Уважаемые депутаты, коллеги!
В прошлом году мы впервые законодательно утвердили бюджет автономного округа на трехлетний период, определив, таким образом, стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу. Проанализировав и проделав серьезнейшую работу с уже действующим бюджетом, сегодня мы предлагаем вам принять необходимые корректировки 2009 и 2010 годов, а также бюджет на 2011 год. Мы идем вперед, приобретая опыт среднесрочного планирования и совершенствуем подходы к управлению бюджетными ресурсами, как основного инструмента достижения запланированных целей и результатов.
Суровая действительность заставляет нас сегодня чрезвычайно внимательно относиться к вопросу бюджетного планирования. Складывающаяся обстановка на финансовом рынке и изменение динамики показателей развития экономики Российской Федерации создает необходимость готовить запасные варианты югорского бюджета. Поэтому, существует вероятность того, что предложенные сегодня параметры бюджета в случае необходимости будут корректироваться в зависимости от общих тенденций экономики страны.
Для начала, остановлюсь на итогах нашей совместной работы, характеризующие условия и возможности выполнения бюджета, безусловно, на приоритетах бюджетной политики, на неотложных задачах, которые необходимо решать для достижения наших целей.
Итак, о некоторых итогах.
1. Итоги
Думаю, главный итог состоит в том, что проводимая бюджетная политика в целом позволила обеспечить высокие показатели уровня и качества жизни населения.
Несмотря на нестабильную ситуацию на мировых финансовых рынках автономный округ остается инвестиционно привлекательной территорией, что подтверждают ведущие мировые агентства. Низкий уровень государственного долга и высокий уровень благосостояния в округе позволяют Югре занимать третье место в России (после Москвы и Санкт-Петербурга) среди субъектов Российской Федерации с самым высоким уровнем кредитоспособности. Кроме того, на прошлой Думе мы приняли с Вами решение о создании в бюджете финансового резерва в сумме 5 млрд. рублей. Считаю, что это очень своевременное и правильное решение, которое позволит нам в случае снижения ресурсных доходов обеспечить финансированием все запланированные расходы в 2009-2011 годах.
В результате расширения горизонтов бюджетного планирования до 3 лет, мы определились во взаимоотношениях с Тюменской областью и продлили действующее соглашение о распределении доходных полномочий до 2015 года.
В целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса осуществляется переход всех бюджетов муниципальных образований автономного округа к среднесрочному финансовому планированию, большинство местных бюджетов уже сформированы на трехлетний период.
Расходы бюджета автономного округа в целом обеспечили реализацию приоритетов экономического и социального развития округа.
Мы уже реализовали в 2008 году задачу, поставленную Президентом России об увеличении минимального размера оплаты труда до 4 тысяч 330 рублей. Более того, в Югре с 1 января 2009 года установлен размер минимальной заработной платы в сумме 8 тыс. рублей.
Задача по повышению пенсий с 2009 года до уровня, превышающего прожиточный минимум, также реализована досрочно. Сегодня уровень пенсионного обеспечения с учетом региональных надбавок превысил размер прожиточного минимума на 13,5 %, а к концу года превысит на 23%.
Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье" позволила в только в 2007 году более семи с половиной тысячам семей воспользоваться государственной поддержкой, в т.ч. около 3 тысяч семей улучшили свои жилищные условия, остальные вложили свои средства в долевое строительство.
По объему ипотечного кредитования на душу населения Югра лидирует среди регионов страны. На каждый бюджетный рубль привлекается порядка 4 рублей внебюджетных средств.
В регионе созданы условия для системных изменений в образовании, включая наметившееся движение к профильному и компетентностно-ориентированному обучению школьников и студентов. В рамках реализации федеральных и окружных целевых программ, приоритетного национального проекта значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных учреждений, которые на сегодня оснащены современным компьютерным, лабораторным и учебно-наглядным оборудованием. Создаются многопрофильные образовательные учреждения, ресурсные центры, формируется региональный заказ на подготовку специалистов.
Позитивные изменения, реорганизация системы здравоохранения автономного округа, происходящие во всех ее звеньях, позволили сохранить ранее сформировавшиеся тенденции, отражающие положительные демографические процессы в округе, уровень и состояние здоровья населения. В том числе за счет формирования нормативно-правовой и экономической базы, способствующей укреплению системы государственного здравоохранения и развитию платной медицины.
В области агропромышленного сектора, следует отметить, что некоторые позитивные изменения происходят, но в то же время отрасли не хватает комплексных инвестиционных проектов, позволяющих обеспечить рентабельное конкурентное производство и поставку свежей продукции, обеспечив при этом занятость сельского населения.
В автономном округе не только сохраняется достигнутый уровень социальной защищенности населения, но и усиливаются принятые меры социальной поддержки малообеспеченных граждан. В ноябре 2007 года принят закон автономного округа, в котором увеличены размеры помощи гражданам, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, а также установлено предоставление материальной помощи малообеспеченным семьям, проживающим в сельской местности, для выхода семьи на самообеспечение.
Реализация комплексных мер поддержки малого предпринимательства в автономном округе позволила оказать поддержку 367 проектам на сумму около 200 млн. рублей. Создана необходимая инфраструктура для поддержки малого бизнеса, остается совершенствовать механизмы для эффективной ее работы.
В плановом режиме осуществляется оптимизация структуры собственности, создаются условия для эффективного использования имущества.
Система предоставления налоговых преференций в Югре с 1 января 2008 года по налогу на имущество предприятий переориентирована на повышение стимулирующей функции льготы при реализации инвестиционных проектов на территории автономного округа.
Снижение налоговой нагрузки на организации ТЭК, применивших льготу по налогу на прибыль, позволило расширить внутренние инвестиционные возможности. Средства, высвобожденные в результате применения льготы по налогу на прибыль, компании направили на собственное развитие, из них 84% - капитальные вложения, 16% - освоение природных ресурсов. Налогооблагаемая база организаций, применивших льготу по налогу на прибыль, в 2007 году увеличилась на 14% по отношению к 2006 году и в общем объеме налогооблагаемой базы округа составила 79%, практически в этом же объеме организациями - "льготниками" были сформированы платежи по прибыли в бюджет автономного округа.
В части полноценного внедрения механизмов бюджетирования по результатам, необходимо констатировать, что данная работа затянулась.
Доклады органов исполнительной власти о результатах и основных направлениях деятельности так и не стали основой для формирования очередной трехлетки, так как все привыкли работать по старому, по привычке. Прошу все задействованные структуры в этом процессе активно включаться и вывести работу с докладами на необходимый уровень.
Отмечу недостаточную организацию отдельных ведомств, которые не вписались по времени в очередную трехлетку, другими словами - проспали ее. Порядок, который установлен для внесения соответствующих документов для включения их в проект бюджета установлен. Из-за "проспавших" ведомств страдает не только качество бюджетного планирования но и реализация важных направлений, целей и задач, которые сами же эти ведомства и предлагают, страдает реализация стратегии развития автономного округа.
Значительную роль в планировании бюджета играют целевые и ведомственные программы. Доля программных расходов в 2007 и 2008 годах остается стабильной и составляет около 30% всех расходов бюджета. Однако в 2009-2011 годах существует отрицательная динамика и доля программ в бюджете постепенно снижается. Мне думается, что эта ситуация должна быть выправлена в 2009 году при масштабном внедрении принципа программно-целевого планирования. Доля программных расходов в 2010 году должна составить не менее 50% бюджета. Это должно обеспечиваться переводом большинства текущих расходов на программные рельсы с определением целей, результатов и показателей деятельности соответствующих субъектов бюджетного планирования, а также переходом на новые организационные формы бюджетных учреждений.
Сегодня, нам как никогда требуется проанализировать действующие программы и в случае ухудшения ситуации, знать, где можно с минимальными для округа последствиями произвести корректировки. Нужно оперативно принять необходимые решения для оценки эффективности реализации целевых и ведомственных программ автономного округа. Прошу не затягивать эту работу.
Изменения в Бюджетном Кодексе Российской Федерации, повлекшие изменения в части организации бюджетного процесса и межбюджетных отношений, а также переход с 2008 года к среднесрочному планированию бюджета автономного округа обусловили формирование межбюджетных трансфертов на среднесрочную перспективу.
Более 95% объема межбюджетных трансфертов распределяются на основе единых методик, основанных на объективных показателях, адекватно определяющие потребность в финансировании.
Межбюджетные трансферты были распределены между муниципальными образованиями на три года, что создало благоприятные условия для повышения качества финансового планирования местными финансами.
Возможность прогнозировать объемы финансовой помощи из бюджета автономного округа на три года должна служить дополнительной предпосылкой к введению среднесрочного бюджетного планирования и создать стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на местном уровне.
Выполняя поручение Президента России и требования законодательства Российской Федерации по завершению переходного периода реформы местного самоуправления в 2008 году, а также принятого на уровне региона решения по дальнейшему повышению стабильности местных бюджетов и заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании налогового потенциала территории, в округе внесены соответствующие изменения в законодательство о межбюджетных отношениях, которые позволяют увеличить объемы собственных доходов местных бюджетов в 2009-2011 годах.
В первую очередь, необходимо отметить, что налог на доходы физических лиц, передаваемый на уровень муниципальных районов и городских округов по единым нормативам, скорректирован с 10 до 15 процентов. Это решение позволит нам в значительной мере повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов. Ежегодная прибавка составит около 3 млрд. рублей.
Последовательное совершенствование межбюджетных отношений системно осуществляется начиная с 1999 года. В результате эта работа легла в основу разграничения полномочий. Более 70 вопросов отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации и более 30 вопросов закреплены за органами местного самоуправления. Именно такое соотношение полномочий определяет объемы финансирования межбюджетных трансфертов.
С 2008 года региональный фонд муниципального развития и региональный фонд софинансирования социальных расходов в соответствии с требованием бюджетного законодательства объединены в фонд софинансирования расходов. По каждому направлению установлены размеры софинансирования из местных бюджетов. Это позволило органам местного самоуправления определить приоритетные направления расходования местных бюджетов. Практика работы данного фонда в 2008 году показала, что по отдельным направлениям необходимо пересмотреть соотношение средств окружного и местных бюджетов в разумных пределах с учетом бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Несмотря на то, что первый шаг нами уже сделан и в 2008 году распределен фонд стимулирования в сумме 500 млн. рублей между муниципалитетами учитывая их достижения в управлении экономическими, финансовыми и гражданско-правовыми сферами, в то же время, мне думается, что предоставление местным бюджетам субсидий не достаточно увязывается с эффективностью деятельности органов местного самоуправления, что снижает стимулирующую роль таких субсидий. Прошу соответствующие структуры Правительства учесть это при формировании подходов финансового стимулирования в будущем году.
Отдельная тема - долговая политика.
Задачи поставленные в прошлом бюджетном послании в отношении долговой политики, выполнены.
Сегодня мы никому не должны, округ погасил в этом году выпущенный в 2003 году облигационный заем в объеме 3 млрд. рублей. Государственный долг представлен только госгарантиями в объеме 4,3 млрд. рублей.
Считал бы необходимым отметить вот что: занимать, ради того, чтоб проедать, мягко говоря, не совсем верно, а точнее - вовсе не допустимо. Поэтому, эффективность бюджетной политики в управлении государственным долгом должна быть напрямую увязана с нашей инвестиционной политикой (как в области государственных, так и коммерческих проектов). Скажу проще: мы должны занимать ровно столько, сколько необходимо и ни рубля больше.
2. Приоритеты бюджетных расходов
Теперь о самом главном - о наших приоритетах. Они должны быть четкими и ясными для понимания. Для нас это качество жизни населения, достойная оплата труда, развитие для этого социальной сферы и экономики.
Вначале несколько слов об общих подходах к нашим приоритетам.
Проектом бюджета автономного округа на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов предусматривается существенный рост бюджетных расходов на реализацию приоритетных направлений, как в рамках действующих обязательств, так и вновь принимаемых. При этом определены и условно утвержденные расходы на 2010 и на 2011 годы. Их размер составит 4,2 млрд. рублей и 15,3 млрд. рублей соответственно.
Размер условных расходов является предельным источником для принятия новых бюджетных обязательств.
Безусловное исполнение действующих расходных обязательств, реализация уже принятых решений - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или реструктуризации. Если необходимость или целесообразность таких обязательств утрачена, то корректировка решений должна происходить своевременно, до формирования проекта бюджета.
Одним из показателей эффективности управлением средствами бюджета является количество поправок, внесенных в течение текущего финансового года. Нам необходимо минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет! Это позволит не только эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сохранить ресурсы для принятия в очередном бюджетном цикле новых расходных обязательств.
Итак, что нужно в первую очередь:
В условиях развития и углубления глобального мирового кризиса нельзя не остановиться на возможных его последствиях, а также мерах, которые могли максимально "купировать" эти последствия, сгладить их негативное влияние на все сферы социально-экономического развития экономики автономного округа.
Кризис перестал быть только финансовым, а давно приобрёл черты глобального кризиса, затрагивающего финансы, промышленность, потребительский рынок и далеко не только одной Америки, но и стран "Старого света", Азии, и, конечно же, России.
Сферы, вызывающие особое внимание правительства автономного круга, в связи с воздействием всеобщего кризиса, это:
*
Финансовые рынки:
- банковская сфера, страховая деятельность
- деятельность негосударственных пенсионных фондов
- управление инвестициями;
а так же
*
Сфера промышленных производств и потребительских рынков:
- строительный комплекс
- рынок ипотечного кредитования
- рынок потребления продовольственных товаров
- жилищно-коммунальное обслуживание.
В связи с событиями, происходящими в настоящий период, требующими высокой ответственности и концентрации целесообразно зафиксировать позицию органов власти автономного округа, а именно:
1. необходимо оперативно осуществлять регулярный мониторинг развивающейся ситуации на всех уровнях, для активного реагирования на негативные проявления;
2. продолжить выработку решений и комплекса мер антикризисного характера;
3. прогнозирование на период до 1-го года осуществлять как минимум в 2-х сценариях:
А) "Умеренно позитивный" - минимальное влияние негативных последствий, определяющихся краткосрочностью развития кризисных влияний в автономном округе. Срок первичной стабилизации - до середины следующего года. Сценарий реализуется за счёт точечных мер поддержки окружной экономики, не требующих принципиальных изменений прогнозов развития и параметров бюджета автономного округа.
Б) "Компенсационный" - существенное влияние на экономические показатели развития автономного округа затянувшихся негативных процессов на срок до 2-х лет. Пересмотры подходов к бюджетному финансированию ранее принятых программ, за счёт замещения источников, путём:
- прямых заимствований;
- выдачи государственных гарантий на реализацию бюджетных программ за счёт стороннего финансирования на условиях государственно-частного партнёрства.
Для достижения поставленных целей требуется комплекс мер, направленных на борьбу с последствиями кризиса. Вот некоторые уже принятые решения:
1. Для поддержки строительного сектора, на цели приобретения строящегося жилья на социальные нужды автономного округа уже выделено 720 млн. рублей.
2. Выделены денежные средства муниципалитетам на аналогичные цели.
3. Дополнительно почти на 400 млн. рублей увеличено финансирование программ выдачи субсидий по подпрограммам "Молодая семья" и "Жилье коренным малочисленным народам Севера".
Совокупный объём дополнительной финансовой поддержки строительного комплекса составил около 3-х млрд.рублей.
Однако мы понимаем, что для поддержки и возможной динамики развития окружной экономики этих мер недостаточно. Поэтому мы в ближайшее время должны предложить рынку дополнительные решения, направленные:
- на поддержку окружной программы льготного ипотечного кредитования. Понимая затруднения банков по сохранению темпов и объёмов, правительство продолжает считать эту программу приоритетной и предпринимает меры для её сохранения на прежнем уровне;
- на поддержку и развитие региональной банковской системы и системы негосударственного обеспечения;
- на поддержку строительного комплекса;
- на активизацию работы по привлечению правительством автономного округа денежных средств у институциональных инвесторов и кредиторов на цели регионального развития.
При этом ни в коем случае не должны пострадать уже реализуемые социальные программы.
Второе, как и прежде, основным приоритетом бюджетных расходов является повышение качества жизни югорчан. Поэтому главные бюджетные расходы имеют социальный характер, социальная ориентированность бюджета автономного округа остается его основной характеристикой.
Значительная часть общего прироста расходов бюджета автономного округа к уровню 2008 года будет направлена на социальную сферу. Удельный вес данных расходов из года в год увеличивается, в 2008 году он составлял 29,1 %, в 2011 году составит 32,5 %.
Безусловно, инвестиции в объекты социальной инфраструктуры останутся важнейшим направлением инвестиционной политики автономного округа. Планируется продолжить строительство новых и реконструкцию действующих медицинских учреждений, строительство детских садов и школ в городах и поселках округа, культурных центров, объектов жилищно-коммунального хозяйства. Отмечу, что ведомствам, которые занимаются планированием капитальных вложений нужно учитывать все сроки производственных и административных процессов и выстраивать приоритеты среди объектов.
Одним из компонентов реформирования отраслей бюджетной сферы является реформирование оплаты труда.
С переходом с 2009 года на новые системы оплаты труда, на федеральном уровне продекларировано повышение фондов оплаты труда федеральных учреждений на 30 процентов. Хочу обратить Ваше внимание, что среднероссийскими темпами мы расти не можем. Напомню, что мы лидеры по зарплате, находимся на третьем месте среди субъектов России. И поэтому мерить темпами заработную плату в округе ссылаясь на общероссийские темпы не корректно. Буквально на днях мы получили официальные рекомендации Министерства финансов России, которые призывают нас подходить к вопросам повышения оплаты труда исходя из реальных возможностей бюджетов. Более того, официальное мнение Минфина заключается в том, что повышение оплаты труда федеральным бюджетным учреждениям не должно являться ориентиром для принятия аналогичных решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Тем не менее, повышение заработных плат планируется и на эти решения средства в бюджете запланированы достаточно серьезные: в трехлетнем бюджете автономного округа предусмотрены средства в размере 27 млрд. рублей.
Кроме того, это важно, введение новых систем оплаты труда должно не только способствовать повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы, но, прежде всего, будет ориентировано на показатели конкретных результатов, на повышение качества и доступности оказываемых населению услуг. Мы не можем поднимать заработную плату не измеряя ее конкретными результатами, показателями, за которые эта заработная плата начисляется.
Одним из приоритетных направлений бюджетной политики в 2009 году и плановом периоде 2010 и 2011 годов остается формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания нашего населения.
Особое внимание обращаю на действующие механизмы реализации ипотечной подпрограммы. Эта программа больше всего подвержена рыночным колебаниям ставок по кредитным ресурсам. Поэтому, нестабильная ситуация на российском рынке заемных ресурсов (высокие процентные ставки) вынуждает нас искать взвешенные механизмы поддержки необходимого объема ипотечного кредитования, преследуя при этом не только социальные цели, но и цель поддержки строительной отрасли, которая сегодня испытывает на себе влияние кризиса.
Развитие коммунальной инфраструктуры в рамках соответствующей программы должно ориентироваться на привлечение внебюджетных ресурсов с учетом наработанной практики и в рамках предусмотренной бюджетной поддержки.
В среднесрочном периоде 2009-2011 годов будет продолжена целенаправленная работа по переводу жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, уход от дотирования данной отрасли посредством адресного финансирования конкретных мероприятий, направленных на повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления отраслью.
Государственная поддержка сельского хозяйства и рыбной отрасли автономного округа должна быть выражена в повышении финансовой устойчивости агропромышленного комплекса, расширении доступа товаропроизводителей к долгосрочным кредитным и инвестиционным ресурсам. На эти направления будут нацелены национальный проект и программа по развитию агропромышленного комплекса.
