянию на 15 мая т.г. - 58). Использование современных технологий содержания, кормления и улучшение режима доения животных ведет к повышению качества и количества получаемого молока. При таком комплексном подходе эффективность производства молока достигает уровня мировых стандартов. Впервые за последние два года в округе зафиксировано увеличение производства мяса на 1,3%. В Республике Коми этот показатель составил 10,4%.
В Ленинградской области предприятия животноводства обеспечивают выработку 42% мяса, и 30% молока от общих объемов, производимых в округе.

В сентябре текущего года Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В.Гордеев отметил что, за всю историю отечественного животноводства в сельхозпредприятиях Ленинградской и Мурманской областей средний надой на одну корову превысил шеститысячный рубеж (составил соответственно 6238 и 6414 кг). По России в текущем году этот показатель ожидается в объеме 3500 кг.

По направлению проекта "Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК - личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств" первой группе на 01.11.2006 г. выдано 1930 кредитов на сумму 296 млн. рублей, крестьянским фермерским хозяйствам - 200 кредитов на 296 млн.рублей. Эти кредиты целевым образом направляются на закупку ГСМ, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, на закупку кормов, на уплату страховых взносов при страховании урожая сельхозкультур, на покупку сельскохозяйственной малогабаритной техники, скота и на другие цели.

Реализация следующего направления национального проекта "Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе" должна решать две задачи: закрепления молодых специалистов на селе и улучшения демографической ситуации. Из средств федерального бюджета выделено на эти цели 119,7 млн. рублей, из региональных бюджетов - 103,6. Ситуация в субъектах округа меняется: например, в Псковской области в текущем году не предусмотрены бюджетные обязательства по этому направлению. Однако в следующем году область планирует участвовать в обеспечении жильем молодых специалистов за счет средств областного бюджета. Обращаю ваше внимание на своевременность и полноту использования финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. (Справочно: Из федерального бюджета для всех субъектов Северо-Запада предусмотрено выделить на эти цели - 119,7 млн. рублей, фактически освоено - 10,2 млн. рублей. В региональных бюджетах предусмотрено - 103,6 млн. рублей, фактически использовано - 7,8 млн. рублей. Из внебюджетных источников на субсидирование строительства предусмотрено 90 млн.рублей, фактически использовано - 49,9 млн.рублей.)

О проблемах. Осуществляя мониторинг реализации национального проекта "Развитие АПК" остается ряд проблем, которые могут стать серьезным препятствием для его реализации. Остро стоит вопрос об увеличении субсидий на краткосрочные кредиты до 1 года и инвестиционные кредиты на 3 и 5 лет. Например, в Архангельской области недостаток средств на субсидирование по краткосрочным кредитам до 1 года составляет 13 млн.рублей, а на инвестиционные кредиты на 3 и 5 лет - 36 млн. рублей. В этой связи Минсельхозу России предлагается пересмотреть объемы финансирования на субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, с учетом фактически заключенных договоров. Недостаточно эффективно проводится работа в субъектах округа по оказанию консультативной и организационной поддержке крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам, а также созданным ими фондов.

В заключение хочу остановиться еще на одной национальной проблеме - демографии. Демографическая ситуация в Северо-Западном федеральном округе, продолжает вызывать серьезную озабоченность: продолжает усугубляться диспропорция между группами горожан детского и пожилого возраста: доля детей составила 13,3 %, а населения в возрасте старше 60 лет - 21,1 %, что является одним из самых неблагополучных показателей. Таким образом, коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное населения лицами пожилого возраста будет нарастать, что усугубит проблемы экономического и социального характера.

С 1 января 2007 года в федеральном бюджете предусматриваются дополнительные средства на финансирование комплекса мер, способствующих улучшению демографической ситуации в России: повышению рождаемости, увеличению продолжительности жизни и стимулировании процессов миграции.

Основные суммы средств направляются на повышение рождаемости в стране. С 1 января 2007 года будет выплачиваться "материнский капитал", увеличиваются продолжительность декретного отпуска, меняется механизм социальных выплат. Размер пособия по уходу за ребенком может быть увеличен субъектом РФ, как это делается в Санкт-Петербурге.

Рассматриваемый сегодня вопрос, безусловно, имеет первостепенную важность и актуальность. Успешная реализация нацпроектов в сферах образования, здравоохранения, строительства доступного жилья, агропромышленного комплекса и демографии прямо определяют качество и уровень жизни граждан.

Подводя некоторые итоги реализации национальных проектов на территории СЗФО в целом, хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что в субъектах округа проводится целенаправленная работа по выполнению утвержденных сетевых графиков. Вместе с тем, органам власти регионального и муниципального уровня необходимо проанализировать исполнение планов, качество предпринимаемых действий и, выявив основную проблематику, предпринять все меры по их устранению.

Обращаю ваше внимание на ряд фактов, когда субъектами несвоевременно предоставляются или предоставляются не полностью заполненные формы 1-ПС и 3-СГ. Прошу исключить практику подобных случаев.
В заключение обращаю ваше внимание на перечень предложений по каждому национальному проекту, которые представлены к решению по обсуждаемому вопросу.



10.11.06
http://www.szfo.ru/msg/683/wystuplenie_g.izotowoy_na_zasedanii_soweta_pri_polnom.html?print=1
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован