Уважаемые участники конференции!
Искренне приветствую вас - видных представителей отечественной науки - на орловской земле, в сердце коренной России!
На Орловщине сложилась хорошая традиция - всегда, когда в обществе назревают какие либо серьезные изменения - собираться на совет, собирать мудрых людей, способных высветить то или иное явление из чуть забрезжившего рассвета.
Так было, когда встал вопрос о собирании писателей России, - в Орле провели первый пленум, а затем и съезд писателей. Так было в момент яростных споров по судьбам земли - здесь прошла целая серия выездных заседаний академии наук по выработке законов Так поступили и тогда, когда шли агрессивные дискуссии о системе власти в стране, путях развития России.
И не случайно Владимир Владимирович Путин, лично возглавивший работу оргкомитета "Победа", провёл его выездное заседание именно в Орле. На нашей, исконно русской земле, где каждый ее метр обильно полит кровью защитников Родины - и думается, и чувствуется по-русски!
Здесь проходили Международные конгрессы бахтиноведов, Феофановские чтения, Симпозиумы по аграрной истории Восточной Европы (совместно с Институтом истории РАН) и это перечисление можно дальше продолжить.
На Орловщине слово учёных пользуется заслуженным вниманием. Мы по крупицам собираем уникальнейший интеллектуальный потенциал.
А на сегодняшней встрече хотели бы вместе с вами сверить ориентиры движения по пути российских преобразований, оценить пройденное в масштабном контексте философского познания.
Можно сказать, что это решение своего рода возвращение знаменитого "философского парохода" - печально знаменитого - обратно в Россию, к своему народу. Вслед за произведениями русских философов начала 20-го века и вслед за прахом Ивана Ильина, одного из наших славных земляков.
Для такой дискуссии впервые за последние несколько десятилетий у нас в России появилась реальная база. Окрепла экономика, погашены долги, создан резерв почти в 340 миллиардов долларов. Укреплена система власти, начался процесс реализации национальных проектов.
Усилились позиции России на международной арене. Наконец перестали слушать окрики из американского обкома.
Сегодня весь мир ощущает тектонические сдвиги в экономике, политике, культуре, в духовности.
Процесс глобализации резко обострил проблемы национального самосознания. На эту тему много размышлений философов, социологов и политиков.
Продолжаются дискуссии о концепции "информационного общества".
Все более острой становится демографическая проблема. Особенно для нашей страны: ежегодно население России уменьшается почти на 700 тысяч человек. В своем ежегодном послании Парламенту В.В.Путин назвал решение проблем демографии главной задачей для России. Уже принимаются меры, направленные на снижение смертности и повышение рождаемости, совершенствование миграционной политики.
Но проблемы демографии все громче звучат и в мировом масштабе. Перенаселение в отдельных регионах мира и возрастающее неравенство в доходах между "Севером" и "Югом" ведут к росту неконтролируемой миграции, нестабильности общественных отношений, разного рода межэтнических конфликтов.
В результате, в глобальном масштабе, вместо провозглашённого воцарения свободы и прав человека, а у некоторых - и "конца истории",- отдельные сегодняшние умы объявляют о начале "новой истории" - эпохи нового миропорядка и даже новых войн.
Насколько экономически, политически, духовно и нравственно готова Россия к такому повороту?
За последнее время, особенно после 91-го года, жизнь ушла далеко вперед. Пришло новое поколение людей, смутно представляющих то советское время.
На смену плановой социалистической экономике пришел рынок, многое изменивший в сознании и поведении людей.
Будем честными: переход к рынку произошел настолько чудовищно и не в интересах подавляющего большинства граждан, что последствия такого реформирования остро ощущаются и 15 лет спустя. Сознание людей было надломлено. Они просто потерялись, не знали, что им делать и как жить. Люди не имели представления о рыночной экономике, начали ломаться. Было сломано целое поколение.
До сих пор в интеллектуальном, духовном смысле мы не до конца прошли этот "перевал". И сегодня вопросы духовности, национального самосознания, быть может, впервые поставлены с такой остротой.
Беда России в том, что потребность оздоровления её социального организма в 90-е годы была подменена ультралиберальной догматикой!
Принимая эту доктрину для внутреннего пользования, мы фактически допустили на своем поле чужие правила игры, а значит, ограничили свой суверенитет. Осознанно были дискредитированы ценности вокруг которых строился каркас нации. Обессмысливали - труд, правду, справедливость, семью, любовь к Родине, подвижничество, идею соборности, иные проявления великой русской души!
Вместо нации мы получили "совокупность индивидов", объединенных отметкой в паспорте. Мерилом цивилизованности стал тезис ubi bene - ibi patria (где хорошо, там и отечество). Образцом демократа стал "гражданин мира", которому тем лучше, чем хуже России, и которому до боли близок лозунг о поражении собственного правительства в войне.
Обратите внимание на еще один российский парадокс: крайние фланги, провозглашая разные цели едины в своей антигосударственной "работе". С одной стороны - исторический нигилизм и безродность. С другой - стремление за счет популистских лозунгов расшатать стабильность в обществе и государстве. И для тех, и для других государство не стало Отечеством. Одни пытаются его "сломать", другие - выбросить на свалку истории. Такой "подход" к государству и стал причиной колоссальных трагедий русского народа: в начале ХХ века - революция и гражданская война, в конце - крушение Советского Союза.
Неужто память отшибло у некоторых ретивых клакеров? Куда их безумие может завести?
Этому типу общественного деятеля А.С. Пушкин в своё время посвятил очень резкие строки:
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел, ...
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда разбитые полки бежали вскачь,
И гибло знамя нашей чести.
Все последние годы шла какая-то нелепая, недостойная и нездоровая возня вокруг "русского" нашего самосознания, русской культуры, языка, истории, русских предпринимателей, вокруг русских губерний и губернаторов, вокруг нашей молодёжи.
В России мы не могли нормально обсуждать вопросы о русском народе, образующем нацию и государство. Стыдились быть русскими
Цель то была очевидна: - навязать русскому человеку постоянный комплекс культурной неполноценности, готовность восторженно воспринимать все идущее с Запада.
Если о русском и говорили, то, говорили как о безкультурном, не умеющем работать. Прямо скажу: враньё всё это и унижение собственного народа! Кто пытается представить русского человека вторым сортом? Да те же самые люди, которые вначале 90-х все отняли у него, - стабильность, уверенность в завтрашнем дне, работу, сбережения
И вот результат: в общественном сознании утвердилось мнение, что в России русский человек оказался изгоем.
Вспоминаю рассказ Николая Яковлевича Дёмина об одном из московских чиновников. Так этот чиновник сказал: "И с этой ордой вы хотите построить в России производство? Лучше все земли отдать западным фермерам".
Как тут не вспомнить слова Достоевского: "У нас дошло до того, что России надо учиться, обучаться, как науке, потому что непосредственное понимание её в нас утрачено".
Под коростой псевдолиберальных идей копились проблемы колоссальной разрушительной силы.
И вот этот нарыв стал вскрываться. Вскрываться болезненно, хирургически, потому что по-другому не бывает в таких случаях.
Во Франции проявляют вандализм арабы, а у нас сами русские
Вот почему мы говорим: сегодня надо решительно изменить вектор отношения к русскому народу. Задачей интеллектуальных сил России должно стать осмысление и выработка идеологии и практики сбережения русского народа.
Наша конференция - продолжение большой интеллектуальной работы, которая идёт в