Мы должны с Вами сделать жизнь на селе привлекательной, заинтересовать, занять сельское население. В этом направлении нужен комплексный подход, на что и будет направлена реализация программы "Комплексное развитие сельских населенных пунктов".
Приоритетными направлениями региональной системы физической культуры и спорта является формирование и удовлетворение потребности населения автономного округа в занятиях физической культурой и спортом, увеличение количества занимающихся физкультурой и спортом не менее 18,2% к 2011 году, развитие массового и детско-юношеского спорта, развитие единого соревновательного пространства Югры, обеспечение условий для отбора и подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации. Вы все прекрасно знаете, что округ будет принимать на своей территории престижные международные и всероссийские соревнования, в том числе Всемирную шахматную Олимпиаду и Чемпионат мира по биатлону.
Остановлюсь поподробней на одном из приоритетных направлений - на реализации коммерческих инвестиционных проектов. Уже два года действует программа поддержки приоритетных проектов, и мы уже дважды сокращали средства из-за неосвоения. Мне думается, необходимо вернуться к варианту создания инвестиционного фонда автономного округа с механизмом перехода неиспользованных ассигнований текущего года на следующие годы.
Планируя реализацию серьезных инвестиционных проектов, мы должны очень скрупулезно оценивать риски проектов, в противном случае, это может привести к тому, что значительная часть рисков проекта ляжет на бюджет, а это прямая угроза бюджетной устойчивости.
Следующее приоритетное направление бюджетных расходов на 2009-2011 годы - развитие дорожной инфраструктуры. Эта тема в последнее время является постоянным предметом дискуссий. Сегодня мы двигаемся в рамках действующей программы, продлив ее до 2011 года. Для сведения присутствующих сообщу, что в 2008 году объем финансирования муниципальных дорог составил около 30% всех расходов направляемых на строительство и содержание дорог из бюджета округа. Доля софинансирования строительства и реконструкции муниципальных дорог из бюджета округа в планируемом периоде увеличится с 30 до 50%.
3. О задачах бюджетной политики на 2008-2010 гг.
Таким образом, при сложившихся условиях в качестве самой важной задачи бюджетной политики необходимо поставить повышение устойчивости экономики округа на основе совершенствования её структуры, минимизации последствий финансового кризиса, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, совершенствования транспортной и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.
При этом бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой и отечественной экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.
Здесь важно, на мой взгляд, исходить из того, чтобы, во-первых, по хозяйски распорядиться тем, что имеем, во вторых, применить имеющееся для улучшения жизни людей, проживающих в округе, и, в-третьих, усилить эффективность стимулирования бюджетными средствами экономической и социальной активности всех отраслей промышленности и бизнеса.
Думаю, в первую очередь нужно обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета округа, внедрение долгосрочного финансового планирования. Достижение такой задачи возможно при разработке специального документа, который позволил бы собрать все наши направления и посчитать, сколько на это потребуется средств, в том числе и привлеченных. Я говорю о необходимости принятия в следующем году бюджетной стратегии до 2020 года. Бюджетная стратегия должна стать основополагающим базовым документом финансовой стабильности в автономном округе на долгосрочный период.
Меня не могут не беспокоить высокие темпы роста текущих расходов в грядущей трехлетке. Эти темпы выше, чем темпы поступления текущих доходов бюджета. Подчеркиваю, я не говорю о каких-то критических пропорциях, а нацеливаю на то, чтобы структуры, которые показывают значительный рост, провели реальную инвентаризацию бюджетных учреждений, сформулировали четкие и понятные требования к их функционированию.
Нужно повысить уровень ответственности тех, от кого зависит поступление налогов, сборов, других доходов. Здесь нужны действенные стимулирующие и поощряющие инструменты. Необходимо повысить степень заинтересованности администраторов в доходах в достижении максимальных результатов, но нужно и применение санкций за невыполнение планов.
Важно повысить эффективность бюджетных расходов за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе госзадания и принципов нормативно-подушевого финансирования. В ходе реформирования сети бюджетных учреждений, главными распорядителями средств бюджета автономного округа должна быть проведена реальная инвентаризация действующих расходных обязательств, анализ деятельности бюджетных учреждений, сформированы четкие требования к их функционированию.
В среднесрочной перспективе, при планировании бюджетных расходов, следует обеспечить корреляцию бюджетных целевых программ, докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования и обоснований бюджетных ассигнований, которые ложатся в основу формирования бюджетных проектировок.
Эффективность использования бюджетных ресурсов связана и с необходимостью увеличения веса программ в бюджете. Нужно, еще раз подчеркну, в самые короткие сроки утвердить порядок оценки эффективности реализации целевых и ведомственных программ автономного округа, создать в полном объеме методическую базу формирования и финансирования обеспечения государственных заданий.
Связана с этим и необходимость совершенствования распределения фонда стимулирования муниципалитетов, усилив его зависимость от оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
При бюджетном планировании, повторюсь, нужно минимизировать внесение поправок в утверждённый бюджет.
При переходе на новые системы оплаты труда нужно усилить зависимость уровня заработной платы работников от конкретных результатов, от повышения качества и доступности оказываемых населению услуг.
Для хозяйского использования наших ресурсов нужно и улучшение управления имуществом автономного округа. Эффективность управления имуществом остается перспективной задачей бюджетной политики. Сегодня мы имеем серьезные ресурсы для того чтобы создать эффективную систему управления финансовыми активами округа.
Пусть каждый руководитель, каждый работник задумаются о том, как нам умело распорядиться всем, что имеем, какие есть резервы для этого, где лучше всего применить бюджетные средства.
Необходимо повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг. Эта задача очень важна и для наших органов власти, и для учреждений. Реализацию мер по повышению качества и доступности государственных услуг следует обеспечить в рамках административной реформы на базе высоких технологий и высокой степени автоматизации управленческих процессов.
Каждый орган исполнительной власти автономного округа должен выработать свою долгосрочную программу повышения эффективности бюджетных расходов. Это обеспечит выполнение задачи по повышению качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Необходимо начать практическое внедрение методов финансового менеджмента в форме анализа и оценки совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств.
Еще одной задачей бюджетной политики в среднесрочном периоде является создание условий и стимулов для привлечения инвестиций, поддержки предпринимательской деятельности, развитие среднего и малого бизнеса. Эта комплексная задача основана на слаженной работе многих ведомств Правительства округа, институтов развития и бизнеса, поэтому я прошу все заинтересованные структуры принимать самое активное участие в этом процессе. Мы должны обеспечить ежегодный прирост инвестиций на уровне не менее 10-15% по всем инвестиционным направлениям, где мы участвуем.
Мы должны создать благоприятные условия для развития среднего и малого бизнеса в нефтедобыче, там, где это не выгодно крупным компаниям. Необходимо предложить систему взаимодействия между вертикально-интегрированными компаниями и малыми нефтяными компаниями, чтобы упростить доступ к ресурсам.
Заметную помощь, кстати, здесь может оказать и создание инвестиционного фонда автономного округа.
И, конечно, одной из замыкающих, я бы так назвал, задач является задача обеспечения эффективного управления государственным долгом. Непродуманная долговая политика является источником экономических и политических рисков. Это определяет тесную взаимосвязь задачи управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности округа, осуществляющего заимствования. Для того чтобы проводить активную бюджетную политику в области управления государственным долгом необходимо определить, где мы можем пойти опережающими темпами, чтобы получить наибольший результат, не растягивая или откладывая на 3-5 лет реализацию каких-либо направлений.
Для реализации поставленных целей, призываю депутатов Думы Югры, Правительство, глав муниципальных образований настроиться на максимально эффективную работу в новых условиях, условиях наступившего кризиса. Нам всем вместе предстоит оперативная и слаженная работа по повышению доходов и выбору экономически верных направлений расходования бюджетных средств, достигая максимальный результат с минимальными затратами.
Благодарю за внимание.
http://www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2008/statya22.htm